Опубликовал: Валерий Павлов 18 Апрель 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Недавно в библиотеке Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоялась встреча с известным калмыцким архитектором, заслуженным деятелем искусств РК, заслуженным работником народного хозяйства РК, председателем региональной общественной организации Союза архитекторов России Владимиром Бадмаевичем Гиляндиковым. Он был автором проекта хурульного комплекса Сякюсн-Сюме – бывшего главного буддийского храма Калмыкии, 20-летие которого будет отмечаться осенью этого года.
На встречу с главным архитектором проекта Сякюсн-Сюме, проходившую в рамках литературно-просветительского клуба «Манджушри», пришли люди разного возраста. Вел мероприятие публицист, поэт, кинодокументалист Арсланг Санджиев, который 20 лет назад по свежим следам написал книгу «Сякюсн-Сюме: рождение… ». Он также соавтор книги «Хурулы Калмыкии» (2007). Среди выступавших на встрече также были монах Центрального хурула Санал Мукубенов, публицист, руководитель общественной организации «Издательский дом Нарана Илишкина» Лари Илишкин, заведующая Музеем истории буддизма ЦХ Елена Манджиева, кандидаты филологических наук Дорджи Басаев и Нина Овшинова.
Открывая встречу, Арсланг Санджиев вспомнил, как 5 октября1996 года проходила церемония открытия главного хурула Калмыкии Сякюсн-Сюме – самого крупного на тот момент буддийского храма в Европе.Это было всенародное ликование, у людей возникла надежда на полное возрождение в республике традиционной религии калмыков, надежда на новые большие свершения нашего народа. Вспомнил Арсланг Бамбаевич и о том, как он собирал материал для книги «Сякюсн Сюме: рождение…», посещал объект, встречался с людьми.Свое выступление Арсланг Санджиев сопроводил видеофильмом, рассказывающим, как шло строительство хурула Сякюсн-Сюме,на котором трудилось более 150 человек.
Затем ведущий предоставил слово автору проекта этого хурульного комплекса Владимиру Гиляндикову. Владимир Бадмаевич рассказал, как все начиналось. В то время, более 20 лет назад, главным хурулом в Элисте был небольшое здание на улице Лермонтова (он и сейчас действует). В конце 1980-х годов в республике начал активно обсуждаться вопрос о строительстве крупного хурульного комплекса. В феврале1989 года состоялось собрание Хурульного совета, на котором впервые был поставлен вопрос о строительстве Калмыцкого хурула. Тут же было предложено несколько мест под строительство хурула в черте города Элисты и за ее пределами,в том числе в районе 1-го микрорайона и на южной окраине города. Однако в силу разных причин от всех этих вариантов пришлось отказаться. В результате дальнейших поисков в 1991 году было найдено место, подходящее по всем параметрам (не толькос учетом геологических условий и возможности подвода коммуникаций, дороги и прочего, но и чтобы место было возвышенным, господствующим). Первым из священнослужителейна этом месте побывал Тэло Тулку Ринпоче, которому оно очень понравилось.
Тут уместно процитировать воспоминания Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, приведенные в книге«Сякюсн-Сюме: возрождение…: «Я хорошо помню, что вначале было выбрано несколько точек для строительства хурульного комплекса, в том числе и в центре Элисты. С последним вариантом я не был согласен, так как известно, что место в центральной части города по площади может быть очень ограниченным. Хурул же, по нашим понятиям, должен был стать прежде всего центром духовного образования, а для этого нужно иметь место для строительства учебных корпусов, так что одним из определяющих факторов для выбора земли (участка) под строительство хурула было наличие большой свободной площади. С этой точки зрения нынешнее месторасположение хурула вполне удовлетворило нас. Плюс к этому участок под строительство хурула удачно выбран в плане рельефа местности и находитсяна оптимальном расстоянии от Элисты.Ко всему прочему это еще и очень красивое место. Все этов совокупностии определило выбор. Его СвятейшествоДалай-лама ХIV согласился с нашими доводами и решительно поддержал нас в выборе места строительства хурульного комплекса и лично освятил его».
После того, как во время своего первого визита в Калмыкию в 1991 году Его Святейшество Далай-лама ХIV освятил эту территорию, вопрос о месте строительстве главного хурула был решен окончательно и бесповоротно.В том же году в результате проведенного конкурса автором генерального плана и эскизов хурула стал архитектор Владимир Гиляндиков. Но необходимой для работы строителей проектно-сметной документации не было. Пришлось начинать буквально с нуля.Как вспоминал впоследствии министр строительства РК И. С. Немгиров: «Мы были готовы работать, не считаясьсо временем, однако в силу разных причин, о которых сейчас не стоит говорить, дело застопорилось. Потребовалась смена политической власти в Калмыии, чтобы строительство хурула было переведено из области рассуждений в практическую плоскость» (цитата из кн. «Сякюсн-Сюме: возрождение…»).
Летом 1994 года Владимир Гиляндиков как автор генерального плана хурульного комплекса приступил к проектированию непосредственно Сякюсн-Сюме.
«При проектировании Сякюсн-Сюме большую трудность для меня как архитектора представляло то обстоятельство, что у насв Калмыкиидо настоящего времени не было абсолютно никакого опыта строительства и проектирования подобных культовых сооружений,— говорит Владимир Гиляндиков. – Те хурулы, которые, к великому сожалению, были разрушены в известный исторический период, проектировались европейскими архитекторами, и в них, судя по старым фотографиям, сильно чувствовалось влияние Запада. Специальную литературу по строительству буддийских храмов тогда найти было очень сложно, поэтому во многом пришлось полагаться на интуицию.К тому же сказывался дефицит времени».
Первый колышек на объекте был забит в июне1994 года.С целью экономии времени строительные работы велись параллельно с проектированием, поэтому Владимиру Гиляндикову пришлось делать поэтапное проектирование. Сначала была сделана работа по подземной части, что дало возможность строителям в конце августа приступить к бетонным работам, возведению фундамента. Это очень трудоемкая работа. Оригинальность проекта хурула состоит в том, что здесь роль фундамента выполняет каркас, состоящий из двух монолитных железобетонных плит, соединенных между собой монолитными железобетонными колоннами. На этот каркас-фундамент были потрачены 41 тонна арматуры и 364 кубометров бетона. Пока строители делали фундамент, архитектор Гиляндиков подготовил проект самого здания Сякюсн-Сюме, представляющего собой двухэтажное строение с надстройкойв виде двухъярусной пагоды с северной стороны.
По словам Владимира Бадмаевича, Сякюсн-Сюме проектировался по типу тибетских буддийских храмов. «В традиции тибетского строительства храмов – наклонные стены, сужение кверху. Проектировать этот хурул в общем-то было не так сложно. Другое дело – воплощение в жизнь такого проекта. Ведь наши строители раньше не занимались подобными сооружениями,— говорит архитектор. – Как-тоя заметил, что в одном месте объекта строители ведут кладку, отклонившись от проекта.Я сказалоб этом руководителю стройки Михаилу Цереновичу Шалхакову (заслуженный строитель РФ и РК). Он тут же вскочил, поднялся на второй этаж и велел рабочим развалить все, что ими было сделано не по чертежу».
Вот как описано возведенное здание хурула самим автором проекта В. Гиляндиковымв книгеА. Санджиева«Сякюсн-Сюме: рождение…»: «Размеры хурула таковы: 24 мв длину,19 мв ширинуи около20 мв высоту. Нижняя часть Сякюсн-Сюме своим строгим видом, монументальностью форм напоминает древние тибетские монастыри, а верхняя часть решена в традиционном восточном стиле. Здание хурула снаружи украшено изделиями из медии художественной росписью со строгим соблюдением буддийских канонов. Первый этаж Сякюсн-Сюме состоит из вестибюляс тремя входными дверями и большого молельного зала, который имеет вверху световой фонарь, пропускающий солнечные лучи. В глубине зала располагается алтарь и большая статуя Будды. На втором этаже размещаются библиотека, комнаты для занятий и медитации монахов, малый зал индивидуального приема, несколько жилых помещений для высокопоставленных духовных лиц. Со второго этажа через лестницы можно попасть на двухъярусную пагоду, которая предназначена для утренних ритулов монахов. В результате напряженного труда вместе со строителями здание Сякюсн-Сюме готово к торжественному открытию. Конечно же,я испытываю огромное моральное удовлетворение и хочу поблагодарить строителей, своих коллег из АО «Калмгорсельстройпроект», всех граждан нашей республики за их помощьи понимание. Пусть и впредьна нашей калмыцкой земле возводятся хурулы и активно развиваются традиции национального зодчества».
Перед тем, как начались работы по внутреннему обустройству здания, убранству, общему оформлению возведенного храма, Владимир Гиляндиков по решению Шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче отправился с нимв Индию, где на юге страны они посетили несколько тибетских храмов, чтобы ознакомиться с их убранством, традиционным оформлением. Это повлиялона оформлениеСякюсн-Сюме. Статую Будду для этого храма создал Владимир Васькин, первую роспись хурула делали Александр Поваев и другие художники. А ранее, в 1995 году, Владимир Гиляндиков побывал в Монголии, куда его командировали, чтобы он подготовилсяк возведениюв центре Элисты ротонды со статуей Будды. Эта ротондасо священным образом была торжественно открыта ко дню рождения Его Святейшества Далай-ламы.
На встрече по просьбе присутствующих Владимир Бадмаевич Гиляндиков вкратце рассказал о себе,о том, как начинал свой творческий путь. Желание стать архитектором у него возникло еще в школе. Сразу по окончании Приютненской СШ поехал в Москву, чтобы поступить в архитектурный институт, но попыткане удалась.В Элистеон стал готовиться по избранной стезе, стал заниматься под опекой известного архитектора Мингияна Пюрвеева, в то время начальника Управления архитектуры республики. В 1974 году Гиляндиков был принят на работув институт«Калмгипросельстрой» — ныне ОАО «Проектный институт Калмыкии». Здесь Владимир Бадмаевич и работаетдо сих пор, занимает должность главного архитектора проекта, занимается в основном проектированием гражданских зданий. Впрочем, у него был шестилетний перерыв, когда он работал главным архитектором г. Элисты. Работая на этой должности, он также осуществил много интересных проектов.
На встрече Владимир Гиляндиков, не только как автор проекта Сякюсн-Сюме, но и как руководитель региональной организации Союза архитекторов России, главный архитектор проекта ОАО «ПиК», ответил на многие вопросы присутствующих, в том числе и проблемные.
По завершении встречи Санал-гелюнгот имени монашеской общины Центрального хурула преподнес Владимиру Бадмаевичу хадак и подарок – серию книг Его Святейшества Далай-ламы ХIV, выпущенных в прошлом году издательством «Наланда» к его 80-летию.
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»