Печать

День памяти жертв депортации калмыцкого народа

Опубликовал: Валерий Павлов 31 Декабрь 2015. Опубликовано в Новости сайтов

  title=28 декабря, в День памяти и скорби о жертвах насильственной депортации калмыцкого народа, жители республики по традиции пришли к мемориалу «Исход и Возвращение», чтобы почтить память безвинно погибших, возложить венки, цветы, зажечь свечи. Перед восхождением на курган, к величественному монументу работы Эрнста Неизвестного, состоялся траурный митинг, по окончании которого монахи Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни» прочитали молитву Прибежища.

На многолюдном траурном митинге, начавшемся с минуты молчания, выступили Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов и народный поэт Калмыкии Владимир Нуров. «72 года назад свершилась чудовищная несправедливость по отношению к нашему народу. Насильственной депортации подверглись люди от мала до велика, старики, женщины, дети,— сказал Алексей Маратович.— Но самое страшное было потом. Тысячи и тысячи наших соплеменников погибли в пути, в жесточайших условиях депортации, а затем и в суровой сибирской ссылке. Но не взирая ни на что наш степной народ пережил эту трагедию, преодолев неимоверные трудности. Наши земляки достойно сражались на фронтах Великой Отечественной, защищая Родину от фашистской нечисти. Сегодня мы вспоминаем тот мрачный для нас день, с которого начался тяжелейший период в истории калмыцкого народа, не для того, чтобы бередить раны, а чтобы быть вместе, сплотиться во имя памяти о трагическом прошлом. Никакие силы не сломят наш народ в веках! Сохраним себя, свою идентичность в великой семье братских народов России!»

Поэт Владимир Нуров, выступая с речью, продекламировал свои стихи, посвященные депортации калмыцкого народа. Затем монахи Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анджа-гелюнг, Дамир-лама и Канур-лама прочитали молитву поминовения безвинно погибших людей.

После митинга люди неспешной вереницей по круговой тротуарной дороге стали подниматься на верх кургана, чтобы возложить венки и цветы к монументу, посвященному депортации нашего народа.

Приведем некоторые сведения о депортации калмыцкого народа в 1943–1944 годах.

  title=В самый разгар войны в Калмыцкую АССР для участия в операции по выселению калмыков были командированы 2 975 офицеров. Для обеспечения перевозок населения выделили 1255 автомашин. По личному приказу Лаврентия Берии в Калмыкию был направлен 3-й мотострелковый полк внутренних войск НКВД СССР (1226 тыс. человек).

Когда к намеченному сроку подготовительная работа по организации выселения калмыцкого народа была в основном завершена, рано утром 28 декабря 1943 года согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР и приказу НКВД СССР началась карательная операция «Улусы».

Придя в этот день на рассвете в калмыцкие семьи, опергруппа НКВД на сборы вещей в далекие стылые края давала не более часа, а где и 20–30 минут. Что мог собрать в дорогу растерявшийся от неожиданного решения властей человек? Да и как можно было за какие-то полчаса что-то собрать, определить и выбрать самое нужное? Поэтому многие вышли из дома с детьми в чем были обуты и одеты: без теплых вещей, без пищи, практически не взяв ничего с собой. Никто же не знал, что их ждет впереди.

С каждым годом становится все меньше очевидцев тех событий, а значит, мы должны навсегда запомнить их рассказы. Не только потому, что этим мы воздадим дань уважения мужеству и стойкости того поколения. В наше время, когда в стране обострился национальный вопрос, особенно впечатляет в этих воспоминаниях то, что в них нет ненависти, озлобленности и желания мстить кому-либо за перенесенные унижения и страдания. В самые трагические моменты своей жизни эти люди старались запомнить каждого, кто проявил к ним сострадание и оказал посильную помощь. Этому великодушию, способности различать добро и зло мы и должны научиться у уходящего от нас поколения.

Как полный разгул террора надо рассматривать ”интернирование” защитников отечества — представителей ”преступных” народов. Все солдаты и офицеры калмыцкой национальности были направлены в Астрахань и переданы НКВД, который вывез офицеров в Ташкент и Новосибирск, а рядовых направил на строительство гидроэлектростанции в Пермской области.

Некоторые постановления советского правительства, принятые в годы национальных репрессий, для калмыков и после восстановления их автономии не были отменены до конца 1990-х годов, что свидетельствовало об отсутствии полной реабилитации. А постановления были разные, регламентирующие любые нормальные, обыденные человеческие проявления. Следует подчеркнуть, что репрессиям подвергались все калмыки независимо от их служебного, социального, политического ранга. Женщины не калмыцкой национальности, но бывшие замужем за калмыками, также брались на учет и подвергались всем положенным репрессиям, но калмычек, вышедших замуж за представителей других этносов, на учет не брали. Все эти изощренные инструкции способствовали ассимиляции этноса.

По переписи 1939 года в республике проживало почти поровну калмыцкое (101 тысяча человек) и русское (107 тысяч человек) население, а также около трех тысяч казахов и татар и более 4 тысяч немцев.

  title=После депортации калмыков НКВД усиленно ”доказывал” обществу преступность изгнанного и отверженного этноса, для чего использовались все средства. Ссылались на то, что некоторые калмыки пошли служить Гитлеру.

Однако в целом, по мнению историка К. М. Александрова, в 1941—1945 годах военную службу на стороне Третьего Рейха несли лишь примерно 5 тысяч калмыков.

Мнение, что большинство калмыцкого населения СССР являлись пособниками немецко-фашистских захватчиков, не соответствует действительности. Калмыки внесли вклад в победу СССР в Великой Отечественной войне, они воевали в Красной Армии, в составе партизанских отрядов и разведывательно-диверсионных групп. В Красную Армию были призваны 25 747 калмыков, которые сражались с первого до последнего дня войны, 9026 из них погибли, ещё 4326 из тех, кто оказался в плену, не перешли на сторону противника. Калмыками являлись 125 из 220 добровольцев, подготовленных в разведшколе № 005 и переброшенных в тыл противника к середине ноября 1942 года. Они участвовали в советском партизанском движении на территории Калмыкии и сопредельных территорий, многие из них погибли. Помимо партизанского движения в Калмыкии, калмыки участвовали в партизанском движении на других территориях СССР.

И несмотря на это, более 15 000 калмыков, отслуживших в Красной армии, подверглись депортации…

Из 97–98 тысяч депортированных калмыков в ссылке с 1943 по 1950 годы умерло более 40 тысяч человек. Общие потери населения калмыцкого народа составили более половины его общей численности. По сводкам отдела спецпоселений НКВД СССР на учёте в 1950 году числилось всего 77 943 переселенца-калмыка, включая рождённых в период депортации.

17 марта 1956 года калмыки были реабилитированы, им было разрешено вернуться на родину. Полная реабилитация произошла лишь в 1990-е годы.

Вечная память жертвам репрессий.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=25313