Опубликовал: Валерий Павлов 15 Февраль 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Его Святейшество Далай-ламаXIV обратилсяк жителям Монголии с поздравлением по случаю праздника Цаган Сар. По сведениям, полученным сотрудниками фонда «Сохраним Тибет» из Офиса Его Святейшества Далай-ламы, это видео было записано в Дхарамсале (Индия) съемочной группой Монгольского телевидения незадолго до отъезда Его Святейшества в СШАв январе2016 года. Предлагаем читателям нашего сайта расшифровку видео:
«Сегодня первый день нового года по нашему летосчислению. В этом году Цаган Сар и Лосар совпали. Поэтому, обратившись сначала к Прибежищув Трех Драгоценностях, поздравляю всех вас с Новым годом! Наверное, вы все знаете, что Монголия и Тибет имеют исторические связи. Я всегда говорю, что Монголия и Тибет – как близнецы-братья.Еще до распространения буддизма в Центральной Азии Монголия и Тибет были соседствующими государствами, связанными дружескими отношениями.
После того как буддизм распространился в Тибет и в великую Монголию – в обеих странах получила развитие одна и та же школа буддизма. В Монголию буддизм пришел позже, уже из Тибета.Я всегда помню об этом.Сам я впервые посетил Монголию в 1979 году.
В то время Монголия была социалистической страной. Во время моего визита политика власти была пронизана духом красной идеологии, которая в некоторой степени разрешала религиозную деятельность в пределах монастыря, но вне монастыря она запрещалась.
Поэтому мы проводили религиозные обряды, давали учения и лунгив монастыре Гандан. В то время все ламы читали религиозные тексты на тибетском языке. Я видел слезы в глазах лам, когда во время церемонии подношения мандалы они громким голосом читали религиозные тексты.
Я тогда тоже испытывал большое волнение. Наши две страны, как я уже сказал, имеют многовековые дружественные отношения, особенно с того периода, когда благодаря вере живых существ в буддийское учение и [трудам] учителя Пагпа-ламы между нами установились тесные духовные связи.
Когда всеведущий Сонам Гьяцо посетил Монголию, ему был дарован титул ”Далай-лама”.Так междуДалай-ламойи монголами установилась особая священная связь.
Далай-лама XIII, мое предыдущее воплощение, также посещал Монголию. Говорят, он хорошо знал монгольский язык. Я помню эти исторические моменты, то, что в прошлом,в тяжелое время монголы хранили свои традиции, свою национальную религиозную культуру, и особенно культуру великой Наланды, приспосабливая ее к своим традициям. Религия Монголии, преодолев очень трудные времена, развивается дальше. Увидев это, я испытал большую гордость за вас.Я даже плакал.
Это стало для меня незабываемым событием. Затем я еще несколько раз посещал Монголию. Всем вам предстоит, одновременно с современной наукой, достигшей больших высот, развивать и традиционную буддийскую религию, которая прежде была в упадке.В Индии[в буддийских монастырях] учится очень много российских граждан, студентов, которые относятся к монгольским национальностям – это калмыки, буряты, тувинцы.
Из вашего государства, Монголии, в [тибетских] монастырях обучается более 400 студентов.Они стремятся достичь вершины буддийского учения. В буддизме важна не только вера, но и обретение знания. В буддийском учении главное ‒ достижение запредельной мудрости.
Будды трех времен учили, что мы должны руководствоваться не одной только верой, но стремитьсяк знаниям и в результате полного обучения обрести запредельную мудрость. Даже Всеведущий Будда для обретения мудрости должен был учиться, тренировать свой ум.
Поэтому сначала нужно слушать [учения], приобретать соответствующее знание. Затем многократно обдумывать, вновь и вновь анализировать, чтобы понять смысл. После этого, совмещая анализ и практику медитации, порождать бодхичитту. Развивая ее дальше, надо стремиться к достижению состояния Будды.
Если кратко: ”Ом гате, гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха” – ”Иди, иди, выйди за пределы, совершенно выйди за пределы, укоренись в просветлении”.
Исходя из этого, силой аналитического ума надо развивать дальше обретенные знания, устранить омрачения, в конце концов, достичь просветления. Поэтому самое важное – изучать буддийское учение.
Когда я встречаюсьне толькос тибетцами, но и с буддистами Китая, Японии, Кореи, всегда напоминаю и советую им: ”Мы должны стать буддистами XXI века”.
Буддист XXI века – это человек, имеющий современное образование и понимание основ буддийской философии, сочетающий знания и веру.
Это сочетание веры и знания является принципом нашей религии. Если мы сумеемих объединить, наши религия и вера продолжат развиваться в XXIIи XXIII веках. Поэтому самое важное – изучение Дхармы Будды.
Я вижу, что мои духовные друзья очень стараются строить новые дуганы, создавать буддийские изображения. Это очень нужно и полезно.Но самое полезное – создание книг, печатание трудов монахов, распространение книг и учения для просвещения верующих.
Я сейчас призываю к этому братьев и сестериз Монголии.В одиниз предыдущих визитов я обратилсяко всем вам наставлением: ”Не пейте водку, пейте больше кумыса”. И я очень рад, что вы приняли мое наставление.
Сегодня нам очень важно учиться сочетать изучение достижений западного научно-технического прогресса и учений великой школы Наланды. Поэтому я вам всем напоминаю, чтобы вы придавали этому большое значение.
Я несколько раз посещал Монголию. Во время этих визитов я чувствовал, что многовековые буддийские традиции не утраченыи имеют большой потенциал. И у меня есть желание еще много раз посетить Монголию.
Так что надеюсь встретиться с вами. Большое спасибо всем. Монголия – прекрасная страна с красивой природой, пусть она еще больше расцветает и все населяющие ее живые существа найдут счастье.
И пусть Монголия идет в ногус научно-техническими технологическим прогрессом, пусть люди в ней обретут счастье и душевное равновесие, в этой жизни и будущих – счастье и благополучие.Если в нынешней жизни будете жить со смыслом, обретете благие рождения. Поэтому желаю вам так поступать. Мне исполнилось80 лет, но я чувствую себя хорошо. У меня есть желание вновь посетить Монголию и попить кумыса. Спасибо. Счастливого праздника!»