Печать

Выставка «Старинные танки – наследие наших предков»

Опубликовал: Валерий Павлов 28 Февраль 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Как мы сообщали, в Центральном хуруле РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни» накануне национального праздника Цаган Сар открылась выставка «Старинные танки – наследие наших предков». На третьем уровне храма (второй этаж по отношению к молельному залу) на стендах представлены 38 танок – буддийских икон. Образы будд, бодхисаттв, йидамов, дхармапал, гуру, локапал были созданы мастерами прошлого. Эта уникальная коллекция старинных танок дошла до наших дней благодаря калмыцкому народу, который бережно хранил их десятилетиями.

  title=Танка, тхангка, кутханг (тиб., букв. «свиток») – в буддийском изобразительном искусстве – изображение божеств буддийского пантеона, жития просветленных, а также некоторого особого описания буддийской космологии. Живопись на свитках получила особое развитие в Тибете. По форме танки восходят к индийским ритуальным изображениям на холсте и тяготеют к квадрату, двойному квадрату, прямоугольнику.

Изображения божеств делаются прежде всего для визуализации святых образов, они используются в религиозных процессиях, в храмовых интерьерах, в домашнем алтаре. Танка предназначена для созерцания и воспринимается как опора для какой-либо определенной практики, медитации.

Среди житийных танок были очень распространены серии, посвященные жизни и деятельности Будды Шакьямуни. Он изображался в центре иконы, восседающим на лотосовом троне, как символ всеведения и всевластия. В многофигурных композициях вокруг Будды изображались его ученики и последователи.

Танки пишутся минеральными водоразмывающими красками на клеевой основе. В качестве холста используют хлопчатобумажную ткань, предварительно загрунтованную смесью из мела и животного клея. Танка согласно канону обшивается парчевой или шелковой тканью к низу, симметрично расширенной. Буддийские танки создаются в строгом соответствии с иконографическими текстами, очень важны точные пропорции изображения божества.

Издревле танка была глубоко почитаема в калмыцком народе. Ее создателями были художники-монахи, получившие образование в буддийских монастырях под руководством лам-наставников, которые посвящали своих «духовных сыновей» в таинства искусства, считавшегося одной из форм служения Будде.

  title=Представленные на выставке танки в конце прошлого года передал Музею истории буддизма Центрального хурула РК священнослужитель этого храма Анджа-гелюнг (Анджа Харцхаев). Будучи настоятелем главного буддийского храма, он в течение десяти лет собирал танки, которые люди добровольно приносили в наш хурул. «Многие из танок были в плохом техническом состоянии, и те, кто их приносил, надеялись, что в хуруле отреставрируют и сохранят эти изображения для народа,— говорит заведующая музеем храма Елена Манджиева. – Как сказал Анджа-гелюнг, история этих старинных танок и проста, и горька. Чудом сохранившиеся до наших дней танки до революции и до 1930-х годов находились в калмыцких хурулах, которые впоследствии были разрушены. Тем не менее калмыки уберегли отдельные экземпляры буддийских икон. И вот теперь эти реликвии у нас в хуруле. Анджа-гелюнг провел большую работу по организации реставрации, должного оформления подаренных хурулу танок. Изображения были подчищены, оконтурены, а затем заключены в рамки и застеклены. И вот, к светлому празднику Цаган Сар впервые в нашем хуруле открылась большая выставка старинных буддийских танок».

Как отметила Елена Геннадьевна, эти священные изображения были не просто установлены здесь на стендах, а согласно традиции приглашены для выставки – как живые одухотворенные образы. Нельзя говорить о буддийской танке как о предмете, безмолвном экспонате, нужно обращаться к ней, как к одушевленной категории, драгоценному наследию наших предков. Танку нельзя по-будничному переносить или передвигать как обычную вещь, а можно только приглашать, сопровождая специальными церемониями. Считалось, чем древнее танка, тем более мощной сверхъестественной силой обладает. Благополучие, умножение семьи, приплод скота – все зависит от благосклонности бурханов, которых трепетно изображали танкописцы. Поэтому не случайно, что выставка «Старинные танки – наследие наших предков» открылась к началу весны – радостной, жизнеутверждающей поре для наших предков – кочевников-скотоводов, которым тяжело было переживать зиму.

  title=Реставрацию старинных танок проводил профессиональный танкописец, тибетец-мирянин по имени Дорджи, который ранее участвовал в расписывании молельного зала Центрального хурула. Дорджи получил соответствующее образование при резиденции Далай-ламы ХIV в Дхарамсале. Сейчас он живет в Элисте, обретя здесь семью. Выучил русский язык, а также немного говорит по-калмыцки.

Почти все танки, представленные на выставке, выполнены минеральными красками на грунтованной ткани. Экспозицию выставки начинает самая большая по размеру танка (100×77 см – с учетом рамы) – «Восемь ступ Татхагаты». На ней в центре представлен образ Будды Шакьямуни, а вокруг него изображены 8 ступ, символизирующих 8 святых мест, связанных с Буддой – Сиддхартхой Гаутамой. За каждым типом изображенных ступ стоит упоминаемый в древних текстах архитектурный прообраз, воздвигнутый на месте того или иного события из жизни Будды в Северной Индии. Например, Ступа Лотоса символизирует место рождения Гаутамы. Считается, что первая такая ступа была воздвигнута еще при жизни Будды и стояла в древнем царстве Капилавасту.

Рядом с названной большой иконой на первом стенде размещена танка «Будда Шакьямуни и 16 архатов». Будда изображен в ваджра-асане (поза), в левой руке – патра, правая рука – в положении бхуми-спарша-мудры. Справа – Шарипутра (в светло-бежевом цвете), слева – Маудгальяяна (в белом цвете), вверху – Ваджрахара. Отметим, что на других танках выставки, посвященных Будде Шакьямуни, он изображен аналогичным образом.

Вокруг главного персонажа – 16 изображений великих архатов. В нижней части танки изображены 4 локапалы. Жертвенное подношение состоит из благословенных и драгоценных предметов. Ландшафтный фон составлен из облаков, холмов и водоемов.

  title=16 архатов – ученики Будды Шакьямуни, давшие обет не уходить в нирвану раньше времени, предсказанного Буддой, и оберегающие учение Татхагаты ради спасения существ из сансары.

Третья по порядку размещения танка – «Будда бесконечной жизни Амитаюс» (в экспозиции есть еще одна икона этого будды). Это божество, именуемое по-тибетски Цепагме, занимает особое место в буддийском пантеоне и вместе с богинями Ушнишавиджаей и Белой Тарой составляет триаду божеств долголетия. К Будде Амитаюсу обращаются в молитвах о долгой и счастливой жизни, о здоровье и богатстве, об обретении успехов в мирских делах.

Названная троица божеств изображена на отдельной танке, вернее, на трех танках выставки, названных одинаково: «Три божества долголетия». Мощно-сострадательный Будда Амитаюс, безмятежно-матриархальная Белая Тара и таинственная Намгьялма (Ушнишавиджая) – излучение Будды Вайрочаны – вместе и по отдельности ниспосылают нам драгоценный дар долголетия, помогают нам преодолевать кармические препятствия, серьезные опасности и неожиданные угрозы для жизни.

На танке «Будда Нагешвара-раджа» главный персонаж изображен в ваджра-асане, обе руки и сердце находятся в жесте наивысшего просветления (санскр.: ануттара-бодхи-мудра). Цвет тела божества – синий. Голову обрамляют семь змей, с лунного сидения свисают их хвосты. Жертвенное подношение здесь не изображено. Ландшафтный фон – облака и холмы.

Будда Майтрея (тиб. Джампа, монг. Майдар) на одноименной танке изображен, как обычно, сидящим на троне, поддерживаемом восемью снежными львами, и он готов встать в ответ на нужды находящегося в упадке мира. Над его головой – ступа, символизирующая уважение к Будде Шакьямуни. Также над его головой изображен зонт, один из 8 благоприятных объектов, означающий способность Майтреи защитить от вредных влияний. Кожа Майтреи золотистого цвета, как будто освещена тысячами лучей солнца.

  title=Майтрея – будда Грядущего мирового периода, который наступит после окончания эры Шакьямуни. Он выступает одновременно и как будда, и как бохисаттва. Это единственный бодхисаттва, почитаемый всеми школами буддизма. Культ Майтреи особенно популярен в Центральной Азии, именно там во многих монастырях имеются его гигантские статуи.

Будду Медицины (тиб. Сангье-Менла) называют Исцеляющим учителем Лазуритового сияния, так как его отличительной особенностью является цвет тела – глубокий синий цвет лазурита. Традиционно этот красивый камень символизирует нечто чистое или исключительное. Считают, что он оказывает лечебный эффект на того, кто его носит. На представленной в экспозиции танке тело Будды Медицины изображено, как обычно, темно-синим цветом. Подобно Будде Шакьямуни он облачен в монашеские одежды и сидит в позе лотоса. Левой рукой (в мудре медитации) держит чашу для подаяний, наполненную нектаром долголетия. Правая рука с открытой ладонью покоится на колене в мудре, дарующей благословение, и держит стебель миробалана – лекарственного растения, излечивающего не только физические недуги, но и три корневых яда: неведение, гнев и привязанность. Как и Шакьямуни, Будда Медицины наделен 32 основными и 80 второстепенными признаками будды. На традиционных тибетских танках Лазуритовый Будда изображается в сопровождении семи других Будд Медицины, одним из которых является сам Будда Шакьямуни.

Мы сделали обзор танок исключительно класса «будды», но на выставке представлены также изображения бодхисатв, йидамов, дхармапал, гуру, локапал. Из этого ряда выделим, пожалуй, только танку «Ямантаку» — вторую по размеру на данной выставке (59×49 см).

Ямантака (тиб. Вайли) – гневное проявление бодхисатвы Манджушри, оба они относятся к будда-семейству Ваджра. В переводе с санскритского Ваджрабхайрава (Ямантака) означает «Угрожающий». Вне зависимости от формы Ваджрабхайрава всегда изображается как существо, вселяющее страх, ужасное, пугающее. Но страшен не только его внешний облик – согласно тантре Ваджрабхайравы, своею силою он способен одолеть всех зобных духов, включая Владыку Смерти – Яму. Вот почему его также называют Ямантакой, то есть Победителем смерти. Ямантаку изображают как в одиночной форме, так и в форме «Яб-Юм», в союзе со своей духовной супругой Ваджраветали. В традиции Тантра такой союз – аллегория союза мудрости и метода, где женское представляет собой аспект мудрости, а мужское символизирует методы.

  title=Изображения будд и просветленных учителей – это не просто произведения искусства, но также важные ритуальные предметы. Они создаются по особым канонам, которые объясняются в тантрах. Для того чтобы заниматься буддийской живописью «танка», необходимо получить соответствующее образование и традиционные посвящения, а также медитировать. Уже созданные произведения особым образом благословляются, и после этого они несут положительную энергию и могут служить практикующему для медитации или украшать алтарь.

Обучение живописцев длилось долго, а заканчивалось экзаменом на звание художника. Экзамен состоял в задании написать образ Белой Тары. Испытание происходило 8 числа летнего месяца в монастыре, в присутствии высшего духовенства, которому и представлялись на суд написанные молодыми живописцами образы. Они назывались «Тара восьмого числа». Строгие экзаменаторы оценивали верность рисунка, его соответствие установленным правилам – канону, а также изящество, чистоту и гармонию цветовых отношений.

Каждый художник, приступая к письму образа – танки должен был совершить обряд очищения, соблюдать пост, раздавать милостыню. Он выбирал себе духовного руководителя, ламу-наставника и получал от него благословение на выполнение танки. Лама освящал место работы художника, материалы и инструменты. Лама и художник молились бодхисатве Манджушри – покровителю художественного творчества. Существовала строгая зависимость между местом, где работал художник, и божеством, которое он писал. Так, изображая миролюбивых божеств, следовало обратиться лицом на восток, продлевающих жизнь и дарующих здоровье божеств – на юг, гневных божеств – на север, а тантрическихна запад.

«Каждый персонаж ламаистского пантеона согласно канону имеет строго определенное цветовое решение на полотне. Четко разработанная цветовая символика, применение локальных тонов подчеркивают декоративный характер старокалмыцкой живописи,— пишет С. Г. Батырева в своей книге «Старокалмыцкое искусство» (1991). – Канон определял и технику исполнения живописного или пластического образа. При создании живописного произведения большое внимание уделялось процессу подготовки полотна. Использовался холст или коленкор, иногда – шелк. Ткань натягивали на рамку или доску, затем грунтовали и полировали».

Технику исполнения калмыцкой танки подробно описывал А. А. Миллер в «Материалах по калмыцкой этнографии (рукопись, зарисовки, фотографии) 1906-1907»: «На проволочную рамку натягивается мокрый холст и рамка укрепляется шнурками в деревянной раме большего размера. Когда холст высохнет и натянется, его покрывают смесью мыла со столярным клеем. Поверхность, когда она совершенно просохнет, оглаживают рогом. Контур чернят карандашом, а затем наводят тушью, после чего все планы закрывают краской. Краски разводят в раковинах жидким раствором клея. Смешивания разных тонов избегают, предпочитая чистые тона».

По сведениям А. Д. Руднева («Заметки о технике буддийской иконографии у современных зурачинов Урги, Забайкалья и Астраханской губернии», СПб., 1905), художники, работавшие в начале ХХ столетия в Калмыкии, холст проклеивали клеем и натирали мелом или крупчаткой. Так достигалась эластичность полотна, которое затем выдерживало неоднократное сворачивание. После обработки на поверхность холста наносился рисунок угольным карандашом, часто использовался и метод печати с помощью матриц. Этот метод нанесения контурного рисунка у калмыков назывался «загбар». Закончив рисунок, художник приступал к раскраске. В ХIХ — начале ХХ веков калмыцкие иконописцы заменили минеральные красители фабричными порошковыми красками, которые так же, как клей, кисти и холст, доставлялись из близлежащих российских городов.

В основе цветового строя буддийской живописи лежало представление о том, что бесцветный абсолют – Ади-будда эманирует 5 цветов, соответствующих пяти граням его духовной субстанции – дхьяни-буддам: белый – Вайрочане, синий – Акшобхье, желтый – Раднасамбхаве, красный – Амитабхе и зеленый – Амогхасиддхи. Поэтому цвет в буддийской живописи имеет свое глубокое сакральное значение, с его помощью верующие идентифицируют себя с определенным божеством. По этой причине цвета должны быть чистыми и не смешиваться между собой.

Знаковая система цвета в старокалмыцкой иконописи в конечном итоге обусловлена символикой колорита народного орнамента. Так, синий цвет у монгольских народов был связан с синевой вечного неба и использовался в живописи для обозначения таких понятий, как бессмертие, вечность, мужество; белый символизировал чистоту и незапятнанность веры и учения; желтый – богатство и святость церкви и т. д. Остальные цвета воспринимались производными пяти основных цветов – синего, красного, желтого, черного и белого. Белый цвет считался основным, «материнским» цветом.

Краткие односложные надписи на танках служили подсказками, как читать тот или иной образ (в частности, указывалось имя персонажа). Надписи исполнялись тушью красного или черного цветов. На обороте танки, кроме надписи, помещали оттиски ладоней рук высших духовных лиц буддизма. Наличие таких отпечатков наделяло образ святостью и энергетическими свойствами. Законченный живописный образ освящался.

Большую работу по организации выставки «Старинные танки – наследие наших предков», а также по подготовке к изданию соответствующего альбома-каталога провели сотрудники Музея истории буддизма Центрального хурула РК Елена Манджиева, Валентина Гильджирова, а также привлеченные ими волонтеры. Конечно, особая роль в появлении такой выставки принадлежит Анджа-гелюнгу. Кстати, по его словам, в коллекции танок нашего хурула имеются еще около 70 иконописных произведений, которые в дальнейшем также будут приглашены для экспонирования на выставке хурула.

Действующую выставку «Старинные танки – наследие наших предков» можно посетить во все дни недели, кроме понедельника, с 9.00 до 17.00 (в воскресенье до 18.00).

В заключение обращаемся к жителям республики, которые хранят у себя образцы старинных буддийских танок, с просьбой передать их в Центральный хурул или хотя бы показать их нашим специалистам. Контактный телефон: 8 937 466 95 53.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

   width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=25609