Печать

Почитание выдающихся лам прошлого дарует свет добродетелей в сердце и благословение потомкам

Опубликовал: Валерий Павлов 29 Октябрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

Верующие Кижингинской долины, жители с. Могсохон, на высокой горе, что красивой грядой простирается над селом, рядом со ступой Ендум (ступа «Отсекающая разногласия»), посвященной Лубсан-Нима Жабэ (1905–1989 гг.), Ширээтэ ламе Иволгинского дацана в годы правления XIX Пандито Хамбо ламы Жамбал Доржи Гомбоева (1963–1983 гг.), по инициативе соржо ламы Кижингинского дацана, проректора по научной работе Буддийского университета «Даши Чойнхорлин» Раднажаб Содномова, возвели еще два субургана — памяти двух выдающихся лам, уроженцев своего родного села. Строительство началось в июне 2015 года и было завершено 23 октября 2015 года, накануне ритуала освящения Рамнай.

На западной стороне установлена ступа Жанчуб (ступа Пробуждения), посвященная умзад ламе Иволгинского дацана, габжа ламе Лубсан Чойжал Жалсанову (1905–1982 гг.). На восточной стороне — ступа Намжал (ступа Полной Победы), посвящена шоогомбо ламе Иволгинского дацана, гэбшэ ламе Дэмбрэл Базаржапову (1915–1994 гг.). Родственники вложили в эти ступы личные вещи лам, которые у них сохранились – это статуи Будды Шакьямуни, Богдо Зонхавы из домашних алтарей, которым габжа лама Лубсан Чойжал Жалсанов и гэбшэ лама Дэмбрэл Базаржапов поклонялись многие-многие годы. Наряду со 108 томами Канона «Ганжур» и множеством других сакральных предметов почитания, верующие поместили в ступу даже личный ритуальный ваджр одного из лам. Поистине эти три субургана над Могсохоном подобны великой Птице, несущей благо всем, свет Дхармы и защиту от бед…

24 октября 2015 года ламы Кижингинского дацана «Даши Лhунбо» и Чесанского дацана «Гандан Чоймпэллинг» под руководством Главы Сангхи России, Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева провели большой ритуал «рамнай» – освящение ступ и наполнения их силой благословения всей земли вокруг…

Сотни кижингинцев прибыли в этот солнечный день на праздник, вместе с детьми и внуками, сопровождая своих родителей, дедушек и бабушек. Видя, как малыш, едва научившийся топать по земле своими маленькими ножками, делает эти первые шаги в месте такой духовной силы, с папой и мамой совершая круг «гороо» вокруг святынь, сердце искренне радуется за них, а праздник обретает возвышенный и глубокий смысл… Под сильным крылом своих верующих родителей, почитающих семейные ценности и традиции, этот маленький человечек с самого начала своей жизни уже обретает огромную защиту и благословение своей родной земли. Изо дня в день, из года в год, благодаря доброте и мудрости родителей, ребенок становится все сильнее и крепче, обретая лучшие качества — причины своих будущих успехов и удач, и в этом сомнений нет.

Обращаясь к молодежи, Хамбо лама Дамба Аюшеев не устает напоминать и повторять слова Хамбо ламы Даша Доржо Этигэлова из его Завещания потомкам: «Богатство молодого друга – в раннем накоплении добродетелей…» Ведь именно в пору детства и юности мы полны энергии, а в молодости уже способны по-настоящему накапливать неиссякаемые добродетели как результат великого множества добрых дел, мыслей, пожелания блага другим. Закон кармы таков, что человек каждую секунду обретает и накапливает добродетели, которые в буддизме считаются одними из главных видов богатств человека. Но здесь важно помнить и о том, что таким же образом, каждую секунду силой своих негативных мыслей и гнева мы способны сжигать в одно мгновение все эти бесчисленные, за многие жизни обретенные богатства…

Поэтому возрождение дацанов, возведение субурганов, хурдэ, проведение хуралов, просветительских лекций, реализация благотворительных проектов – все это делается ради верующих, ради обретения нами прочной духовной основы, укрепления веры, ее устойчивости, закрепления наших духовных и мирских успехов. И ради памятования о том, что в этой жизни не мирские ценности даруют нам истинное благополучие. Поэтому вызывает огромное уважение тот факт, что в этот день, на освящение субурганов прибыло очень много молодежи. Молодые мамы брали на руки своих дочерей и сыновей, чтобы помочь им самим, своими ручонками вращать молитвенный барабан Хурдэ, и без устали совершали большое количество торжественных обходов вокруг ступ, начитывая на четках сердечные мантры Божеств… А как радовались наши дедушки и бабушки этому событию, какой свет мы видели в их глазах, когда они приветствовали друг друга, тепло и уважительно, не спеша, общались…

Удивительной была судьба этих уважаемых лам – благодаря своему Учителю, который заранее их предупредил о скором закрытии дацана. Спасая их, он велел им уходить из родного дацана как можно быстрее и как можно дальше, отправив их в Читинскую область. Там они работали на лесоповале. И когда однажды началась проверка НКВД, то представители органов, прибыв к ним туда с инспекционной проверкой, были поражены работоспособностью и профессиональным исполнением своих обязанностей. По этой причине наши ламы избежали репрессий и гонений. В будущем они в числе небольшого количества выживших лам в эти страшные времена, встали у истоков возрождения буддизма в нашей стране в 60-70-80 гг., служа в Иволгинском дацане. Благодаря в том числе и им, их неугасшим знаниям, в Бурятии в те годы совершенствовалась практика проведения хуралов. Прошедшие все трудности и испытания военных лет, духом и телом они остались непоколебимы, и всю эту внутреннюю силу они даровали верующим, через благословения и молитвы каждого дня…

После завершения освящения ступ делегация гостей праздника во главе с Хамбо ламой Дамбой Аюшеевым посетила сельский краеведческий музей имени С.-Н. Очирова, известного в Бурятии, в России и за рубежом самобытного бурятского художника. Увлекательнейшую экскурсию подарили нам его дети и внуки, а уникальные экспонаты прошлых столетий, предметы уходящего быта бурятского народа, настоящие артефакты той прекрасной старины, которую мы еще помним с детства, просто не могли оставить нас равнодушными. Хамбо лама, восхищенный энтузиазмом школьного учителя, художника, краеведа, этнографа, оставившего богатейшее творческое наследие, благодаря которому сегодня молодежь, да и среднее поколение также, могут узнавать и изучать быт, традиции бурят, предложил хранителям экспозиции, при поддержке Сангхи России, подготовить и осуществить эксклюзивный издательский проект, где будут опубликованы уникальные картины Сэрэн Намжал Очирова, чем вызвал огромную радость и восторг у присутствующих. В завершение встречи Дамба Аюшеев оставил большую памятную запись в Книге отзывов посетителей музея.

В с. Могсохон есть еще одна достопримечательность — необычный молитвенный комплекс «Хурдын Сумэ», подобного которому в России нет нигде. 108 томов священных текстов буддийского канона «Ганжур» расположены на полочках большого стеклянного молитвенного барабана, вращая который, по замыслу его инициаторов Раднажаб ламы Содномова и директора ГАОУ СПО РБ «Техникум строительства и городского хозяйства» г. Улан-Удэ Цывана Батдамбаевича Базарова, человек обретал бы самые благие качества познающего безграничную Мудрость ума и способность познавать Истину, обретал бы все причины для обретения мудрости Будд, причины для будущих благих рождений, для обретения окончательного Освобождения…

Во второй половине дня в спортзале Могсохонской средней школы состоялись соревнования по национальной борьбе Бухэ Барилдаан. Со всего Кижингинского района сюда прибыли лучшие спорсмены. Наблюдая за ходом поединков, невозможно было не заметить, насколько вырос уровень мастерства наших маленьких борцов. А какое умиление вызывали самые юные участники, которые отчаянно боролись за победу, и также искренне переживали за свои поражения в поединках… В этот день все они подарили своим болельщикам настоящий праздник, яркую и быструю, красивую борьбу, массу эмоций, ведь просто невозможно было оторвать от них глаз! Силой и энергией этих мальчиков и юношей был наполнен весь зал, односельчане горячо переживали за своих ребят, активно поддерживали их. Как, впрочем, и всех, кто показывал упорную, захватывающую борьбу, потому что каждый стремился порадовать Покровителя Бухэ Барилдаана – Божество Очирвани (Ваджрапани). Надо отметить, что очень теплая и доброжелательная атмосфера царила вокруг. Организаторы праздника в честь такого большого духовного события вручили каждому спорсмену подарки от Кижингинского дацана.

После завершения состязаний юных борцов, вручения им наград и началом соревнований среди мужчин, Хамбо лама Дамба Аюшеев, обращаясь к молодежи, ко всем присутствующим в зале, сказал: «Я очень рад вновь посетить Кижингинский дацан, увидеть ваше село, встретиться с вами, увидеть ваш музей, увидеть, как вы здесь живете и понять, что для вас сегодня является самым важным. Я рад тому, что сегодня состоялось освящение двух субурганов, посвященных вашим землякам – выдающимся бурятским ламам. В связи с этим, хочу еще раз напомнить вам о важности изучения Дхармы. Причем, изучения ее с молодого возраста, потому как в старости, если ум наш так и останется в темноте, то он будет причинять нам одни страдания и нашим близким… Поэтому изучайте Учение Будды! Если же здесь у вас не будет процветать Дхарма, то не будет и удач. И не забывайте помогать друг другу, помогать своему дацану. Будьте всегда такими же энергичными, устремленными к лучшему, какими здесь я вас сегодня увидел. У вас много хороших традиций, и этим вы меня, жители Могсохона, удивляете и очень радуете. Да, вы такие и есть – ведущие вперед кижингинскую землю, ведь это так? Думаю, что не случайно, что ваше село известно повсюду.

Вот послушайте, что сегодня передал нам Хамбо лама Даша Доржо Этигэлов в своем ежедневном Послании, которое сегодня он посвятил вам: «Ехэ уула хадын урда аман руу оросон харгы нэгэ хун хараад, гэбэ: «Доторынь нюуса хото байна…» Этигэлэй Хамба лама хэлээ: «Хилэнсэ тYйдхэр Yгы газар» («Один человек, глядя на дорогу, уходящую в горное ущелье, говорит: «Там внутри есть тайный город…» На что Хамбо лама Этигэлов сказал: «Это место, где нет загрязнений и препятсвий…»)

Так что, думайте и постарайтесь понять, уважаемые могсохонцы, о каком тайном городе вам сегодня сказал Учитель. Удивительно то, в вашем музее есть картина С.- Н. Очирова, где он изобразил точь в точь именно то, о чем сегодня утром сказал нам Хамбо лама! И картина эта ведь называется тоже не обычно: «Двойное видение»… Значит, здесь у вас в Могсохоне, действительно, есть нечто тайное и невидимое… Но вот что это? Ищите!

Всегда помните о Хамбо ламе Этигэлове, что он находится там, в Иволгинском дацане, что он живой и что все знает о вас, наблюдает за вами… Это мой вам завет и благопожелание!

Видя вашу веру в Учение Будды, я знаю, что все ваши благие цели будут достигнуты, а добрые желания, намерения исполнятся. Поклоняясь своим трем ступам, всегда помните о ваших ламах, которым они посвящены. Это были не простые ламы. Также помните и о том, что ваши Сахюусаны так же рядом с вами. И не попадайте никогда в плохие истории и ситуации! Занимайтесь только хорошими делами! И если вы будете жить, совершать любую деятельность с благим умонастроением, то все у вас будет испооняться беспрепятственно. Всегда молитесь о том, чтоб у вас была сильной молодежь, это ваши дети! И чтоб не было в селе пьянства, всего нехорошего и дурного…

Молясь у субурганов, возжигая масляную лампадку Зула, делая подношение Божествам, всегда говорите себе о том, что этим вы закрываете все двери неудач и бед для каждой семьи родного Могсохона, да не придет плохое и дурное с севера, с юга, с запада и востока! Со всех десяти сторон света! Делая так, вы прочно запечатываете такими своими словами. мыслями все двери неудач для каждой семьи своего села. Делайте так каждый день, оберегайте свои близких верой и молитвой. Помните, что ритуал «Сэржэм» обладает огромной силой! Именно сэржэм закрывает врата во все плохие участи. И если вы будете делать этот ритуал, как положено, утром каждого дня, то вся ваша семья, вы сами, ваши дети, родные и близкие в этот день не подпадут под воздействие окружающих нас негативных сил. И в то время, когда вы делаете сэржэм, не думайте о чем-то другом, не думайте о пустом…

И еще. Очень важно каждый день быть бдительным. Великий Учитель Нагарджуна как сказал? Он сказал следующее: «Преждевременно погибает тот, кто не был бдителен». Причем здесь говорится и в прямом, и в переносном смыслах. А мы, буддисты, это знать должны в первую очередь и действовать. Прошу вас, не надо пытаться угадать, увидеть то, что труднопостижимо… Лучше наблюдайте за тем, что происходит рядом с вами. Как раз именно этого мы и не видим…

Когда рядом с нами находится Божество, мы его не видим… Когда приходит или ходит рядом с нами чёрт, мы и его не видим… Почему так происходит? Потому что у нас нет бдительности. Из-за этого мы часто попадаем в руки к таким существам… Поэтому, благодаря буддийской практике, мы спосбны, можем и должны стать бдительными. Придя к трем субурганам, не говорите там о пустом, не думайте о бесполезном. Но думайте и молитесь об обретении бдительности. Пожалуйста, будьте бдительными! В этом и есть отличие верующего человека от неверующего. Глубоко и искренне верующий человек всегда бдителен во всех отношениях – он способен почувствовать тонкое присутствие Божества, почувствует он и присутствие существ из низших миров, это правда.

И еще хочу сказать вам о двух моментах:

Первое – это никогда ни о чем не надо сожалеть! Потому что все обретенные и накопленные за день добродетели («буян» – бур.) вы можете в момент своего сожаления уничтожить безвозвратно! Зачем сожалеть? Что прошло, то прошло, не привязывайтесь к прошедшему, ведь его уже не вернуть… Поэтому перестаньте сожалеть! Обиды и сожаления сжигают беспощадно наши благие заслуги, от чего и страдаем потом…

Второе – это никогда не сомневайтесь о будущем! Нельзя этого делать, своим неверием вы сами закрываете ему дорогу. Если будете уверены в своем будущем, то к вам непременно придет это драгоценное качество – духовная бдительность.

Эти два условия приходят по благословению Будд и Бодхисаттв, поэтому следуйте в своей жизни буддийской практике. И еще раз повторюсь: будьте бдительны! Вот, например, мы сейчас видели, как боролись наши мальчишки. Почему кто-то из них проигрывал схватки? Потому что в важный момент не оказался не бдительным.

Ну что ж, сегодня свершилось великое дело – освящение двух субурнанов. И каждый из вас сегодня совершил глубокую духовную практику. Я рад этому и желаю вам всего благого!»

Земля Кижинги гордится своей историей, своими знаменитыми выходцами. И благословенна неиссякаемым богатством разнообразных талантов своих жителей, верой и преданностью Трем Драгоценностям. Поэтому мы уверены в том, что совершенно не случайно на этой земле получило рождение огромное множество великих, выдающихся лам, в самые тяжелые годы предвоенных и военных лет прошлого столетия сохранивших Учение Будды в нашей стране, порой ценою жизни и смерти…

Не случайно и то, что Кижингинский дацан «Даши Лhунбо» начал свое возрождение одним из первых в нашей стране — 7 июня 1990 года был проведен хурал его освящения, во главе с XXI Пандито Хамбо ламой Мунко Цыбиковым. Символично, что первым хуралом возрожденного дацана стал Дончод хурал, посвященный рождению Будды Шакьямуни, достижению им Просветдения и уходу в махапаринирвану.

В 2001 году благодаря огромным усилиям лам Кижингинского дацана, верующих Бурятии, а также и буддистов России, был возрожден из небытия на его историческом месте величественный субурган Всевидящего Будды «Джарун Хашор» (Субарга Балдандоржэ, осн. в1919 г.

А совсем недавно, 26 июля 2015 года, на территории дацана был проведен большой ритуал закладки священного сосуда Бумба в фундамент будущего Чойра дугана – дугана философии. А это уже есть самое настоящее начало возрождения знаменитой бурятской буддийской философской школы, к которой принадлежали Лубсан Чойжал лама Жалсанов и Дэмбрэл лама Базаржапов. Их ступы теперь будут радовать умы и сердца жителей Могсохона, даруя благословения на процветание всей Кижингинской долины, блгословляя все живые существа.

Сегодня, когда под сильным крылом Сангхи России за последние два десятилетия возрождены и возвращены верующим все родовые дацаны, восстановлен институт ученичества – хувараков, и молодое буддийское духовенство БТСР с каждым годом набирает силу, Учение Будды в нашей стране вновь дарует нам широкие возможности обрести беспрепятственную духовную свободу и освобождение. Хамбо лама Даша Доржо Этигэлов своим подвигом Возвращения дал нам великую надежду на то, что любые великие духовные цели достижимы.

Пресс-служба Сангхи России    

Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=14314