Печать

Далай-лама завершил даровать учения по сочинению Атиши «Светоч на пути к пробуждению»

Опубликовал: Валерий Павлов 17 Август 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Тикси, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 11 августа ранним пасмурным утром Его Святейшество Далай-лама на автомобиле отправился к месту проведения учений близ монастыря Тикси, где уже собрались тысячи людей, желающих послушать учения, получить посвящение долгой жизни и в свою очередь поднести молебен о долголетии Далай-ламе.

  title=Его Святейшество первым делом рассказал собравшимся, что на нынешние учения приехал тайский монах-бхикшу, с которым он познакомился вчера.

«Он последователь палийского канона, самого раннего собрания учений о Четырех благородных истинах и 37 факторах пробуждения, которые составляют основу всех буддийских учений. Мы, как и последователи палийского канона, тоже соблюдаем правила монашеской дисциплины, винаю. И палийская, и санскритская буддийские традиции опираются на Три корзины учений и Три тренировки – в нравственности, сосредоточении и мудрости.

Хотя учения палийского канона – краеугольный камень и нашей традиции, мы нередко смотрим на них свысока, предпочитая практики йоги божеств. Однако эти учения – фундамент, необходимый для выполнения тантрических практик. Йога божеств не принесет плодов, если мы не будем взращивать бодхичитту и мудрость понимания пустоты».

Его Святейшество добавил, что одной лишь слепой веры мало, для постижения учений Будды необходимы логическое обоснование и понимание; без них буддизм быстро придет в упадок во всем мире. Его Святейшество подчеркнул, что в отличие от традиционно принятого подхода к учениям по ламриму предпочитает начинать с випашьяны (проникновения в суть вещей), а не с важности опоры на духовного учителя. Согласно традиционному подходу считается, что несоблюдение наставлений учителя прямой дорогой ведет в ад, однако это может скорее напугать, чем вдохновить. Он добавил, что цель учений Будды о страдании и его причинах не в том, чтобы поселить в нашем сердце страх и беспокойство. Объяснения Будды об истинном прекращении [страданий], которого мы достигаем, следуя по истинному пути, – источник радости.

Его Святейшество сказал: «Я говорю с вами искренне и прямо. Что касается тибетского дела и сохранения буддийской Дхармы, мы переживаем переломный момент. Поскольку вы выказываете преданность буддийскому учению, я настаиваю, чтобы вы его изучали».

Его Святейшество заметил, что взращивание бодхичитты и мудрости понимания пустоты помогает противостоять чрезмерному эгоизму и неверным представлениям об истинной реальности. По мнению Его Святейшества, очень полезно размышлять о соответствии четырех опор памятования Четырем благородным истинам. Памятования о теле, чувствах, мыслях и явлениях ведут соответственно к постижению истин о страданиях, их причинах, прекращении [страданий] и пути [ведущему к прекращению].

  title=Соотнесение памятования о явлениях с Благородной истиной о пути приводит в конечном итоге к прямому постижению пустоты, именно это имел в виду Нагарджуна, когда говорил: «Умопостроения прекращаются пустотой». Кхуну Лама Тензин Гьялцен пояснял, что более точно эта идея выражается словами: «Умопостроения прекращаются в пустоте». Чже Цонкапа также писал, что когда йогин находится в состоянии глубокого погружения в пустоту, все ментальные загрязнения растворяются в пустой природе его собственного ума; они не уходят куда-либо, а просто исчезают в поле пустоты.

В завершение Его Святейшество сказал: «Медитация о пустоте нашего собственного ума – гораздо более сильная и важная практика, чем медитация о пустоте внешнего объекта, скажем чашки. Медитация о пустоте ума противостоит нашим собственным фундаментально искаженным представлениям о реальности. Если наше постижение пустоты идет рука об руку с бодхичиттой, мы можем достичь состояния Будды. Нам необходимы и бодхичитта, и мудрость постижения пустоты, чтобы практика йоги божеств приносила плоды».

Затем Его Святейшество возобновил чтение «Светоча на пути к пробуждению» с того места, где объясняется, как развивать устремление к пробуждению. Готовясь к церемонии зарождения бодхичитты, все вместе во главе с Его Святейшеством прочли семичленную молитву и строфу из молитвы Самантабхадры «Об устремлении к благим деяниям»:

Все заслуги, что я накопил,

Совершая простирания, подношения, раскаиваясь о сотворенном зле,

Сорадуясь, прося [Будд] даровать учения и не уходить в нирвану,

Как бы малы они ни были, я посвящаю обретению полного пробуждения.

Перед началом церемонии зарождения бодхичитты устремления и бодхичитты действия, Его Святейшество даровал всем желающим обеты мирян. За ними последовали обеты бодхисаттв, и Его Святейшество попросил собравшихся повторить за ним три раза строфу:

Я принимаю прибежище в Трех драгоценностях,

Раскаиваюсь в каждом недобродетельном деянии,

Сорадуюсь добродетели живых существ,

Я удерживаю в своем уме пробуждение.

Его Святейшество призвал своих слушателей задуматься о глубоком смысле обетов бодхисаттв, пока все вместе произносили:

Зародив устремление к достижению высшего пробуждения,

Я буду заботиться обо всех живых существах.

Следуя великолепной практике бодхисаттв,

Пусть стану я Буддой на благо всех существ!

  title=Ученики должны знать о 18 коренных и 46 второстепенных нарушениях, избегать которых обязывают обеты бодхисаттв. Однако, подчеркнул Его Святейшество, все эти правила по сути сводятся к обузданию собственного эгоизма. Он добавил, что ему очень повезло, ведь на его учениях тысячи людей зарождают бодхичитту вдохновения, принимают обеты бодхисаттв и отваживаются на великие практики бодхисаттв.

Затем Его Святейшество даровал посвящение долгой жизни Белой Тары – Колеса, исполняющего желания. Он заметил, что с практической точки зрения долголетию способствуют соблюдение правил гигиены и хорошее здоровье. С точки зрения духовности, однако, бодхичитта и мудрость понимания пустоты устраняют препятствия и создают благоприятные условия для духовного прогресса.

«Если вы хотите, чтобы у вас было больше друзей, – сказал Его Святейшество, – вам следует взращивать бодхичитту. Друзья в вашей жизни начнут появляться как по волшебству, безо всяких усилий с вашей стороны. Если же вы предпочитаете делать людей своими врагами, лелейте злобные мысли о них, и между вами не замедлит разгореться вражда.

Самое главное – преисполниться решимости преобразовать свой ум. Именно этой цели были посвящены нынешние двухдневные учения».

В завершение встречи монахи, монахини и миряне Ладака во главе с Тикси Ринпоче произнесли молитвы о долголетии Его Святейшества с опорой на ритуалы 16 архатов.

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=26965