Печать

Тэло Тулку Ринпоче и Мутл Овьянов приняли участие в торжествах, посвященных юбилею Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй

Опубликовал: Валерий Павлов 12 Октябрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

Тэло Тулку Ринпоче, юбилей Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй  В праздничных мероприятиях, посвященных 100-летию Санкт-Петербургский дацана Гунзэчойнэй,  приняли участие почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, настоятель центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Мутл Овьянов.

Досточтимые Тэло Тулку Ринпоче и Мутл-гелюнг  приняли участие в  торжественном молебне — равнай Датог-освящение, посвящённом 100-летию дацана. Во время молебна были освящены статуи махараджей – царей четырех сторон света и статуя Калачакры.

Гости из Калмыкии приняли также участие в открытии выставки «Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма», посвященной истории одного из самых древнейших философских учений человечества. Государственный Эрмитаж представил более 350 произведений VIII–XX века, среди которых буддийская скульптура, живопись (тханка), мандалы, изображения для астрологических ритуалов, ступы, ритуальные предметы, гау-реликварии, цаца и многое другое. Выставка наиболее полно представляет эрмитажную коллекцию, рассказывающую о буддизме. Некоторые из предметов экспонируются впервые.

История дацана Гунзэчойнэй, отмечающего в этом году столетний юбилей,  началась в феврале 1898 года, когда в столицу Российской империи прибыл посланник Его Святейшества  Далай-ламы XIII Агван Лобсан Доржиев.  Он  получил разрешение на строительство храма в столице в 1900 году. По переписи населения 1897 года, в Санкт-Петербурге проживали 75 буддистов, в основном буряты и калмыки. Но еще с XVIII века, когда начались великие путешествия на Восток, в обществе возник, научный и духовный интерес к культуре Центральной Азии.

Управлял строительством целый комитет востоковедов, в составе которого были Василий Радлов, Сергей Ольденбург, Эспер Ухтомский и Николай Рерих.

Николай Рерих участвовал не только в научном руководстве, но и приложил руку к художественному оформлению храма. Созданные по эскизам Рериха витражи с изображением девяти буддийских драгоценностей считаются одной из уникальных черт этого храма.

Проект дацана разрабатывал архитектор Гавриил Барановский – автор зданий магазина братьев Елисеевых и Русского географического общества в Петербурге. Строили его по канонам тибетской архитектуры. Половину средств на работы пожертвовал Далай-лама XIII, часть – Агван Дорджиев, а остальное собрали у верующих Бурятии и Калмыкии. Храм стал одной из самых дорогих буддийских построек в Европе – вместо традиционного кирпича здесь использовали колотый гранит. Работы заняли шесть лет, но первую службу здесь провели уже на четвертый год строительства в честь 300-летия дома Романовых.

Настоятель центрального хурула Калмыкии Мутл Овьянов, юбилей Санкт-Петербургского дацана Гунзэчойнэй

Летом 1915 года храм был построен. Необычное здание с мощными стенами, отделанными  гранитом и украшенное позолоченными благими символами. Портал с колоннами скрывал массивные двери с загадочными восточными письменами. Капители колонн и верхний фриз здания украшали позолоченные «щиты» с формулой «Десяти могуществ», где закодирована связь макро- и микрокосмоса. В ритуальном зале торжественно восседал Большой Будда. Особая ценность — два сиамских будды, сидящий Шакьямуни и стоящий Майтрейя, — подношения короля Сиама и посланника России в королевстве Георгия Плансона. Украсили храм цветные витражи плафона и ограждения светового проема, выполненные Николаем Рерихом, выложенный многоцветными плитками пол добавлял ощущение праздника. Круглые окна загадочным образом позволяли в момент зимнего солнцестояния проникать лучам прямо на Большого Будду.

10 августа 1915 года состоялось торжественное освящение храма. На церемонии присутствовали представители правительства России.

А 17 декабря 1933 года умер Далай-лама XIII. В память о нем в дацане прошло богослужение, которое оказалось последним.

В течение многих лет храм был закрыт для верующих. В 1987 году дацан посетил  Его Святейшество Далай-лама XIV.

Решающую роль в возвращении храма верующим сыграл Святослав Рерих, который напрямую обратился к Михаилу Горбачеву, и в июле 1989 года прибывший в Ленинград тибетский лама Кушок Бакула Ринпоче совершил ритуал очищения храма.

27 мая 1990 года, в день рождения города, состоялось первое богослужение. Через месяц храм официально был передан мирянам для молитвенных целей.

Пресс-служба центрального хурула  Калмыкии«Золотая обитель Будды Шакьямуни»,


Фото Романа СУХОСТАВСКОГО

Рассказ об истории храма подготовлен по материалу сайта http://newtimes.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=24732