Опубликовал: Валерий Павлов 07 Январь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Группа уважаемых лам, среди них Ганден Три Ринпоче, Шарпа и Джангце Чодже и несколько настоятелей, утром 2 января ожидали Его Святейшество Далай-ламув зале собраний монастыря Ташилунпо, чтобы попрощаться с ним.
Когда Его Святейшество появился, озаренный солнечным светом, под большим желтым церемониальным зонтом, монахи Ташилхунпо сидели на ступенях монастыря. Его Святейшествос улыбкой уселся рядом с нимии все вместе сфотографировались на память, после чего Его Святейшество сел в машину. Дорогу из Ташилхунпои улицы Билакуппе наводнили тысячи тибетцев, многие размахивали цветами и палочками благовоний и практически все держали в руках белые шелковые хадаки, на которых искрились и играли первые утренние лучи.
Когда поселение осталось позади, машина Его Святейшества остановилась, и настоятели, следовавшие в кортеже, подошли к его окну, чтобы еще раз выразить свое почтение перед расставанием. И снова двинулись в путьк Бангалору, сделав короткую остановку в Мандье, где местные журналисты с нетерпением ждали прибытия тибетского духовного лидера. Перед отправлением, Его Святейшество сказал журналистам и отвечающимза безопасность полицейским несколько слов о важности внутреннего покоя и мира,а такжео необходимости беречь знания и ценностиих древнего культурного наследия. В Бангалор прибыли как раз к обеду.
После обеда Его Святейшество попросили побеседовать с членами Индийской административной службы штата Карнатака.
«Братья и сестры, – приветствовал он их. – Я бесконечно рад нашей сегодняшней встрече. Все мы часть человечества, все семь миллионов людей по сути одинаковы. Конечно, между нами есть различия в вероисповедании, цвете кожи и волос,мы выходцыиз разных стран и говоримна разных языках, но это все второстепенные различия. Самое главное, что по сути своей мы одинаковые люди. Многие проблемы, с которымимы сталкиваемся,мы творим своими собственными руками, делая чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами.
Разделение людей на своихи чужих, излишний эгоизм – источники насилия, убийств и коррупциив нашем мире. Вместо этого, нужно не жалея сил распространять идею о единстве всего человечества. Мы должны думать о благополучии всего человечества в целом.Если счастливо все человечество, то будет счастлив и каждый человек. Если все человеческое сообщество снедают страхи и подозрения, каждый из нас будет несчастным».
Его Святейшество провел сравнение между древними цивилизациями Египта, Китая и Индиии заметил, что Индская цивилизация подарила миру наибольшее число великих мыслителей и учителей, среди которых был и Будда.Он добавил, что его слушатели, как члены Индийской административной службы, могут помочь в деле распространения древних индийских ценностей. Его Святейшество пояснил, что призывает их не к пропаганде церемоний и подношений, а к распространению таких ценностей, как ахимса и знанияоб устройстве ума.
«Знания об уме, эмоциях и их устройстве – предмет, который может изучаться академически. Опираясь на эти знания, я начал диалог с современными учеными, который длится уже более 30 лети оказался полезным обеим сторонам. Я узнал, например, что традиционная буддийская космология, с горой Меру в центре мироздания, в корне ошибочна. С другой стороны, утверждение квантовой физики, что вещи не наделены объективным существованием во многом пересекается со взглядами мадхьямаки, которая учит, что поскольку все вещи зависят от причини условий, они существуют только как обозначения».
Его Святейшество сказал своим слушателям, что последние 56 лет, лучшие годы своей жизни, он провел в их стране,и каждая клеточка его мозга пропитана древнеиндийскими знаниями, поэтому он поистине чувствует себя сыном Индии. В каком бы уголке мира он ни оказывался,он всегда старается поделиться с людьми древними индийскими идеями ахимсы и межрелигиозной гармонии.
Его Святейшество попросили дать совет индийским государственным служащим, и он ответил:«Будьте честными, открытыми и правдивыми, так вы будут способствовать укреплению доверия».
На вопрос, можно ли сохранять религиозные ценности без опоры на религию, Его Святейшество ответил, что именно это он называет светской этикой. Он поделился, что некоторые его друзья с опаской воспринимают слово «светский», но он трактует его, как равное уважение ко всем религиозным традициям, а такжеко взглядам неверующих. Из семи миллиардов жителей современного мира, один миллиард открыто заявляет, что их не интересуют духовные материи, поэтому важно искать пути, чтобы донести и до них идеи любви, сострадания, терпимости и прощения.Это можно сделать с опоройна светскую этику. Его Святейшество упомянул, что в Северной Америке, Европе и Индии уже ведется разработка учебных программ для преподавания светской этики в современных учебных заведениях. Его Святейшество также рассказал, что более десятка американских городов объявили себя «городами доброты».
Последним прозвучал вопрос, что изменилось после того, как Будда достиг пробуждения под деревом бодхи. Его Святейшество отметил, что благодаря этому появились более 300 томов буддийских трактатов, переведенных с санскритана тибетский язык. Затем он упомянул природу Будды или основополагающий ум, который по природе своей чист и прозрачен, свободен от гнева, привязанности и неведения. Поскольку загрязнения или беспокоящие эмоции не являются частью ума, их можно устранить. После их устранения открывается ум Будды.
В конце встречи организаторы выразили Его Святейшеству искреннюю признательность за то, что он нашел время с ними побеседовать, и подарили ему миниатюрное дерево бодхи. Утром следующего дня Его Святейшество Далай-лама вылетел в Дели.