Печать

Ступа Просветления построена в селении Цомок, исчезнувшем с карты России в годы депортации калмыцкого народа

Опубликовал: Валерий Павлов 23 Октябрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

Ступа Просветления, Лаганский р-он, на месте села Цомок, КалмыкияУчащийся Калмыцкой  национальной гимназии Иниг Дорджи-Горяев принял участие в городском этапе республиканского конкурс исследовательских краеведческих работ «Бичкн Терксм». В номинации «Культурное наследие»  он занял первое место. Ему было легко готовиться к конкурсу, так как Иниг принял самое непосредственное участие в строительстве буддийской ступы Просветления.  Мы в сокращении публикуем его работу  о строительстве и открытии ступы Просветления в Лаганском районе Калмыкии.

Иниг Дорджи-Горяев

«Субурган – как связь поколений»

Недавно я со своими родителями был на открытии субургана на месте исчезнувшего в годы депортации села Цомок.  Калмыцкое село Цомок Лаганского района  – это родина моих предков. Оно было основано на одном из притоков Волги, в красивейшем месте. Здесь растут зеленые ивы, в чистой воде цветут кувшинки и плавают прекрасные лебеди.

С калмыцкого языка «цомок» переводится как «возвышенность», «бугристая местность», «бугор». С  песчаной возвышенности, где когда-то стояло село, открывается удивительно красивый вид, поражающий своим простором, зеленым ковром цветущих трав и синей лентой реки. Мой прадед Саря Сарылович до войны был избран секретарем сельского совета «Цомок».

Жители выращивали арбузы, дыни, тыквы, помидоры, огурцы. На посевах стоял мотор, с помощью которого  поливали сады и огороды. Собирали урожай и пароходом отправляли в Лагань и  Олейничево, оттуда в Астрахань. А из Олейничево, Астрахани и Лагани привозили муку, хлеб.

На довоенной карте видно, что самыми близкими поселениями были село Хар-Хол (Черный Яр), село Ниицян, село Хапчиг. В каждом селе были начальные школы. Эти калмыцкие села, опустевшие после ссылки,  так и не возродились.

 Тэло Тулку Ринпоче отмечает место  для строительства ступы Просветлния, Калмыкия,Здесь будет построена ступа Просветления, Калмыкия, место исчезнувшего села Цомок, Лаганский р-онКогда началась война, из села Цомок более сотни  мужчин и юношей ушли на фронт. В селе остались лишь только старики и женщины с детьми.

28 декабря 1943 года из села были высланы все жители, 207 дворов. Не все перенесли тяготы депортации. Всего около 150 семей смогли вернуться в Калмыкию, а остальные семьи безвозвратно были потеряны.

Таким образом, оборвалась не только человеческая жизнь, но и история семей, родов и, некогда процветающего, наполненного жизнью, радостью села Цомок.

25 сентября 2015 года недалеко от Лагани на месте исчезнувшего поселка Цомок состоялась торжественная церемония открытия ступы Просветления.

Благословение на  строительство субургана на месте исчезнувшего села Цомок  в августе 2013 года даровал Шаджин-Лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и сам лично проводил обряд выбора места и выкупа земли. По словам моего отца Саранга Анатольевича, который был инициатором возведения субургана,  на протяжение всего строительства они докладывали Шаджин-Ламе Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче о проделанной работе, спрашивали совета. Шаджин-лама всегда говорил, чтобы не спешили возвести субурган.

На строительстве ступы Просветления, Калмыкия, С. Дорджи-ГоряевДля ступы ПросветленияКаждый этап строительства ступы шел по советам и поддержки Тэло Тулку Ринпоче, монахов хурула Лагани и “Золотой обители Будды Шакьямуни”.  После каждого этапа, наступал миг затишья. Наверное, для того, говорил отец:«чтобы мы поняли  какая это ответственность – священная ступа и как важно делать все основательно». Я хорошо помню день проведения обряда выкупа земли и освящения места под строительство ступы. Шаджин-Лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче выбрал место и вместе с монахами совершил обряд выкупа и освящения земли.

Возводили ступу строго по буддийским канонам и всем миром. Набирались опыта, помогая другим в разных районах Калмыкии в строительстве, закладке ступ. Мой папа несколько раз выезжал в Индию на учения Его Святейшества Далай-ламы XIV. Из каждой поездки привозил для закладки необходимые священные атрибуты: статую Будды, освященную на учениях Его Святейшества Далай-ламы, священные тексты, воду из Ганга и других святых источников. А также землю из святых мест, где Будда достиг Просветления, даровал Учения; формы для изготовления мирд и цаца, дорогие ткани, и т. д. Из Бодхгаи он привез одежду для Будды. По преданию статуя Будды в ступе Махабодхи возникла самопроизвольно и одежда с этой статуи заложена в ступу.

Мы с братом помогали отцу в строительстве ступы и видели, какой  большой была подготовительная работа по сбору средств, ритуальных предметов для закладки в ступу, изготовлению цаца, подготовке благовоний для ступы. Целых три мешка благовоний (сянгн идян) привезли из Бурятии для ступы!

Принять посильное участие в строительстве ступы – значит обрести бесчисленные заслуги в этой и будущей жизни. Многие понимали это, и принимали активное участие в возведении ступы. В том числе активное  участие принимала моя семья. Мой папа был одним из инициаторов и организаторов строительства ступы Просветления, и я, как сын, тоже хотел помочь своему отцу, в таком благом деле. Каждый этап нашей работы проходил под контролем, подробной консультацией и помощью  уважаемых монахов геше Джампа и геше Наванга Цоглама, Анджа-гелюнга и ген Лодоя, Санджи ламы и ген Ямпеля. Закладку проводили монахи и настоятель хурула города Лагани  Зунду Багше.

Строительство ступы Просветления, КалмыкияВ подготовительной работе над ступой принимали участие и дети. Я, мой брат Арлтан и другие ребята с удовольствием и интересом делали «цаца»,  «мирд»,  собирали пряности, «катали» мантры, помогали  взрослым в закладке фундамента.  Нам всем очень понравилось участвовать во всем происходящем.

И вот настал долгожданный день –  открытие субургана. Для начала следует отметить, что церемония открытия ступы Просветления совпала с 80-летием Его Святейшество Далай Ламы XIV и 10-летием Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Об этом, как о добром знаке, говорил Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Он от всего сердца высказал слова благодарности всем, кто участвовал в строительстве ступы, кто помогал, кто радовался возведению субургана на земле Цомок.

Жители села Цомок, живущие в разных районах республики и за ее пределами, выразили свою искреннюю признательность непосредственным участникам строительства ступы Просветления: Эренцену Марзаеву и Герману Убушаеву, Александру Шалхаеву и Эрдни Бадма-Горяеву,  Александру и Эренцену Мендяевым, Петру Васильеву и Сарангу Дорджи-Горяеву, Сарылову Максиму и Василию Очир-Горяеву, Сергею Церен-Убушаеву и Алексею Тюрбееву. Некоторые из них не являются выходцами села Цомок, просто они не смогли оставаться в стороне от столь благородного дела.

Особенную радость испытывали люди от того, что в церемонии освящения нашей ступы принимали непосредственное участие монахи монастыря Дзонкар Чоде, в этом монастыре папа был дважды. Там рядом с монастырем стоят 8  субурганов,  у подножия каждого он взял по камешку и заложил в нашу ступу. Тем самым зародилась связь между нами и тантрическим монастырем. И, как свидетельство этого, 28 монахов монастыря с настоятелем Дзонкар Чоде участвовали в  церемонии открытия ступы на нашей родной земле.

Возглавил ритуал освящения и омовения ступы Шаджин-Лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче с монахами центрального хурула, города Лагани и Дзонкар Чоде. Также на открытии присутствовали иностранные гости – участники Международного форума «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее» —  Людмила Класанова из Болгарии и Рэймонд Лэм из Гонконга.

Так, 25 сентября 2015 года, инициатива жителей исчезнувшего села Цомок по возведению исторического памятника – субургана в память о предках получила реальное воплощение. На землю своих прадедов прибыли потомки жителей села Цомок, они совершили подношения  родной земле, родным, не вернувшимся из ссылки, и поклонились субургану. Священной буддийской ступе Просветления, связавшей поколения прадедов и правнуков.  Пусть они станут символом вечной славы и бессмертия тех, кто в суровое время созидал, защищал свою страну, верил в добро и справедливость, мечтал о счастье и благоденствии своего народа, Отечества.

Иниг ДОРДЖИ-ГОРЯЕВ,


учащийся 8 «а» Калмыцкой национальной гиназии г. Элисты,

фото Аллы БУРСЛУГИНОВОЙ и архива центрального хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни”

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=24815