Опубликовал: Валерий Павлов 29 Май 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, Индия, 27 мая– Погода стояла солнечная и совсем нежаркая для этого времени года, и с раннего утра множество людей, в основном тибетцев, собрались в саду Цуглакханга на церемонию приведения к присяге сикьонга Лобсанга Сенге, переизбранного на второй срок.
Калоны, бывшие калоны, члены Ассамблеи тибетских народных депутатов и служащие Центральной тибетской администрации расселись на верандеу входав храм,а простые тибетцы устроились во дворе. Толпа возбужденно загудела, когда ворота резиденции Его Святейшества распахнулись и показалсяон самв сопровождении сикьонга Лобсанга Сенге и бывшего спикера Пенпы Церинга.
Музыканты Тибетского института исполнительских искусств исполнили тибетский и индийский государственные гимны. Монахи монастыря Намгьял прочли строфы о принятии прибежища и соответствующие случаю молитвы. Артисты пели и танцевали, пока подавали чай и сладкий рис.
Церемонию приведения к присяге сикьонга возглавил главный судья Каргью Дхондуп. Затем сикьонг, члены Кашага, главный судья и народные депутаты поднесли Его Святейшеству белые шелковые хадаки.
Обращаясь к собравшимся сначала на тибетском,а затемна английском языке, сикьонг сказал, как бесконечно много для него значит, что сегодняшнюю церемонию почтил своим присутствием Его Святейшество Далай-лама – светоч надежды и воплощение сострадания для всех тибетцев, и особенно для тех, кто живет в Тибете.Он добавил, что новый Кашаг будет стремиться к упрочению единства, развитию новаторства и самообеспечения. Сикьонг также подчеркнул, что заявления сторонников поклонения Долгьялу об ущемленииих прав беспочвенны. Он пожелал новой администрации придерживаться подхода Срединного пути, а также подчеркнул, что образование – это самое главное для тибетцев как в Тибете, так и в изгнании.
Приведя высказывание Его Святейшества о том, что надо надеяться на лучшее,но готовитьсяк худшему, Лобсанг Сенге рассказал о политике«5 на 50»: со своей стороны он намерен сделать все, чтобы Его Святейшество смог вернуться в Тибетв ближайшие пять лет, однако призывает тибетцев бороться за его возвращение, даже если на это уйдет 50 лет.От имени всех тибетцев он поблагодарил жителей и правительство штата Химачал-Прадеш,и завершил свою речь молитвами о долголетии Его Святейшества, об исполнении всех его желаний и о скором воссоединении всех тибетцев.
Его Святейшество начал свое выступление словами признательности всем гостям. Он сказал:«Тибет величают крышей мира, ведь Тибетское нагорье расположено на большой высоте, но принимаяв расчет наши богатейшие религиозные традиции, мы можем по праву сказать, что и наша культура – высочайшая вершина. Я говорю эти слова вовсе не из слепой веры, мое мнение разделяют многие ученые и философы,а также последователи других буддийских традиций.
Одна из отличительных черт тибетского буддизма, который принес в Тибет Шантаракшита и хранителями которого мы стали,в том, что мы проверяем учение Будды, как золотых дел мастер – качество золота. Мы должны принимать лишь те идеи, которым нашли обоснование с опоройна логикуи собственный опыт.
В мире множество религиозных традиций и каждаяиз них приносит большую пользу многим людям, но зачастую они требуют от последователей слепой веры и принятия слов своих основателей за безусловную истину. Традиция монастыря-университета Наланды, сохранившаяся в целостии сохранностив Тибете, единственная в своем роде, ведь в ней поощряются скептицизм, обоснование и логика.В ней покой ума развивается с опоройна глубокие знания об устройстве ума и эмоций и о методах работы с ними. Современные ученые начинают с неподдельным интересом и уважением черпать знания из этой сокровищницы; этими знаниями мы можем обогатить весь мир».
Выразив свое восхищение тибетцами в Тибете, демонстрирующими «удивительный и решительный дух тибетского народа»,Его Святейшество отметил, что они как и прежде сторонники ненасильственного подхода, и тибетцыв изгнании должны сохранять такую же решимость, как и их братьсяи сестрыв Тибете.Он сказал, что материальное развитие необходимо, однако если образование вращается главным образом вокруг материальных целей, оно не даритни полной удовлетворенности, ни избавленияот бесчестностии коррупции. Наблюдая общую нехватку нравственных принципов в нашей жизни, Его Святейшество решительно отстаивает идею светской этики и ищет пути ее внедренияв современное образование.
По мнению Его Святейшества, виной недавним региональным разногласиям в тибетском сообществе, которые его очень печалят, именно нехватка нравственных ценностей.
Он сказал: «Честность и открытость дарят нам уверенность. Региональные разногласия – следствие недальновидности. В 7–9 веках три провинции Тибета были единым государством. Тибетцев объединяет общая письменность, все они следуют наставлениям Кангьюра и Тенгьюра, сохранившимся на едином для всех тибетском языке. Допустить разногласия в наше сообщество – большая ошибка. Жители всех трех провинций должны держаться вместе и в добрые времена, и в тяжкие.Все без исключения, и предводители,и простые тибетцы.
Среди нас есть ламы, геше и религиозные практикующие, все мы должны также помнить, что какой бы школе тибетского буддизма мы не следовали, все они берут начало в традиции Наланды. Различия между нами довольно поверхностные. Все школы философской мысли – ньингма, сакья, кагью, джонанг и гелуг – славятся великими учителями. Когда речь идет о Дхарме, нужно быть искренними в своей практике.
Если вы считаете меня своим другом, пожалуйста, поразмышляйте всерьез над моими словами».
Затем журналисты сделали фотографии, и Его Святейшество отправился через сад к воротам своей резиденции, по пути отвечая улыбкой на приветствияи здороваясьсо стародавними друзьями.