8 ноября в Селенгинском районе село Ацула пройдёт Хурал посвящённый 199-летию
со дня рождения
VII Пандито Хамбо ламы Галсан Чойроп Ванчикова. Также
в программе спортивное мероприятие «Эрын гурбан наадан»
и концертная программа.
Биография Великого
Хамбо Ламы. Неукротимый духом подвижник
VII Пандито Хамбо лама
Галсан-Чойроп (Сандэлэг) Ванчиков
Места окрест села Ацула, по берегам реки Темник, славятся по всей Бурятии как облепиховый рай.
А еще кедрач по отрогам
Хамар-Дабана. Брусника,
смородина — по распадкам.
Земляки
из Ацулы и других окрестных сёл, те, что постарше, конечно, помнили,
но то, что
из этих мест произошел седьмой Пандито Хамбо лама Галсан Чойроп Ванчиков, широкой общественности республики стало известно сравнительно недавно.
И тут мы подходим к факту, уникальному для истории бурятской буддийской конфессии: шестеро Хамбо лам,
с третьего до седьмого, и десятый, принадлежали
к роду хатагинов, вышедших
во второй половине
XVII века из Монголии. О первом из них — Лубсан-Жимбе Ахалдаеве уже сказано. Вслед
за ним идут трое
Ешижамсуевых — Дэмчог,
Данзан-Гаван и Чойбон-Доржо. Ахалдаев
и Ешижамсуевы родились
в одной местности,
Хонин-Нюга (Бараний Луг). Ахалдаеву
и Дымчику Ешижамсуеву там в 2007-м и 2008-м годах уже поставлены субурганы.
В последующие годы придет черед ставить субурганы двум оставшимся Чойжамсуевым.
В небольшой биографии
Галсан-Чойропа Ванчикова, подготовленной
в Иволгинском дацане.
Есть чем и кем гордиться
их землякам селенгинцам, а
в широком смысле
и всем бурятам
и вообще жителям республики независимо
от национальности. Я уже
не раз писал
о регулярных праздниках
в честь выдающихся деятелей буддизма,
в первую очередь, Хамбо лам, проводящихся на
их родине, у посвященных им субурганов. Последние возводились
и прежде. Но особый смысл, стройную систему, размах приобрели они после Явления в
2002 году Драгоценного
и Неиссякаемого Тела Этигэлова.
В первой части
торжеств — молебен, затем краткая официальная часть
с приветственными речами, концерт
и Сурхарбан. Мне удалось присутствовать
на освящении субургана
в местности Талын-Харгана недалеко
от Новоселенгинска, там, где ушел
в Нирвану первый Хамбо лама Заяев. Много раз проезжал раньше мимо. Дорогие мне места, так как недалеко отсюда,
в Новоселенгинске я впервые увидел божий мир. Ландшафт, конечно, это невысокие холмистые горы
с голыми склонами, поросшими полынью.
И вот такое место, оказывается, связано
с уходом в Нирвану Заяева.
И этот степной ландшафт после появления здесь субургана, его освящения
и праздника по этому случаю, ожил, задышал. Надо, надо напоминать людям
их собственную историю именно таким
методом — почитанием сакральных мест Бурятии.
И ведущая роль
в этом по праву принадлежит Буддийской традиционной Сангхе России.
Приходилось мне раньше бывать и
в Ацуле. Теперь
я приеду сюда
с трепетом в душе: здесь в
1816 году, в год Огненной мыши
27 числа третьего осеннего месяца по лунному календарю спустился
к нам с небес просвещеннейший
из Хамбо лам, непреклонный
в своем милосердии.
Это Галсан-Чойроп Ванчиков.
Вообще-то Ацула, очевидно, одно
из здешних урочищ, название которого
в советское время перешло
к выросшему здесь селу.
Место же, где родился Ванчиков, называлось Сагаан-Бургаасун (Белый Тальник). Здесь жили его родители
Сан-Дэлэг и Галсан Долгор, принадлежавшие
к знатному княжескому роду, откуда вышло немало просвещенных лам, деятелей, отмеченных наградами российских самодержцев.
По имени отца Ванчикова еще при жизни звали
Сан-Дэлэгом или
Сан-Дэлэгын багша. Отец
с матерью были людьми набожными.
Еще до рождения сына отцу приснилось, что Соржо лама Тамчинского дацана Галсан говорит ему: «Построй дацан! Будет польза
людям!» — и преподносит в дар белую раковину, символизирующую распространение буддийского Учения. Возрадовавшись, отец
с еще большей силой стал начитывать мантры.
На следующий же день после рождения сына
Галсан-соржо приехал
из Тамчинского дацане
к ним и дал новорожденному имя
Галсан-Чойроп. Чудесные явления сопровождали Ванчикова всю жизнь.
В семь лет принимает обет послушника.
Хотя он внешне и
не усердствовал, но учение давалось ему легко. Тексты заучивал
с одного раза, без понуканий.
В
24 года он встретился со знаменитым святым учителем Хорчид гэгээном
Галсан-Содбо из Внутренней Монголии.
Три года Галсан-Чойроп сопровождал великого йогина, воплощение Ваджрадары (Очирдари)
в его путешествиях по Бурятии
с проповедью Учения.
Во время посвящения Калачакры, которое святой давал
в Ичетуйском дацане,
на ясном небе повисла радуга.
А однажды в Баргузине в жестокий мороз
Хорчид-гэгээн давал учение раздетым
до пояса, обвязанный железной цепью, при этом
от него шел пар. Много высоких посвящений
на тайные тантрические практики получил молодой монах
от великого мастера.
И вообще всю свою жизнь
Галсан-Чойроп Ванчиков ездил
из дацана в дацан по Бурятии, Монголии, чтобы усовершенствовать свои практики. Затем
он сам давал Посвящения
и Наставления во многих бурятских дацанах.
Он первым из бурятских лам стал принимать экзамены
на ученые звания габжа
и гэбши, создал для них учебные программы
и распорядки дня послушников, давал им обеты убаши (генинов), гэцулов, гэлонгов.
Он же первым
из бурятских лам стал давать Учение Калачакры
в России. Ванчиков был верным учеником Хамбо ламы
Чойбон-Доржо Ешижамсуева, ассистируя ему
во время учений. Перед своей кончиной Хамбо передал
Галсан-Чойропу хадак
с наказом усиленно читать книги по цанниду (философии
и богословию). Взойдя в
1860 году на трон Хамбо ламы,
Галсан-Чойроп Ванчиков
с еще большим рвением продолжал свою благородную деятельность по распространению Учения. После проведенных им посвящений, дарования благословений, наставлений
в окрестных местностях устанавливался мир, прекращались внезапные смерти, болезни, ссоры.
Сан-Дэлэгын Хамбо, достигнув очень высоких степеней учености, неизменно советовался
с великими Учителями Монголии
и Тибета. Неоднократно
он делал обширные подношения седьмому Богдо Гэгэну, Засаг Хамбо Утайшаня, испрашивая
у них советы по дальнейшему развитию практики буддийского Учения.
В
1872 году Сан-Дэлэгын Хамбо был ошибочно снят местной администрацией
со своего поста.
В первую очередь,
из-за его активной политики противодействия христианизации бурят. Впоследствии, все обвинения были сняты
с него высшим губернским начальством. В знак признания его выдающихся заслуг участники выборов нового Хамбо ламы преподнесли ему благодарственное письмо. После ухода
в отставку Учитель еще более усилил личные практики по сокровенной мантре, проводил публичные ритуалы по Калачакре
и Жинсрэг, делал подношения своему преемнику
на троне Хамбо ламы, храмам Цаннид, Жуд, Манба, Калачакры, также отдельно пожертвовал
4000 рублей с пожеланием использовать «ни
на что другое, как
на Калачакру». Новоизбранный Хамбо Чойдор Мархаев
из Ацагатского дацана после восшествия
на трон поднес мандалу
Сан-Дэлэг Хамбо.
В срединном летнем месяце
1873 года великий йогин
в местности Харуул-Нюга (Караульный Луг) принимает участие
во встрече цесаревича, будущего императора Александра III. Представители
13 дацанов поднесли высокому гостю серебряную статуэтку Будды, завернутую
в шелка, монгольскую юрту
с золотым навершием-ганжиром, золотое блюдо, изысканные кушания, одежды, нож, огниво, накидку
на сидение. В срединном осеннем месяце
того же года самочувствие Учителя еще более ухудшилось,
он рассылает письма своим ученикам,
а новому Хамбо ламе предсказал, что отныне гонения извне утихнут, будете
спокойно жить. Второго числа этого месяца ученики продолжили молебен возле Учителя.
Он обратился к ученикам: «С восточной стороны держите запряженную
в телегу лошадь,
я еще обойду кругом Хуреэн
(дацан)!»,— и стал уходить
в Нирвану. Второго, третьего числа
к его дому стали стекаться отовсюду ученики.
Со слезами на глазах они совершали ритуал подношения Мандалы.
В течение 10 недель по понедельникам тысячи его
учеников — духовных лиц
и мирян — подносили Мандалу.
Тело Учителя пронесли вокруг дацана
и поместили в Цаннид дуган, затем
во вновь построенный храм,
с тем, чтобы
в будущем поместить
в субурган. Для выполнения ритуалов
за ушедшего были посланы
в монастырь Дайчин вана
в Монголии двое габжа лам.
Они поднесли шелковую ткань, которой
Сан-Дэлэг Хамбо обертывал священные книги, лошадь
с телегой, получили заказанный ими текст восхваления ушедшего, сделали богатые подношения
в храмах монастыря, заказали молебны
за ушедшего. В последующий период были получены
из Тибета с выражением почтения
к ушедшему в Нирвану священные атрибуты
из серебра с хадаком от Гунчен-ринпоче, печать Учения
и другие принадлежности
от Панчен ламы, пожелания обрести благое рождение
от Далай ламы
и других великих учителей.
Все эти сведения содержатся
в подробной биографии
Г-Ч. Ванчикова, обнаруженной
в Агинском дацане Дид Хамбо ламой Цыреном Дондукбаевым
и изданной в Иволгинском дацане.
В
2004 году в Ацуле по инициативе Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, силами земляков был возведен
и освящен субурган
Галсан-Чойропа Ванчикова. Осенью
2006 года здесь прошло празднование 190-летия великого ламы. Теперь ежегодно
в этом месте проходят молебен
и Эрын Гурбан Наадан
с участием Пандито Хамбо ламы
и Ширээтэлам Буддийской традиционной Сангхи России.
Материал предоставлен:Николаем Бадмаринчиновым
В рамках мероприятии так же пройдёт ярмарка. Предусмотрена дегустация готовой продукции
из облепихи, меда
и других промыслов села. Администрация Селенгинского района приглашает всех жителей Бурятии
8 ноября в село Ацула, сообщает
пресс-служба Селенгинского района.
Селенгинский район вновь проводит сельскохозяйственную ярмарку даров природы знаменитой Темниковской долины Основной промысел – облепиха,
в селе Ацула сосредоточены основные сады «янтарной ягоды»
в республике. Облепиха – «королева целебных растений», ценное лекарство
и пищевое сырье, кладовая биологических активных веществ.
По оценкам специалистов, именно ацульская облепиха зовется «сибирским ананасом»
за очень высокую концентрацию витамина С.
В ее плодах ученые зафиксировали более 70% биологически активных веществ (состав витаминов, микроэлементов, кислот, которые очень полезны для человека),
а также в ацульской облепихе высокое содержание каротиноидов (витаминов роста). Кроме того, долина Темник славится промыслом мёда, выращиванием овощей
и грибов вешенки. Мероприятие состоится
в селе Ацула сельского поселения «Темник»
Источник: http://www.sangharussia.ru/news/detail.php?ID=14352