Печать

Журнал “Азия и Африка сегодня” — о 10-летии калмыцкого хурула

Опубликовал: Валерий Павлов 11 Февраль 2016. Опубликовано в Новости сайтов

В первом номере (январь, 2016) научного журнала ”Азия и Африка сегодня” опубликована статья ”Десятилетие главного буддийского храма Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» сотрудников Института востоковедения РАН — кандидата биологических наук, старшего научного сотрудника С. Л. Кузьмина и кандидата исторических наук, руководителя Центра индийских исследований Т. Л. Шаумяна.

  title=Предлагаем эту статью с фотографиями вниманию посетителей нашего сайта:

”20–23 сентября 2015 года в столице Республики Калмыкия г. Элисте состоялись красочные торжества, посвященные десятилетию Центрального хурула – главного буддийского храма Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Калмыки переселились в Россию из Джунгарии свыше четырехсот лет назад. С тех пор это единственный народ Европы, традиционная религия которого – тибетский буддизм школы Гэлуг. В период борьбы в СССР с религиозными верованиями, сопровождавшейся репрессиями в отношении священнослужителей, все буддийские храмы в Калмыкии были закрыты, а затем и разрушены. Во время Великой отечественной войны калмыцкий народ разделил судьбу нескольких репрессированных народов, подвергшихся депортации в другие регионы СССР. Возвратившиеся на свою родину во второй половине 1950-х годов калмыки обнаружили, что на их территории не осталось ни одного храма. Положение стало улучшаться с 1990-х годах. К настоящему времени в республике действуют 27 храмов и монастырей.

Главным храмом является хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», заложенный на месте, благословленном Далай-ламой XIV во время его визита в республику в 2004 году. Возведение храма проходило в очень напряженном ритме и заняло примерно год. Сейчас это самый большой буддийский храм в России и Европе. Это резиденция Верховного ламы (Шаджин-ламы) Калмыкии – Тэло Тулку Ринпоче, который признан реинкарнацией великого индийского святого Тилопы (928–1009), а также одного из высших лам Монголии – Дилова-хутухты Б. Джамсранжава (1880–1965).

  title=Община Центрального хурула состоит из полностью посвященных монахов, которые держат свои обеты. В хуруле регулярно проводятся не только религиозные ритуалы и учения, но также просветительская работа, семинары и лекции. Он служит возрождению буддизма на калмыцкой земле, претворяя в жизнь наставления Далай-ламы − духовного учителя всех последователей традиционного для России тибетского буддизма.

Калмыки, как и все последователи традиционного буддизма России, ожидают визита Далай-ламы. Однако, к сожалению, российский МИД продолжает отказывать ему во въезде в Россию. Хотелось бы надеяться, что эта конъюнктурная позиция в ближайшее время будет пересмотрена, и тибетский первосвященник сумеет встретиться со своими последователями в России.

В рамках состоявшегося празднования десятилетия Центрального хурула состоялся международный форум «Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее». Одна из центральных идей форума – диалог культур Востока и Запада, диалог религии и науки – идеи, которые активно проводят в жизнь Далай-лама и Тэло Тулку Ринпоче. Эти идеи находят полную поддержку со стороны политического руководства и научной общественности Калмыкии.

Организаторами форума выступили Правительство Республики Калмыкия, Центральный хурул Калмыкии, Калмыцкий государственный университет, Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН, Институт востоковедения РАН (г. Москва), Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (г. Москва) и Национальный музей РК.

  title=На открытии форума 20 сентября с приветственными словами выступили Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче, Глава Республики Калмыкия А. М. Орлов, директор Института востоковедения РАН проф. В. П. Андросов, специалист в области буддийского искусства из Оксфорда Р. Бир, другие официальные лица, ламы и ученые.

Вслед за этим, при большом стечении народа, перед зданием хурула был совершен танцевальный ритуал Цам, который исполнили 28 монахов тибетского тантрического монастыря Дзонкар Чоде в Индии, основанного в 1277 г. на границе с Непалом. Монастырь имеет древнюю традицию представления этого редкого ритуала, исполнение которого сопровождается присутствием образов божеств и который способствует предотвращению несчастий и устранению возникающих трудностей и препятствий. Завершилось это красочным ритуалом Торгьяк для устранения злых сил. В России столь масштабная мистерия Цам исполнялась лишь второй раз.

21 сентября, после церемонии подношения цветов Будде Шакьямуни в молельном зале Центрального хурула, в конференц-зале хурула состоялись торжественная церемония открытия и пленарное заседание форума. Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче рассказал о непростом пути развития буддизма в Калмыкии, о том, что понимание широкими кругами населения важности возрождения религии и духовности пришло не сразу, о сложных организационных и технических вопросах, которые почти «с нуля» пришлось решать при возрождении религии в республике.

  title=Директор Библиотеки тибетских трудов и архивов (г. Дхарамсала, Индия) геше Лхакдор отметил важность постижения буддийского учения, а не только исполнения обрядов верующими. Директор Института востоковедения РАН В. П. Андросов указал на важность поисков точек соприкосновения буддизма и науки, ценность того, что учения Махаяны становятся достоянием тех, кто изучает буддизм в разных странах.

Камбы-лама Республики Тыва Лопсан Чамзы рассказал о развитии буддизма в его республике и подчеркнул важность налаживания связей с Калмыкией. Секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии отец Алексей отметил, что празднование 10-летия Центрального хурула совпадает с 20-летием Епархии, но фактически процесс возрождения православия и буддизма в Калмыкии начался одновременно. Он указал на важность взаимопонимания между буддистами и православными.

В тот же день начались секционные заседания, на которых выступали специалисты в разных областях. Заседания проводились 21 и 22 сентября в формате трех секций: «Тибетологические и буддологические исследования: история и современность», которая работала в Калмыцком институте гуманитарных исследований РАН (эта секция явилась продолжением круглого стола «Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией», впервые прошедшего 12 ноября 2014 года в Институте востоковедения РАН; «Буддийские ценности и вопросы образования, воспитания, этики», которая проводилась в Калмыцком государственном университете; «Буддийская культура и искусство: традиции и современность», проводившейся в Национальном музее Республики Калмыкия им. Н. Н. Пальмова. Кроме секций, в рамках форума работал круглый стол «Буддийская медицина и астрология».

  title=В общей сложности для участия в форуме в Элисту приехало более 40 ученых из Индии, Монголии, КНР, США, Великобритании, Болгарии, Казахстана, Германии, а также из разных регионов России – Бурятии, Тывы, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и других городов.

В последний день форума, 23 сентября, в Большом зале заседаний Правительства РК прошло расширенное заседание Межрелигиозного совета Калмыкии, посвященное 20-летию Калмыцкой и Элистинской епархии и 10-летию Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В своих выступлениях Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и архиепископ Калмыцкий и Элистинский Юстиниан подчеркивали, что обе конфессии, не вмешиваясь в дела друг друга и строго придерживаясь канонов своих религий, совместно работают на благо межрелигиозной гармонии в республике.

Впервые заседание Межрелигиозного совета Калмыкии собрало вместе буддистов и православных трех субъектов России — Калмыкии, Тывы и Бурятии, которых объединяет опыт совместного проживания в течение нескольких столетий. От органов исполнительной и законодательной власти Республики Калмыкия в заседании Межрелигиозного совета приняли участие заместитель председателя Правительства РК Б. В. Бадмаев, заместитель председателя Народного Хурала (Парламента) РК Н. Э. Нуров, главный федеральный инспектор по РК А. В. Беляев, министр культуры и туризма РК Х. Б. Эльбиков, глава администрации г. Элисты С. В. Раров, буддийские и православные деятели. В торжественной обстановке представителям буддийского и православного духовенства были вручены государственные награды.

В рамках форума прошел ряд культурных мероприятий. Его участники совершили обзорную экскурсию по Элисте, посетили Национальный музей Калмыкии, музеи Центрального хурула и Калмыцкого института гуманитарных исследований, памятник«Исход и возвращение», мемориальный музей «Репрессированные, но не сломленные», в котором собраны материалы и свидетельства депортации калмыков в 1943–1944 годах. Кроме того, для участников форума выступили фольклорные ансамбли и прошел концерт мастеров искусств Калмыкии в Национальном драматическом театре им. Б. Басангова.

Заседания форума, культурные представления и религиозные ритуалы наглядно продемонстрировали, что религия и наука не противостоят друг другу, а успешно взаимодействуют, выводя познание на качественно новый уровень. В выступлениях гостей и участников состоявшихся в Элисте мероприятий неоднократно отмечалось, что Калмыкия становится важнейшим центром буддизма России”.

Пресс-служба Центрального хурула РК ”Золотая обитель Будды Шакьямуни”

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=25542