Опубликовал: Валерий Павлов 06 Февраль 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Гадание Мо («бичг сякх») – по благословению Окон-Тенгри
Как мы сообщалив расписании мероприятий, посвященных Цаган Сар, вечером предпраздничного дня (8 февраля, понедельник), с 18.00 до 23.00, в молельном зале Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоится начитывание молитвы восхваления богини Окон-Тенгри, покровительницы калмыцкого народа. А в праздничный день, 9 февраля, среди многих молитв прозвучит и молитва-обращениек Шри-Дэви(Окон-Тенгри).О ритуалах, связанных с этой богиней, нам рассказал администратор хурула Санан-гелюнг.
«Издавна богиня Окон-Тенгри является покровительницей калмыцкого народа, помощницей во всех благих делах. По традицииу насв хуруле ежегодно, в праздничные дни Цаган Сар, читают разрозненные тексты восхвалений Окон-Тенгри, чтобы с наступлением весны наша республика реализовала без препятствий главные весенние работы, и богиняОкон-Тенгри сопутствовала людям во всех благих делах,— говорит Санан-гелюнг. – И мы приглашаемв хурул всех желающих 8 февраля вечером для накопления заслуг (буйн), устранения препятствий и сопутствия удачи как для себя, так и для своих родных и близких. Вместе с монахами Центрального хурула и другими верующими вы будете начитывать благословенную мантру Окон-Тенгри».
Санан-гелюнг отметил, что с давних времен у всех этнических монголов сохранялась традиционная связь с богинейОкон-Тенгри.Ойрат-калмыкиее очень почитали, делали подношения. Одной из самых связанных с Окон-Тенгри традиций было гадание Мо (по-калмыцки «бичг сякх»). Эта калмыцкая версия гадания традиционно опиралась именно на Окон-Тенгри.
«Есть много вариантов традиционных гаданий, которые реализуются через разных бурханов. Но больше всего подобных гаданий опираются именно на Окон-Тенгри,— говорит Санан-гелюнг. – Человек, делающий реализацию через Окон-Тенгри, получает ее покровительство.У калмыков традиционно распространена версия гадания Мо (по-калмыцки «бичг сякх») – путем опоры на Окон-Тенгри (Пелден Лхамо).
Традиционно на иконе эта богиня-дева изображается восседающей на муле.Если присмотретьсяк этому изображению, то можно увидеть в районе хвоста мула маленькие кубики на веревке, напоминающие игральные зарики в нардах,с точками, указывающими цифры. Эти кубики символизируют, что Окон-Тенгри может наставлять людей путем гадания на этих кубиках, давать им ответы на задаваемые вопросы. Как мне говорил мой учитель Геше Лхарамба Гончок Тямцо, у которогоя проходил обучение философии и астрологии, есть три разных способа реализации гадания Мо через Окон-Тенгри».
Три способа реализации гадания Мо через Окон-Тенгри
I. Это самый лучший способ. Реализация для дозволения гадания в этом случае требует четырех этапов. Первый этап – это полное посвящение Окон-Тенгри (Лхамо Дженанг), которое желательно получить от высоких лам. Второй этап — это строгий ретрит (затворничество), посвященный Окон-Тенгри.Во время затворничества нужно каждый день читать с утра широкую сотхану Окон-Тенгри вместе с сотханой Ямантаки. Необходимо также начитать как минимум 100 тысяч раз мантру Окон-Тенгри. Третий этап — осуществить обряд Чинсак (сожжение подношения), который проводится для того, чтобы очистить негатив от возможных ошибок, допущенных в период ретрита. Четвертый этап — получить устную передачу текста гадания Окон-Тенгри. Текст этот по сути своей самое главное в гадании Мо, так как является комментарием тех цифр, которые выпадают на кубиках (комбинаций цифр может быть от 3 до 18). Текст трактует значение каждой комбинации. При этом очень важно знать тибетский язык и понимать, что там написано.
II. Это средний способ. В этом случае реализация требует просто начитать 100 тысяч раз мантру Окон-Тенгри, и, конечно же, необходимо знание перевода текста комментариев гадания.
III. Это самый слабый способ. Просто начитать 21 раз мантру Окон-Тенгри, непосредственно перед гаданием, но и в этом случае обязательно надо знать текст гадания.
«Конечно, понятно, что из трех способов реализации серьезным является только первый, в остальных двух нет уверенности в правильности расположения богини Окон-Тенгрик тому монаху, который совершает гадание. После выполнения всех четырех этапов первого способа реализации гадания Мо человек может официально приступать к гаданию «бичг сякх». Также важно знать, что гадание Мо совершается только до 12 часов дня.Если вы идетек кому-тона прием, убедитесь в компетентности монаха, в его образовании, знаниях и нравственности. Иначе рискуете быть обманутыми. Интересуйтесь, задавайте вопросы, знания побеждают ошибки»,— сказал в заключениеСанан-гелюнг.
Для тех, кто придет вечером 8 февраляв хурулна совместное начитывание молитвы восхваления богини Окон-Тенгри, ниже приводим текст мантры, посвященной Окон-Тенгри.
Мантра Окон-Тенгри
Джо ракмо джо ракмо
джо джо ракмо тун джо кала рак ченмо
ракмо аджа та джа тун джо
рулу рулу хум джо хум
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»