Печать

Региональные рождественские образовательные чтения

Опубликовал: Валерий Павлов 22 Декабрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

  title=16 декабря в культурном центре «Родина» состоялось открытие республиканских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность». В пленарном заседании принял участие настоятель Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Мутул-гелюнг.

Форум проводился по благословению Святого Патриарха Московского и всея Руси Кирилла как региональный этап Рождественских образовательных чтений.

Пленарное заседание открыл Высокопреосвященнейший владыка Юстиниан, архиепископ Элистинский и Калмыцкий. В своей приветственной речи архипастырь указал на важность сотрудничества традиционных религиозных организаций с государством в области образования и воспитания подрастающего поколения. Владыка назвал приоритетным направлением преподавание основ православной, буддийской и мусульманской культур, а также развитие образовательно-воспитательного проекта «Казачьи классы».

С приветственными словами к педагогам, участникам образовательных чтений также обратились главный федеральный инспектор по РК Александр Беляев, настоятель Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Мутул-гелюнг, заместитель председателя Духовного управления мусульман Калмыкии Раджап Зияутдинов, глава города Элисты, председатель Элистинского городского собрания Вячеслав Намруев, заместитель министра образования и науки РК Герман Санджарыков, депутат Народного Хурала (Парламента) РК, ректор Калмыцкого госуниверситета Бадма Салаев, начальник Управления образования Элисты Истя Мушаев.

Настоятель Центрального хурула Калмыкии Мутул-гелюнг отметил в своем выступлении, что в современную эпоху глобализации весьма актуальным является выявление общечеловеческих духовных ценностей различных культурных традиций. Эти ценности представляют собой фундамент прочных межкультурных связей.

«Каждая религия проповедует такие непреходящие гуманистические ценности как добро, мир, справедливость, милосердие, сострадание, терпимость, провозглашает бесценность человеческой жизни, достоинство личности,— сказал Мутул-гелюнг.— В своей основе буддизм представляет собой учение о человеке, его сущности и природе, о пути его духовного спасения и, как следствие этого, социальной практике совершенствования личности и общества.Буддизм выступает и за создание идеального общества, и за создание идеального человека. В конце концов, все мы – составляющие общества, неотъемлемые части друг друга, и очень трудно изменить самого себя, если общество остается неизменным. Невозможно жить и работать в продажном и по сути своей безнравственном обществе и при этом оставаться незанятым. Следовательно, даже в интересах собственной нравственной и духовной жизни следует прилагать усилия к тому, чтобы преобразовать общество, в котором живешь».

Сравнивая современные педагогические практики с формами наставничества и учительства, практикуемыми в буддизме, Мутул-гелюнг отметил утрату сложной техники передачи традиций и жизненного опыта, а также пробуждения и интенсификации высших духовных состояний и озарений. Значительные усилия в восточных культурах прикладывались для формирования духовных и телесных способностей ученика.

«Главное сейчас – в подготовке кадров учителей-знатоков и носителей буддийской культуры, создании серии учебников, хрестоматий, методических пособий,— сказал Мутул-гелюнг.— Нужна благоприятная атмосфера в семье, школе и социально-культурном окружении и длительная кропотливая творческая работа, чтобы воссоздать утраченное в этой области на потребу национальной системе образования Калмыкии».

В своем выступлении Мутул-гелюнг затронул проблему качественного преподавания в средних учебных заведениях предмета «Основы религиозных культур и светской этики», введенного в общероссийскую школьную программу в 2012 году. Он привел примеры серьезных ошибок, вольностей в учебнике по буддизму, изданном в Элисте, которые закрались даже в фундаментальные положения буддийского учения.

Поддержав эту тему, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан посетовал, что подобные вольности есть и в пособиях по другим религиями. Рассуждая на эту тему, владыка Юстиниан предложил создать в Калмыкии сообщество преподавателей этого предмета, методические объединения учителей-религиоведов, которые могли бы тесно сотрудничать с централизованными религиозными организациями республики.

Атаман Калмыцкого казачьего округа Всевеликого войска Донского Эрдни Манжиков выступил с докладом на тему «Казачество как фактор межрелигиозного и межнационального мира и согласия».

Кроме Бадмы Салаева, председателя комитета по образованию, здравоохранению, культуре, молодежной политике и социальной защите регионального парламента, на пленарном заседании также присутствовали и другие депутаты Народного Хурала, которые были персонально представлены участникам форума. В своем выступлении Бадма Катинович отметил, что в настоящее время в сфере образования республики особый интерес вызывает этнокультурный вопрос. «Благополучие народа и развитие государства зависят от уровня образования, создания необходимых условий для развития личности, реализации прав ребенка,— сказал депутат и ректор вуза Бадма Салаев. – Мы ищем на базе КалмГУ новую образовательную модель республики, основанную, разумеется, на усвоении общечеловеческих ценностей, развитии личности на духовно-нравственной основе. Конечно, при этом мы учитываем специфику нашего университета. У нас учатся представители народов ближнего и дальнего зарубежья – более 500 иностранцев из 38 государств, а также более двух десятков студентов, представляющих другие регионы страны. В нашем университете создана Ассоциация иностранных студентов, сложилась прекрасная традиция проведения международного фестиваля иностранных студентов, обучающихся в России «Мы такие разные, но мы вместе». Мы хотим, чтобы все были толерантны». Вместе с тем Бадма Катинович отметил, что возглавляемый им вуз испытывает проблему создания педагогических условий для адаптации иностранных студентов.

На пленарном заседании с докладами о духовно-нравственном воспитании учащихся выступили ректор КРИПКРО, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Лилия Мунчинова, начальник отдела Управления образования администрации г. Элисты Наталья Бютцинова, директор Русской национальной гимназии им. преподобного Сергия Радонежского Татьяна Волохова, учитель начальных классов Калмыцкой национальной гимназии им. А. Ш. Кичикова, заслуженный учитель РК Екатерина Бадма-Халгаева, начальник Приютненского отдела образования Светлана Санджиева.

По итогам пленарного заседания был принят совместный документ, в котором отмечена важность сотрудничества православной, буддийской и мусульманской общин республики с органами государственной власти в области образования и предложено провести подготовительную работу по открытию методических объединений учителей православной культуры на базе Русской национальной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.

После пленарного заседания здесь же, в КЦ «Родина», состоялся концерт лауреатов ХIII городского смотра-конкурса художественной самодеятельности «Надежда есть». Затем была проведена церемония награждения победителей этого конкурса и вручения свидетельств об аттестации епархиальных воскресных школ.

Во второй половине дня работа форума «Традиции и новации: культура, общество, личность» была продолжена на базе РНГ им. преподобного С. Радонежского в двух секциях: «Вера, казачьи традиции и воспитание» и «Религиозная культура в школе». В просветительском центре Казанского кафедрального собора был организован круглый стол на тему «Воскресные школы: состояние, проблемы, перспективы».

Вечером в малом зале Дворца культуры Калмыцкой госфилармонии состоялся концерт-лекторий, посвященный основам духовной музыки России,— культурно-просветительский цикл «Мелодия веры».

18 декабря в элистинской СОШ № 20 состоялась церемония закрытия Республиканских образовательных чтений. Мероприятие прошло в форме детского казачьего праздника, приуроченного к 25-летию возрождения казачества Калмыкии. Итоги Чтений подвели архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан и ректор КРИПКРО Лилия Мунчинова. Архиерей, опираясь на мнение участников форума, сказал о необходимости укрепления сотрудничества традиционных религиозных общин с органами управления образованием и образовательными учреждениями, а также особо отметил важность развития проекта по открытию казачьих классов, как первого из значимых направлений духовно-нравственного воспитания детей, наряду с преподаванием основ религиозных культур и факультативной работой по духовному образованию. Среди почетных гостей этого праздника были председатель Правительства РК Игорь Зотов, представитель Центрального хурула РК Анджа-гелюнг, депутат Народного Хурала РК Татьяна Руденко, заместитель главы администрации Элисты Бадма Манджиев, атаман Казачьего округа Эрдни Манджиков и народный поэт Калмыкии Григорий Кукарека.

Директор РИПКРО Лилия Мунчинова огласила итоговый документ образовательного форума, в котором было отмечено, что в Чтениях приняли участие более 300 человек. В состав участников вошли педагоги, деятели культуры, представители традиционных религиозных общин, преподаватели воскресных школ, представители родительской общественности, представители органов государственной власти и законодательных институтов местного и регионального уровня.

Участниками Чтений были единогласно выражена искренняя обеспокоенность за современное состояние семьи, за будущее подрастающего поколения, а также решимость противостоять разрушению устоев российского общества и государства.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=25207