Печать

Очередная лекция Его Святейшества Далай-ламы в Осаке

Опубликовал: Валерий Павлов 16 Май 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Поднявшись 11 мая утром на сцену Международного конференц-центра Осаки, Его Святейшество Далай-лама подошел к ее краю, сложил руки у груди и поклонился направо, налево и в центр зала, вызвав бурю рукоплесканий.

«Доброе утром всем, – начал он. – Мы знаем, что в наш мир приходил Будда, хотя до сих пор спорят о времени, когда это произошло. Вопрос в том, обрел ли он пробуждение в этой жизни или уже был пробужденным задолго до того.

  title=Согласно палийским учениям, он был обычным человеком, ставшим Буддой во время долгой медитации. В сочинении Майтреи «Уттара-тантра-шастра» перечисляются 12 деяний Будды, некоторые из которых он совершил как бодхисаттва, а некоторые как Будда. Очень сложно осмыслить, как он накапливал заслуги и постижения три бесконечных кальпы, но также с трудом верится, что он обрел пробуждение за одну жизнь. Объяснения, сохранившиеся в санскритской традиции, кажутся более правдоподобными.

Обычно рассказывают, что после обретения пробуждения Будда впервые повернул колесо Дхармы, даровав учения о Четырех благородных истинах. При втором повороте колеса Дхармы были дарованы наставления о совершенной мудрости, но исторических свидетельств о тех учениях не сохранилось, поэтому некоторые сомневаются, действительно ли они были дарованы самим Буддой. Однако Нагарджуна, Майтрея и Бхававивека оставили исчерпывающие труды, отстаивающие аутентичность санскритского канона. Основной упор в санскритской традиции делается на отсутствии самобытия».

Его Святейшество заметил, что «Сутра сердца», известнейший текст санскритской традиции, – записана как разговор Шарипутры с Авалокитешварой. Он добавил, что «Сутра развязывания узлов глубочайшей тайны» была дарована в Вайшали при третьем повороте колеса Дхармы. Его Святейшество заметил, что традиционное восхваление «шести украшениям» и«двум высшим» тоже по всей видимости относится к третьему повороту колеса учения, поскольку в него не включены несколько учителей школы срединного пути – Чандракирти, Бхававивека и Буддапалита. Поэтому Его Святейшество самолично написал более полное восхваление 17 пандитам славной Наланды. В «Сутре развязывания узлов глубочайшей тайны» говорится также об учениках, наделенных разными способностями.

Четыре благородные истины – страдания, причины страданий, прекращение [страданий] и путь [ведущий к прекращению страданий] – признаются всеми философскими школами буддизма и являются краеугольным камнем учения Будды. Крайне важно понимать Третью благородную истину, прекращение, детальные объяснения по которой Будда дал при втором повороте колеса учения. При третьем повороте колеса Дхармы были дарованы наставления о природе ума, которые лежат в основе практик тантры. Будда давал непохожие учения, поскольку прекрасно видел разнообразные склонности и предрасположенности своих учеников.

Сразу после обретения пробуждения Будда решил, что едва ли кто-то сможет понять его учение. Он провел 49 дней в затворничестве близ дерева Бодхи в Бодхгае, и боги попросили его повернуть колесо Дхармы. Он отыскал своих товарищей, вместе с которыми выполнял аскетические практики; те отдалились от него, когда он прекратил свое воздержание. Когда Будда пришел в Сарнатх, неродплнек от Варанаси, его бывшие товарищи поначалу не хотели его приветствовать, но не cмогли противиться желанию выйти ему навстречу. Он даровал им посвящение и первым его наставлением стали правила ношения монашеского одеяния. После этого Будда даровал учение о Четырех благородных истинах.

Будда учил: познай страдания, преодолей их причины, осуществи прекращение и взращивай путь. В свете этого говорят о четырех характеристиках или признаков страдания – непостоянстве, страдании, пустоте и бессамостности. Четыре характеристики причины страданий – это причины, источник, процесс порождения и условие; четыре характеристики истины о прекращении – прекращение, покой, удовлетворенность и совершенная свобода; четыре характеристики пути – путь, правильный метод, продвижение и решающий фактор. Изучение этих характеристик способствует развитию мудрости, которая противопоставляется неведению, породившему тело, в котором мы обрели рождение.

  title=

Будда описал также три вида страданий. Каждому по опыту знакомо страдание страданий. Страдание перемен означает, что любое приятное переживание неизменно видоизменяется в страдание. Йогины, не следующие буддийской традиции, ищут избавления от этого вида страданий, входя в четвертую погруженность – медитативное состояние, в котором все чувства нейтральны. Источник третьего вида страданий, всепроникающих страданий от обусловленности, – карма и беспокоящие эмоции, коренящиеся в неведении.

Его Святейшество разъяснил, что основная структура буддийского учения обнаруживается в наставлениях по Четырем благородным истинам и 37 факторам пробуждения, общими для палийского и санскритского канонов. 37 факторов пробуждения включают в себя четыре утверждения в памятовании, четыре правильных усилия, четыре сверхъестественные опоры, пять способностей, семь факторов пробуждения и благородный восьмеричный путь.

Начав чтение третьей главы поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы», Его Святейшество обратил внимание, что только людям под силу зародить бодхичитту. И даже среди людей, как ясно утверждается в тексте, это случается крайне редко.

Я подобен слепцу,

Отыскавшему жемчужину в мусорной куче,

Каким-то неведомым чудом

Бодхичитта зародилась во мне.

Это – лучший эликсир жизни,

Побеждающий Владыку Смерти.

Это – неистощимая сокровищница,

Избавляющая мир от нищеты.

Нагарджуна так описал устремление к бодхичитте:

Пусть я вечно буду приносить радость

Всем живым существам, исполняя их желания,

Не вмешиваясь,

Как земля, вода, огонь, ветер, травы и дикие леса.

  title=Дочитав главу до конца, Его Святейшество заметил, что каждому из нас нужно доброе, теплое сердце – единственное, что поможет построить мир во всем мире.

Во время чтения четвертой главы, посвященной самоконтролю, Его Святейшество обратил внимание на нашего заклятого врага, и это не внешний, физический враг, а разрушительные эмоции в нашем собственном уме. Они наши зложелатели с самого начала времен, и если физический враг однажды может стать нашим другом, дружба с разрушительными эмоциями до добра не доведет.

После обеда Его Святейшество заметил, что вчерашняя и сегодняшние сессии были похожи скорее на университетские лекции, без чтения молитв. Однако послезавтра учения начнутся с пения «Сутры сердца», затем он дарует разрешения Манджушри и прочтут молитву, начинающуюся словами:

Простираюсь перед учителем и защитником Манджушри,

В чьем сердце священный знак постижения вещей, каковы они на самом деле.

Было бы прекрасно выучить эту молитву наизусть. Его Святейшество упомянул, что его дорогой наставник Линг Ринпоче, даровавший ему посвящения, постоянно повторял эту молитву и мантру Манджушри.

Снова вернувшись к поэме Шантидевы, Его Святейшество сказал: «Всякий, принявший обеты бодхисаттвы, должен ревностно оберегать их, подобно тому, как больной разборчив в пище и осторожен в движениях. Осознанность играет очень важную роль, поскольку нам нужно быть бдительными. Джайнские монахи – яркий пример бдительности, помогающей избегать причинения вреда живым существам».

Завершив чтение пятой главы, Его Святейшество принялся за чтение шестой, касающейся терпения. С первой ее строфы очевидно, что гнев разрушает все плоды благих деяний – великодушия и поклонения Буддам, – накопленные за тысячи кальп. Таким образом, невозможно переоценить защиту, которую дарит терпение. Дойдя до конца шестой главы, Его Святейшество произнес предпоследнюю строфу, прекрасно отражающую дух всего сочинения:

Да и что говорить о состоянии Будды…

Неужели не видишь, что и в этой жизни

Богатство, слава и счастье

Все это плоды радости, подаренной существам?

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=26256