Печать

Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй празднует свой юбилей

Опубликовал: Валерий Павлов 06 Октябрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

  title=В этом году Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй отмечает своё 100-летие. В течение всего года, как сообщает пресс-служба дацана,  в Петербурге проходят выставки, концерты и другие события, посвященные этой дате.


Основные праздничные мероприятия намечены на конец сентября – начало октября, в них примут участие Полномочный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, представители  буддийского духовенства страны, в том числе  – настоятель центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Мутл Овьянов, ведущие музеи Петербурга, российские и зарубежные ученые-буддологи и востоковеды, а также главы религиозных конфессий Петербурга, консульский корпус и главы регионов России.


Основным событием празднования станет посвященная 100-летию дацана общегородская историко-художественная выставка, которая пройдет в Петропавловской крепости с 28 сентября по 27 ноября. И, как сообщают  «Санкт-Петербургские ведомости»: «Тханки из дацана. Можно увидеть в Петропавловской крепости».


”В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский дацан. К 100-летию храма». Впервые в нашем городе реализован совместный выставочный проект буддийского храма и светских учреждений культуры.


Дацан в Старой Деревне был построен в 1909 – 1915 годах по проекту коллектива авторов во главе с известным мастером петербургского модерна Гавриилом Барановским. В 1934 году храм был закрыт, а культовые вещи переданы в Музей истории религии. Дацан был возвращен Ленинградскому обществу буддистов в 1990 году (здание признано памятником истории и культуры еще в 1968-м).


Любопытно, что первое собрание буддистских предметов было привезено в Петербург этнографом Герхардом Фридрихом Миллером после завершения обширной сибирской экспедиции 1732 – 1742 годов. На рубеже XIX и XX веков собственную буддистскую коллекцию собрал известный ювелир Агафон Фаберже, сейчас она хранится в Эрмитаже…


На открытии выставки директор Музея истории города Александр Колякин говорил о том, что дацан – это органичная часть Петербурга, города изначально многоконфессионального. Настоятель дацана Буда Бадмаев напомнил, что буддийская практика – это умение понимать друг друга и работать вместе. Выставка и стала хорошим примером такого совместного труда.


Действительно, даже межмузейные проекты – ныне редкость, а здесь выставлены предметы, документы и редкие фотографии из Эрмитажа, Кунсткамеры, Музея истории религии, РЭМ, петербургского Музея Рерихов, Института восточных рукописей РАН, всего около 200 экспонатов. Важной частью выставки стали танки – 20 буддийских икон из собрания Петербургского дацана. Они недавно отреставрированы и на время работы выставки стали доступны широкой публике.


По просьбе нашей газеты Ольга Хижняк, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии (ГМИР), рассказала о некоторых экспонатах. Прежде всего, внимания заслуживает комплекс, посвященный мистерии «цан», или «чам», что буквально означает «танец». В действии участвуют 108 персонажей в масках из дерева и папье-маше, например, бог смерти Яма. Кроме масок выставлены музыкальные инструменты – большие барабаны, трубы и медные тарелки.


В 1931 году художник Осор Будаев, некоторое время работавший в ГМИР, создал минеральными красками на ткани танку «Колесо бытия». К тем же годам относится его картина «Портреты бурятов», в которой народное искусство сочетается с реализмом. В 1937 году Будаев был репрессирован и погиб. Реабилитирован в 1959 году.


Среди икон из собрания петербургского дацана показаны не только известные далеким от буддизма зрителям изображения мирного божества, воплощающего милосердие и сострадание, но и гневного божества – защитника веры. Интересно изображение Куберы – божества богатства в виде всадника на льве, держащего в правой руке знамя, а в левой – мангуста. Как только Кубера надавливает на зверька, тот изрыгает драгоценности. Эта танка восходит к древнейшим добуддийским языческим верованиям.


В течение первой недели работы выставки монахи из Улан-Уде будут строить мандалу – обитель божества из разноцветного песка. 29 ноября в последний день ее работы мандала, по традиции, будет разобрана в знак мимолетности бытия”.


http://spbvedomosti.ru


фото маски Дмитрия Соколова

  title=  title=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=24705