Печать

В Осаке Далай-лама ответил на вопросы журналистов японской телерадиокомпании «Эн-Эйч-Кей»

Опубликовал: Валерий Павлов 14 Май 2016. Опубликовано в Новости сайтов

В первой половине дня 9 мая Его Святейшество Далай-лама IV прибыл в Осаку для проведения учений. Отобедав, он дал интервью Макото Оде и Айзуку Такахаси, корреспондентам японской общественной телерадиокомпании «Эн-Эйч-Кей».

Первым делом журналисты поинтересовались реальным положением дел в Тибете, и Его Святейшество ответил, что было бы лучше, если бы японские журналисты поехали туда сами и своими глазами увидели, что творится в городах, деревнях и лагерях кочевников.

  title=«Если сравнивать со временами культурной революции, то ситуация в Тибете и Китае несколько улучшилась, однако в Тибете у власти находятся сторонники жесткой линии, которые любые уникальные черты тибетского народа – будь то язык, культура или религиозные традиции – воспринимают как угрозу единству Китая. Страх перед отделением Тибета способствует ужесточению контроля. Изучение тибетского языка в школах или запрещено, или крайне ограничено. Студентам, делающим успехи в тибетском, всячески препятствуют, а тем, кто преуспевает в китайском, предоставляют работу и легче принимают в университеты. С середины 80-х годов тибетцы живут в условиях своего рода новой культурной революции, что и привело к кризису 2008 года. Пекин слишком полагается на местных руководителей, людей как правило ограниченных и стремящихся к безраздельной власти.

Что касается материального развития, улучшилось жилье, появилось много магазинов, но если говорить о тибетском буддизме, то на должное обучение монахам требуется 20–30 лет под руководством хорошего учителя. Таких условий в Тибете сейчас практически нет. Большинство ученых-философов или бежали в Индию, или погибли в китайских застенках. Почти никого не осталось в Тибете. В то же самое время радикально сократилось число монахов. В монастыре Дрепунг, настоятелем которого был в свое время Второй Далай-лама, в 1958–59 годах, когда я сдавал выпускные экзамены, училось восемь тысяч монахов. Сегодня их только 400. Раньше в монастырях останавливались монахи-паломники со всех концов Тибета и из близлежащих стран. Сегодня официальные лица немедленно высылают домой всех, кто приехал издалека. Все монахи обязаны проходить курс политической подготовки.

Коммунистическая партия заявляет о блестящем положении дел, однако нет ни свободы слова, ни свободных средств массовой информации. Свирепствует правительственная цензура, о событиях рассказывают весьма однобоко».

На вопрос о более чем ста сорока самосожжениях, волна которых прокатилась по Тибету с 2009 года, Его Святейшество сказал, что все это очень печально. Он восхищается храбростью людей, выбравших путь не причинения вреда другим. Однажды он уже говорил об этом журналисту Би-Би-Си – тогда эти трагические события только начались – но добавил, что сомневается, чтобы подобные шаги действительно привели к решению тибетского вопроса.

Отвечая на вопрос о статусе Тибета, Его Святейшество сказал: «Мы не стремимся к независимости. В китайских исторических документах есть упоминания о трех независимых и равнозначных империях – китайской, монгольской и тибетской, которые существовали в 7–9 веках. Однако это дело далекого прошлого. Сегодня мы должны смотреть в будущее. Я восхищаюсь духом Европейского Союза, страны-члены которого ставят общие интересы выше узконациональных. Тибету нужно материальное развитие, и Китай может нам в этом помочь, но у нас должна быть возможность сберечь родной язык и родные традиции.

Тибетцы унаследовали наиболее полную традицию монастыря-университета Наланда, которая требует запоминания, изучения и проведения монастырских диспутов, а также практики. Тибетский буддизм нужно сохранять не только ради шести миллионов тибетцев, он может принести огромную пользу и 400 миллионам китайских буддистов, а также буддистам Японии. Сегодня даже ученые начинают признавать, что покой ума крайне важен для счастья каждого человека, а также для счастья семей и общества. Технологий и материального развития самих по себе мало. Счастье тесно переплетено с нашими эмоциями, поэтому, точно так, как мы соблюдаем правила физической гигиены, нам необходима и гигиена эмоций. В тибетской буддийской традиции сокрыты бесценные знания об устройстве наших эмоций. Мы имеем право на ее сохранение, и она безусловно может принести огромную пользу многим людям повсюду в мире».

  title=

Журналисты поинтересовались перспективами мирного урегулирования вопроса с Китайской Народной Республикой, и Его Святейшество ответил, что первые переговоры начались в 1980-е годы, после того, как Дэн Сяопин заявил, что кроме вопроса о независимости, все остальные темы открыты для обсуждения. Однако всякие контакты прекратились в 1990-х годах. Переговоры возобновились во времена правления Цзян Цзэминя, но в 2010 году снова бесславно окончились. Его Святейшество заметил, что носит титул Далай-ламы, и Пятый Далай-лама посещал Пекин. В то же самое время миллионы китайских буддистов, судя по всему, мечтают побывать на его учениях, а Си Цзиньпин, лидер коммунистической партии, заявил в Париже, а затем повторил свое заявление в Дели, что буддизм призван сыграть важную роль в возрождении китайской культуры. Его Святейшество также упомянул об опубликованных в последнее время тысяче с лишним статей в китайских газетах и журналах, поддерживающих тибетский подход Срединного пути и критикующих позицию китайского правительства.

Его Святейшество добавил, что жесткий контроль, на который полагаются тоталитарные режимы, безнадежно устарел. Более либеральный подход отвечает интересам китайского народа и китайского правительства. Он добавил, что один миллиард триста миллионов китайцев имеют полное право знать правду о происходящем, и сами будут в состоянии рассудить, кто прав, а кто виноват. В свете этого наложение жесткой цензуры крайне безнравственно и ошибочно. Его Святейшество также воспользовался случаем и заметил, что вовсе не считает себя противником марксизма как такового. Он полностью поддерживает идею равного распределения благ и возможностей, но против драконовских мер, которые использовал еще Ленин, загубив в итоге прекрасную идею.

На вопрос о следующем Далай-ламе, Его Святейшество ответил: «Кто знает?» И далее пояснил, что не только сложил с себя все политические полномочия, но с гордостью и по доброй воле положил конец традиции, по которой Далай-ламы стояли во главе политических дел страны в дополнение к их роли духовных лидеров. Таким образом, следующий Далай-лама будет только религиозным предводителем, таким как Сакья Тризин или Кармапа. С другой стороны, по словам Его Святейшества, большой беды не случится, если следующего Далай-ламы вообще не будет. Он заметил, что ни Будда, ни Нагарджуна не воплощались вновь, но их учения процветают на протяжении столетий после их смерти.

В интервью Его Святейшество пояснил также, что ненасилие – это не его личное пристрастие, а действенный метод решения конфликтов. Достаточно взглянуть на происходящее на Ближнем Востоке, чтобы в этом убедиться, ведь никто не хочет, чтобы убийства и кровопролитие продолжались вечно.

По словам Его Святейшества, современное образование, чрезмерно сосредоточенное на материальных целях и пренебрегающее внутренними ценностями, неполноценно. Люди должны изучать устройство ума и эмоций. Он упомянул о разработке учебных программ по светской этике для общеобразовательных учебных заведений – начинание, на которое он возлагает большие надежды.

  title=Я сам уже не увижу на своем веку более сострадательного мира, сказал Его Святейшество, но если сегодня мы не пожалеем сил для обучения юного поколения внутренним ценностям, они построят новый, дружный и милосердный мир в будущем. Проблемы, которые создают люди, и решать должны люди. По природе своей человек склонен к состраданию, и это дарит надежду.

«Дружба тоже очень важна для каждого из нас. Если вы заботитесь о других и уважаете их права, рождается доверие, а доверие – основа настоящей дружбы. Меня очень обрадовало, когда я недавно услышал на Би-Би-Си, что все больше молодых людей считают себя гражданами мира. Это добрый знак».

Журналисты полюбопытствовали, что Его Святейшество думает по поводу слухов о визите президента Обамы в Хиросиму в конце нынешнего месяца, и он ответил, что это было бы чудесно. Он добавил, что неизменно восхищается Японией и Германией, восставшими из пепла Второй мировой войны и никогда не державшими затаенной обиды за произошедшее с ними.

На замечание журналистов, что многие страны склоняются перед китайским давлением и порой делают затруднительным положение Далай-ламы, он ответил, что в долгосрочной перспективе сила правды всегда побеждает силу оружия. Лидеры многих стран по сути на стороне Тибета и поддерживают приверженность тибетцев ненасильственному подходу. Снова напомнив, что по природе своей человек добр, Его Святейшество сказал, что ему 81 год, но он остается оптимистом.

На учения Далай-ламы приехало около 2 700 человек, среди них много китайцев, в основном из Тайваня, но есть и группа буддистов из материкового Китая, а также буддисты из Кореи, Монголии, России и Японии.

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=26244