Опубликовал: Валерий Павлов 25 Май 2016. Опубликовано в Новости сайтов
21 мая в Центральном хуруле “Золотая обитель Будды Шакьямуни” состоялся праздничный молебен, посвященный Дню рождения, просветления и уходав паринирвану Будды Шакьямуни.
Уже с самого раннего утра, с половины пятого, желающие могли в молельном зале хурула принять на одни сутки восемь обетов Махаяны: отказ от убийства (животных, разумеется: людей — само собой), от воровства,от прелюбодеяния,от лжи,от приема одурманивающих средств (алкоголя, табака, наркотиков), от приема пищи после полудня, от восседанияна высоких сидениях, от использования косметики, духов, украшений, песен и танцев.
В 9 часов началось главное религиозное мероприятие в хуруле. Перед началом праздничного молебна настоятель Центрального хурула Мутул-гелюнг огласил поздравление с праздникомШаджин-ламы Калмыкии, Почетного представителя Далай-ламы ХIVв России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче, а также поздравил присутствующих от себя лично. Заместитель председателя Правительства РК Бова Бадмаев поздравил верующих от имени руководства республики.
В ходе молебна, посвященного Дню рождения, просветления и уходав паринирвану Будды Шакьямуни, было прочитано 22 молитвы: Трехчастная молитва, Прибежище, Порождение Бодхичитты, Дхарани “Облако подношений”, Семичленная молитва, “Сто богов Тушиты”, “Основа всех достоинств”, Трехчастное восхваление, “Восхваление причинно-зависимости”, “Два обширных накопления”, “Искусное сострадание”, Моление семнадцати пандитам Наланды, Первая глава текста “Украшение непосредственных постижений”, Раздел о сознаниииз текста “Введение в мадхъямаку”, Серджм (Золотой напиток), Быстрое свершение, Сутра сердца Праджняпарамиты, Восхваление двадцати одной Тары, Дхарани Амитаюса, Пуджа Победоносного, Молитва-устремление “Слова Истины”, Посвящение заслуг.
По окончании молитвы на площадке перед главным входом хурула состоялось праздничное чаепитие с борцогами.А у ворот храмового комплекса волонтерами общественной организации «Иткл» была организована бесплатная раздача прихожанам популярной книги «Работа с гневом» Тубтен Чойдон (Чодрон), переизданной в текущем месяце. «Хотим поблагодарить наших земляков из разных городов — Элисты, Москвы, Нью-Йорка, оказавших финансовую поддержку в переиздании этой книги,— написал нам руководитель ОО «Иткл» Виталий Боков.— Тот, кто не смог получить эту брошюру, может скачать ее в электронном варианте. Все благие заслуги — буйн — от переизданияи распространения этой книги-лекарства посвящаем благу Калмыкии и всех живых существ! Бурхн багшин мендлсн одрля! Ом-мани-падме-хум!».
В своем электронном письме Виталий Боков также поделился свои опытом принятия обета отказа от спиртных напитков. Письмо это он писал накануне праздника, зная, что в этот священный день по ежегодной традиции в хуруле все желающие могут принять обеты трезвости (по-калмыцки «цер»).
В этот день, 21 мая,в читальном зале храмовой библиотеки такую встречу (единственную в году!)с желающими отказаться от спиртного провели монахи Мутул-гелюнги Санан-гелюнг. Принять обеты трезвости можно на различныесроки —от одного месяца до “на всю жизнь”. Принятие обета отказа от спиртных напитков именно в этот священный день имеет большое значение.
Вообще в этот священный месяц Урюс Сар нежелательно употреблять алкоголь и другие одурманивающие вещества, необходимо делать добро, заниматься благотворительностью, духовными практиками, воздерживаться от дурных поступков, так как плоды действий тела, речи и ума, как негативных так и позитивных,в этот месяц увеличиваются в миллионы раз.
Мутул-гелюнги Санан-гелюнг рассказали присутствующим о существе данного обета отказа от употребления спиртных напитков. Всем пришедшим принять обет (а их было немало, и почтивсе — мужчины) были розданы листы с текстом, который они зачитывали вслух. В тексте,в частности, говорится: “Полностью понимая пагубность употребления алкоголя и видя пользу в отказеот спиртных напитков, ради блага всех живых существ, ради счастья родных и близких, своего здоровья и духовного развития, в священный месяц Урюс Сар (или Ур Сар), в День рождения, просветления и уходав паринирвану Будды Шакьямуни” я (имя) торжественно обещаю, начиная с этого момента и в течение (указывается срок) отказаться от употребления спиртных напитков. Все заработанные мною заслуги посвящаю благу всех живых существ”.
Возвращаясь к письму Виталия Бокова, отметим, что он прислал нам не просто рассказ о своем опыте принятия обета трезвости, а свою прошлогоднюю статью об Ур Саре и обетах, связанных с этим священным месяцем. В предыдущие четыре года Виталий, как и сейчас, строго держал мацг (пост) – не ел мясо, рыбу, яйца, птицу. За месяцдо своего первого Ур Сара, сделав вывод, что первым шагом на путик духовному совершенствованию, работе над собой, тренировке ума является отказ от алкоголя, Виталий впервые взял обет трезвости сроком на один год.
Поняв все плюсы абсолютного отказа от алкоголя,на следующий год, в день рождения Будды, Виталий Боков взял обет трезвости на всю жизнь. К этому, по его признанию, он пришелне сразу,а путем долгих наблюдений и размышлений.
«Я не мог мириться с тем, что алкоголь морально и физически, медленно, но верно уничтожает наше общество,— пишет Боков.— Следуя принципу “хочешь изменить мир – измени себя”, а также желая стать духовно сильнее, реализуя учение Будды не на словах, а на деле,я вполне осознанно сделал этот шаг, более того, начал держать мацг на Үр сар и Цаһан сар, соҗң (однодневный обет Махаяны) по буддийским праздникам».
Виталий напомнил, что некогда наши предки соблюдали мацг, держали беспрерывно на протяжении всей жизни мирские обеты (увш саңвр, генин — манҗ, соҗң), о чем свидетельствовала красная повязка “оркмҗ”, которую носили через левое плечо. Это мы можем наблюдать на старинных фотографиях наших аавнр-ээҗнр (дедушек и бабушек).
«Очень радует, что эти древние калмыцкие традиции возвращаются и становятся модными среди нас, молодежи. С каждым годом все больше и больше моих друзей, знакомых проявляют интерес и реализуют это на деле,— писал Виталий Боков в своей статье, опубликованной в 2015 году.— Например, более трех лет назад со мной вместе брали обет трезвости 15 человекна один год, а 18 —на всю жизнь. А в этом году в День рождения Будды Шакьямуни в библиотеке хурула не было свободных мест – так много было желающих отказаться от алкоголя.Один мой друг, начав в прошлом году с мацг в Ур сар, вдохновившись победой над собой, в этом году взял обет трезвости на всю жизнь. На самом деле это героический поступок. Поэтому я искренне верю, что калмыки, с заложеннымв них духом Джангара, могут стать абсолютно трезвой нацией. Это вполне реально».
Возвращаясь к нынешнему Дню рождения и просветления Будды, отметим, что другим немаловажным мероприятием был показ художественного фильма о жизнии учении Будды Шакьямуни. В конференц-зале Центрального хурула демонстрировался фильм Дэвида Грубина «Будда». За свои художественные достоинства картина получила множество наград. В фильме представлены работы выдающихся художников, скульпторов, которые на протяжении двух тысячелетий изображали жизнь Будды в искусстве. Кроме того, в этом фильме можно познакомиться с основами древнейшего учения Будды, которые доступно и интересно излагаются нашими современниками — Его Святейшеством Далай-ламой ХIV, поэтом Уильямом Мервином, ученым-буддологом Робертом Турманом и многими другими. Из фильма можно узнать о медитации,об истории буддизма и о том, как практиковать учение Будды в повседневной жизни.
После этого в молельном зале монах Центрального хурула Геше Лобсанг Джампа прочитал наставления на тему «Буддийское Прибежище и способ его принятия. Значение слова «карма», ее видыи подразделы».Во время встречи Геше Джампа ответил на многие вопросы прихожан хурула. Кстати, на следующий день, в воскресенье, Геше Джампа провел еще одну встречу в храмовой библиотеке на тему «Путь буддийского монаха», посвященную 600-летию монастыря-университета Дрепунг Гоманг.
Ближе к вечеру праздничного дня состоялся торжественный ритуал омовения и освящения большой танки Будды Шакьямуни, вывешенной на фасаде хурула. Праздник завершился совместным обходом прихожан и монахов вокруг храма.
Пресс-служба Центрального хурула РК “Золотая обитель Будды Шакьямуни”