Печать

В Первомайском открыта статуя великого ламы Цонкапы (Зунква гегян)

Опубликовал: Валерий Павлов 08 Май 2016. Опубликовано в Новости сайтов

2 мая в поселке Первомайский Приютненского района состоялось торжественное открытие cтатуи великого реформатора буддизма ламы Дже Цонкапы (1357-1419), основателя школы Гелуг, автора многих священных текстов (калмыки его называют Зунква гегян).

В мероприятии приняли участие Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монахи Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» — Мутул-гелюнг (настоятель), Санан-гелюнг (администратор) и Нгаванг Цонду, которые провели обряд освящения.

  title=Знаменательным и праздничным стал этот день для жителей поселка Первомайский, пришедших поклониться изображению ламы Цонкапы.

Статуя великого Учителя построена в соответствии со всеми буддийскими канонами. Многочисленные реликвии, заложенные внутри  статуи и освященные молитвами, создадут вокруг мощное энергетическое поле, которое будет оказывать  благотворное влияние на  мысли и поступки жителей поселка.

Реформатора буддизма Цонкапу называли Вторым Победителем (то есть Вторым Буддой).

Цонкапа в 17 лет стал учеником высокого ламы Жезюнь Рэндава. В 24 года он получил сан гелюнга. Цонкапа стал знаменитым, еще не достигнув 30 лет, после создания философского трактата «Сэртренг» («Золотые четки»). Им написано 185 книг, которые были изданы в 17 томах. Программные произведения Цонкапы – «Ламрим Ченмо» («Ступени великого Пути»), где излагается учение о трех типах личности, теория пустоты (шуньята), важность практики созерцания, и «Нгагрим» («Ступени тантры»), посвященные тантрической проблематике.

Цонкапа восстановил процесс исторической преемственности буддийской традиции. Он создал цельную и стройную систему буддийского учения, включив в него логику и диалектику школы Мадхьямика, ведущие концепции школы Виджнянавада (теория сознания), «Энциклопедию Абдхирхармы» Васубандху, тексты Праджняпарамиты и кодекс Винаи (устав монашеской жизни).

Один из учеников Дже Цонкапы, Гэндун-дуб, был посмертно провозглашен Далай-ламой Первым.

  title=Разделить праздник с жителями поселка Первомайский, кроме названных выше религиозных деятелей, приехали заместитель председателя Народного Хурала Калмыкии Николай Нуров, министр культуры и туризма РК Хонгор Эльбиков, заведующий  отделом буддологии и письменных памятников КИГИ РАН, доктор  философских наук Баазр Бичеев, глава Приютненского РМО Иван Кравченко, председатель  Собрания депутатов Приютненского РМО Джиргал Чимидов и другие.

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче поздравил жителей поселка с майскими праздниками и пожелал им здоровья, счастья, благополучия, призвав их жить в дружбе и согласии. Его Преосвященство рассказал об истории школы Гелуг и ее основателе  ламе  Дже Цонкапе.  Он поблагодарил старшее поколение за сохранение традиций и сказал, что будет молиться за  будущее  жителей поселка, района, их процветание. Шаджин-лама говорил селянам и гостям праздника о важности накопления заслуг, о милосердии, сострадании к другим. Ринпоче поведал о важности Трех Драгоценностей буддизма и дал подробное пояснение верующим о значении каждого ритуала — омовения, очищения, освящения.

Монахи провели обряд освящения cтатуи. По калмыцкой традиции все приехавшие на праздник и местные жители сделали у статуи Цонкапы подношения бурханам в виде калмыцкого чая, борцоков, фруктов, сладостей.

Концерт для жителей поселка и гостей дали детский хореографический  ансамбль

«Солнышко» и самодеятельные артисты Первомайского сельского дома культуры.

Статуя Дже Цонкапы, возведенная с любовью коллективом СПК ォ Первомайскоеサ (руководитель А. М. Путеев) при участии администрации Первомайского СМО, местных жителей, теперь каждый день будет благословлять их на  добрые дела и дарить исполнение желаний.

  title=Учение созданной Цонкапой школы Гелуг получило широкое распространение благодаря активной поддержке его учеников, широкой сети монастырей. Оно стало государственной идеологией Тибета, просуществовав в качестве таковой до середины ХХ века. Имя Цонкапы почиталось не только в Тибете, но и в Монголии, Бурятии, Калмыкии.

В 1419 году Цонкапа Лобзанг-дракпа ушел в мир иной. За десять лет до своего ухода в нирвану, в 1409 году (когда им была основана школа Гелуг-па), Цонкапа учредил праздник Монлам Чхенмо (буквально: «Великая молитва»), ставший главным религиозным праздником Тибета. Он отмечался ежегодно в период празднования Нового года, вплоть до 1959 года.

Калмыки также в свой новогодний праздник Зул, то есть 25-го числа первого зимнего месяца, поминают Цонкапу-Зункву, но согласно их народным легендам великий учитель Зунква в этот день родился или излечился от смертельной болезни. По одной народной версии, этот день рождения Богдо Зунквы, много работавшего над учением Будды и создавшего религиозные трактаты, по которым справлялись службы в калмыцких хурулах, стал после его ухода в нирвану и днем рождения всего калмыцкого народа. Именно в этот день все калмыки, даже если их дни рождения приходятся на другое время, становятся старше на один год, причем все одновременно.

В другой калмыцкой легенде говорится, что мудрый Зунква излечился от тяжкого недуга благодаря молочному чаю, названному впоследствии калмыцким. По совету одного лекаря Зунква пил этот неведомый для него прежде божественный напиток в течение семи дней и, наконец, 25-го первого зимнего месяца он почувствовал себя совершенно здоровым. С тех пор калмыки каждый год в этот день в честь излечения мудреца Зунквы празднуют Зул.

Пресс-служба Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Фото Светланы Кикильдеевой

   width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=26218