Печать

В Калмыкии отпразднуют день рождения Будды

Опубликовал: Валерий Павлов 27 Март 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Согласно указу Главы Республики Калмыкия Алексея Орлова, опубликованному на его официальном сайте, с 2016 года в республике ежегодно 21 мая будет отмечаться День рождения Будды Шакьямуни. В честь этого учреждается новый национальный праздник. Сообщается, что такое решение принято с целью развития национально-культурных традиций калмыцкого народа.

  title=Будда Шакьямуни – легендарный учитель, основатель древнейшей из трех мировых религий – буддизма. При жизни носил имя Сиддхартха Гаутама.

Вообще санскритское слово «будда» обозначает состояние человеческого или нечеловеческого существа, пробудившего собственную изначальную природу и познавшего вещи такими, каковы они на самом деле, а не конкретную личность. Любое живое существо обладает в своей сути природой Будды как изначальным состоянием за пределами обусловленности и времени, но не может увидеть этого из-за слоёв «загрязнений», накопившихся с безначальных времён. Согласно буддистским воззрениям в прошлом было бесконечное количество будд во времени и пространстве, а в будущем придут другие бесчисленные будды.

Даже сейчас в неисчислимых мирах, населённых сознательными существами во всей вселенной рождаются будды, достигают Просветления, проповедуют дхарму и уходят в паринирвану. Появление и исчезновение этих бесчисленных будд это только иллюзорное представление ради пробуждения и освобождения тех живых существ, что все еще спят в океане сансары, подобно бесплодным мечтателям, погруженным в сны и грезы. Если бы будды не появлялись, чтобы родиться, жить и умереть, как обычные смертные существа, то живые существа усомнились бы в том, смогут ли они когда-либо достигнуть уровня истинного просветления. О большинстве будд до нас дошли только отрывочные или совсем краткие сведения, зато священные буддийские тексты и устная традиция донесли до нас многочисленные сведения о доисторической и земной жизни Будды Шакьямуни, о Его двенадцати деяниях и подвигах.

О годах земной жизни Будды Шакьямуни — «могущественного из Шакьев» можно с уверенностью сказать лишь то, что Он прожил достаточно долгую насыщенную жизнь, достигнув возраста 80 лет. О времени Его жизни разные традиции сообщают довольно отличные сведения.

В 1956 году весь буддийский мир праздновал 2500-летие Буддизма, со дня Великой Нирваны Будды. Исходя из этой, «общепринятой» даты, можно за годы жизни Будды принять 624—544 гг. до н. э. (или 623–549, или 487-567), но это мнение Хинаяны, школы, которую Хайдуб, ученик великого Учителя Цзонхавы называет «особой», то есть «частной» (после «общей»). Что же тогда подразумевается под «общей»? Возможно Хинаяна и возникла в 6 веке до н.э., но именно эту дату и приняли западные протестантские ученые, изучавшие Буддизм по только по палийским источникам и находившиеся в поиске «чистого» Буддизма. Все остальные традиции, Махаяну, Ваджраяну в особенности, ученые записали в «испорченный Буддизм» и длительное время вообще не рассматривали его как предмет, достойный внимания. В западной науке полная картина буддизма начала выстраиваться буквально за последние полстолетия, а то и меньше.

В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера совершенно неэффективно, а материала для подлинной биографической инструкции у современной науки явно недостаточно. Стоит отметить, что из множества жизнеописаний Будды Шакьямуни большинство не переведены на русский язык, а значит, и не изучены. Отсюда очевидная трудность составить некое единое представление о Его жизни и деятельности, тем более, если учитывать мнение различных буддийских школ и запредельную сторону самого появления Будды в мире. Но в каждом жизнеописании Будды присутствует общая сердцевина, состоящая из главных, пусть и по-разному трактуемых событий. К ним относится рождение Будды в Капилавасту, достижение им Пробуждения в Бодхгайе, проповедь Учения в Сарнатхе близ Бенареса и уход в Великую Нирвану в Кушинагаре. Это главные события в жизни Будды, и места, где они произошли, с благоговением почитаются буддистами всего мира, поскольку все формы и направления Буддизма согласны в том, что Будда Шакьямуни был основателем, что Он постиг трансцендентальную мудрость, сидя под деревом Бодхи, что Он указал Путь из мира страданий в иную жизнь, в бессмертие, и что те, кто следует путем Освобождения, могут также достичь высшей мудрости. В этом — корень вопроса, сущность, лежащая в основе единства множества различий и противоречий в точках зрения, которые характеризуют Буддизм.

За двадцать пять веков, которые протекли с той поры, как появился Буддизм, многие из тех, кто изучал это учение (и буддисты и не буддисты), посвятили свою жизнь попытке дать ответ на один-единственный вопрос: «Что есть Будда?» Одни говорили, что Будда — создатель еще одной формы шраманского учения, в котором он сам превратился со временем в верховное божество; другие (назовем их философами) видели в нем мыслителя, творца новой оригинальной системы мировоззрения; третьи (историки) просто констатировали, что человек, почитавшийся под этим именем, первоначально был известен как Гаутама и жил в VI–V веках до н.э. Но ни один из этих ответов, однако, не стал и не является окончательным. Природа Будды по-прежнему остается главной проблемой буддийской мысли. Не случайно тибетская пословица гласит: «Кто понимает значение слова «будда», тот знает о буддизме все».

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=25775