Опубликовал: Валерий Павлов 16 Август 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Тикси, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. Направляясь утром 10 августак месту проведения учений у подножия холма, на котором стоит монастырь Тикси, Его Святейшество приветствовал по пути местных жителей – множество людей выстроилось вдоль дороги в надежде хоть мельком увидеть тибетского духовного лидера.
Заняв свое место на троне, Его Святейшество сказал: «Обычно, когда я провожу учения по буддийской Дхарме, я разбиваю их на две части. Сперва уделяю время краткому введению, а затем объясняю, как выполнять те или иные практики. Сегодня мы поговоримо превосходном трактате Нагарджуны “Комментарий о бодхичитте” (Бодхичитта-виварана), а затем перейдем к сочинению Джово Атиши Дипанкары Шриджняны “Светоч на путик пробуждению” (Бодхипатхапрадипа)».
Его Святейшество напомнил ученикам, что они собрались здесь не для развлечения и не для простого начитывания молитв и мантр.
«Поскольку вы приехалина буддийские учения, вы должны знать, что слово “Дхарма” означает внутреннее духовное преобразование, мы достигаем его путем воплощения учений в жизнь. Именно об этом так правильно вчера говорили наши мусульманские братья. Нельзя ожидать изменений, опираясь лишь на молитвыи благопожелания. Необходимо делать учения неотъемлемой частью своей жизни. Источник наших проблем – разрушительные эмоции. Поскольку мы все хотим жить счастливо и не желаем страданий, важно понимать, от чего необходимо избавляться и что взращивать, чтобы наше устремление стало явью. Чтобы произошло преобразование, учение должно стать частью нас самих, но сначаламы должны получить необходимую информацию, именно для этого мы слушаем объяснения учителя. Но прежде всего, давайте прочтем строфу о принятии прибежища в Трех драгоценностях и о зарождении бодхичитты:
К Будде, Дхарме и Сангхе
Покуда я не достиг пробуждения,
Я иду за прибежищем.
Пусть силой накоплений, собранных мною
Практикой щедрости и других парамит,
На благо всех существ я стану Буддой.
Объяснив важность правильной мотивации при получении учений, Его Святейшество подчеркнул, что современные буддисты должны быть буддистами 21-го века. Мы обязаны понимать, что значит буддийское учение даже в свете стремительного материального развития.
Начав чтение «Комментария о бодхичитте» Нагарджуны, Его Святейшество упомянул, что не существует традиции передачи разъяснений по этому тексту. Однако он получил устную передачу по нему от Кьбдже Ризонга Срас Ринпоче, нынешнего главы школы гелуг, которого Его Святейшество считает одним из своих гуру. Очень печально, добавил Его Святейшество, что бесценные трактаты, подобные этому, зачастую просто пылятся на полкахи алтарях, служа лишь объектами поклонения. Мы должны брать их в рукии читать.Его Святейшество специально попросил Ризонга Ринпоче прочесть ему «Комментарий о бодхичитте», чтобы он сам мог проводить по нему учения и пробуждатьу других интерес к этому произведению.
Его Святейшество заметил, что некоторые ученые-философы сомневаются, действительно ли это произведение написал сам Нагарджуна, поскольку ни одиниз его учеников, например Буддапалита, Бхававивека или Чандракирти, не ссылаютсяна негов своих философских трудах. Однако в сочинении«Ясный светоч» (Прадиподдьотана) Чандракирти разъясняет цитату из этого произведения с точки зрения стадии завершения Гухьясамаджа-тантры, толкуя эти строки в свете шести альтернатив и четырех методов, что является одним из способов интерпретации тантр в индийской экзегетике (учении об истолковании текстов). Сам Нагарджунане касается здесь тантрического понимания субъективного ума ясного света, а говоритоб объективном уме ясного света, другими словами о понимании пустоты с точки зрения прасангика-мадхьямаки.
Большую часть времени Его Святейшество читал строфы из «Комментария о бодхичитте», но такжеон некоторое время посвятил цитате из главыо Будде Вайрочане, второй главы Гухьясамаджа-тантры, в которой говорится:
Сказано:
Лишенный всего истинно существующего;
Полностью отбрасывающий все объекты и субъекты,
Такие как скандхи, элементы и области восприятия,
В силу одинаковой бессамостности всех явлений,
Ум изначально не рожден;
Его природа − пустота.
Согласно объяснениям Его Святейшества, в этой строфе излагаются возражения разных философских школ на доводы друг друга. В первой строке «буддийские реалисты» − последователи вайбашики и саутрантики – опровергают небуддийскую идею о прочном, неизменном, неделимом, независимом «я»; они заявляют, что психофизические составляющие существа непостоянны. Цепляние за подобное«я» не возникаету обычных существ естественным образом; оно приобретается с опоройна философские размышления. Во второйи третьей строках последователи читтамары (только ум) опровергают представления буддийских реалистов о бессамостности, которые полагают, что вещи существуют вне нашего ума. Последователи читтамары утверждают, что все вещи – суть отражение нашего собственного восприятия и ничто вовне не существует вне ума. Таким образом они устанавливают пустоту, которая «устраняет двойственное деление на объекти субъект» и утверждают, что «скандхи, элементы и области восприятия» – всего лишь отражения нашего ума.
Однако объяснения пустоты школой читтамара выглядят неубедительными с точки зрения последователей мадхьямаки (школы срединного пути), поскольку все внутренние и внешние явления «одинаковы» в том, что лишены какой бы тони было истинной сущности. Поэтому восприятие, как и другие объекты, бессамостно – оно зависит от других факторов, таких как воспринимаемые объекты. Таким образом, с точки зрения школы срединного пути, «ум изначально не рожден», ведь ум и его объекты взаимозависимы. Они в равной степени обладают «природой пустоты»; это, однако, не означает, что их не существует вовсе − они возникают в зависимостиот других факторов и поэтому лишены какого бы тони было сущностного, независимого существования.
Что касается отрицания существования внешних явлений школой читтаматра, Его Святейшество упомянул, что эта точка зрения совпадает со взглядами современной квантовой физики, в которой считается, что ни одно явление не имеет объективного существования. Согласно воззрениям квантовой физики, объект существует до тех пор, пока есть наблюдатель, но если наблюдатель отсутствует, мы не можем говорить о существовании объекта. Эти рассуждения очень близки к обоснованиям«одновременного наблюдения объекта и субъекта», которое используют последователи школы читтамара, чтобы доказать, что вещи не существуют вне ума.
Как бы там ни было, последователи сватантрика-мадхьямаки, а также приверженцы йогачары и саутрантики принимают объективное существование, которое полностью отвергается последователями прасангика-мадхьямаки. Последние призывают избавляться от неверных представлений об объективной идентичности будь то вещей, личностей или переживаний. Если мы дажев незначительной степени овеществляем явления, или наделяем их объективным существованием, мы будем не в состоянии растворить омрачающие эмоции, которые удерживают нас в круговороте бытия. Сансара коренится в неверном по сути представлении о том, что вещи наделены самобытием, которое возникает от того, что так они предстают перед нашим сознанием.
Его Святейшество заметил, что краеугольный камень «Комментария о бодхичитте» – взращивание относительной и абсолютной бодхичитты. Он подчеркнул, как важно взращивать бодхичитту каждый день, поскольку без нее наша практика Дхармы вообще и йоги божеств в частностине имеет смысла. Если взращивание бодхичитты станет нашей главной практикой, мы устраним все препятствия и обретем все благие достоинства. Относительная бодхичитта должна дополнять понимание пустоты, тогда мы достигнем состояния Будды. Если в нашем сердце не поселилась альтруистическая бодхичитта, мы сможем вступить лишь на путь шравак, но не на путь бодхисаттв.
Завершив чтение «Комментария о бодхичитте», Его Святейшество перешел к «Светочу на путик пробуждению». Он рассказал о трудностях,с которыми столкнулись наследник древних тибетских царей Лха Лама Еши О и его племянник Лха Лама Джангчуб О. Последний в 11-м веке, преодолев множество препятствий, сумел пригласить в Тибет Атишу, что способствовало возрождению буддизма в Стране снегов. Когда Джангчуб О попросил Атишу даровать учение на благо всех тибетцев, тот написал «Светоч на путик пробуждению».
Впоследствии во всех тибетских буддийских традициях появились сочинения, описывающие этапы на путик пробуждению.В традиции ньингма это сочинение Лонгчена Рабжампы «Отдохновение в природе ума»; в традиции кагью это «Драгоценное украшение освобождения» Гампопы; а в традиции сакья – «Три видения» и так далее. Трактат Чже Цонкапы «Большое руководство к этапам пути пробуждения» (Ламрим-ченмо)и его сокращенные версии следуют модели Атиши, однако Цонкапа уделяет большее внимание разделу о випашьяне (проникновении в суть вещей) как в Большом, так и в Среднем ламриме. Его Святейшество призвал своих слушателей самым тщательным образом изучать пять главных произведений Цонкапы, разъясняющих взгляды школы срединного пути о пустоте: два раздела, посвященные випашьяне в «Этапах на путик пробуждению»; «Океан обоснования: большой комментарий к “Коренным строфам о срединности” Нагарджуны»; «Разъяснение воззрения: обширный комментарий к “Введению в мадхьямаку”» и «Трактат о различении сутр с прямым смыслом и сутр, нуждающихся в толковании».
Его Святейшество начал чтение «Светоча на путик пробуждению», остановившись на строфе,в которой описываются существа со средними способностями. Он сказал, что завершит учения завтра перед посвящением долгой жизни, после которого Его Святейшеству поднесут молебен о его долголетии.