Печать

Мистерия Цам разогнала тучи над Элистой

Опубликовал: Валерий Павлов 02 Октябрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

На мистерии ЦамЭстафету праздничных мероприятий, посвященных 150-летнему юбилею Элисты, продолжили торжества по случаю 10-летия центрального хурула Калмыкии. Первым и самым ярким событием в программе этих празднеств стала религиозная мистерия Цам, во второй раз дарованная монахами тантрического монастыря Дзонгкар Чоде из Индии, где веками хранится таинство исполнения танца буддийских божеств. Впервые элистинцы имели возможность видеть эту церемонию в 2009 году.

В минувшее воскресенье, на площади перед входом в храм «Золотая обитель Будды Шакьямуни»,  под импровизированным шатром из разноцветных флажков и в присутствии большого количества зрителей был продемонстрирован, не имеющий аналогов, обряд танцующих буддийских монахов. 28 священнослужителей монастыря Дзонгкар Чоде под священные буддийские мелодии в масках и одеждах разных божеств исполнили 12 сакральных танцев.

Как пояснил переводчик  Бембя Митруев, маски и наряды танцующих монахов изображают буддийских божеств-защитников, которых, можно соотнести с ангелами-хранителями в европейской традиции. В частности, перед зрителями церемонии предстали главный защитник монастыря Дзонгкар Чоде, защитники Учения Будды — Махакала, Окон Тенгри, одновременно являющиеся покровителями самого Далай-ламы XIV и калмыцкого народа.

Маски гневных божеств имеют весьма устрашающий вид – они изображаются с гипертрофированными чертами лица, глазами навыкате, с оружием в руках.  Встречаются и по-настоящему жуткие персонажи — например, владыки кладбищ в виде скелетов, напоминающие о непостоянности жизни и неотвратимости смерти, но при этом символизирующие в буддизме четыре безмерных состояния ума – любовь, сострадание, радость и беспристрастие.

Мистерия Цам – это не просто танцевальное действо, не шоу, оно имеет глубинный философский смысл. Перевоплощаясь в танце в то или иное божество, священнослужители одновременно занимаются духовной медитацией. Кроме того,  для того, чтобы исполнять длительное время сложные танцевальные движения, облаченными в массивные костюмы и головные уборы, в некоторых случаях с тяжелыми предметами в руках, необходимо иметь недюжинную физическую силу.

Но все же некоторые элементы развлекательного свойства в мистерии Цам присутствуют. Так, например, в репертуар, если так можно выразиться, танцующих монахов Дзонгкар Чоде, с недавних пор включен не носящий религиозного свойства танец снежных львов. Это популярный персонаж танцев народов буддийского Востока, берущий начало в китайской традиции, его миряне очень любят.

Также монахи продемонстрировали целое представление с короткими диалогами с мальчика-кочевника и старика, олицетворяющих традицию передачи учения от наставника к ученику. Обаятельного дедушку с белой бородой, напоминающего персонажа калмыцкой сказки про Кееду или калмыцкого же старца Цаган Ааву, зрители встретили особенно тепло и помахали ему, уходящему с импровизированной сцены, вослед рукой.

Завершился Цам ритуалом Торгьяк, символическим сжиганием  всего негатива, накопленного за год, все препятствия живых существ. Примечательно, что небо над Элистой, с утра затянутое тучами, по мере священнодействия монахов постепенно прояснялось и к концу представления окончательно очистилось от туч. Выглянуло солнце, и у всех на душе и в умах стало легче…

Елена БОЛДУРИНОВА,


«Известия Калмыкии»,

Фото  Николая БОШЕВА и архива центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=24660