Опубликовал: Валерий Павлов 17 Август 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Тикси, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия. 11 августа ранним пасмурным утром Его Святейшество Далай-ламана автомобиле отправился к месту проведения учений близ монастыря Тикси, где уже собрались тысячи людей, желающих послушать учения, получить посвящение долгой жизни и в свою очередь поднести молебен о долголетииДалай-ламе.
Его Святейшество первым делом рассказал собравшимся, что на нынешние учения приехал тайский монах-бхикшу,с которымон познакомился вчера.
«Он последователь палийского канона, самого раннего собрания учений о Четырех благородных истинах и 37 факторах пробуждения, которые составляют основу всех буддийских учений. Мы, как и последователи палийского канона, тоже соблюдаем правила монашеской дисциплины, винаю. И палийская,и санскритская буддийские традиции опираются на Три корзины учений и Три тренировки – в нравственности, сосредоточении и мудрости.
Хотя учения палийского канона – краеугольный камень и нашей традиции, мы нередко смотрим на них свысока, предпочитая практики йоги божеств. Однако эти учения – фундамент, необходимый для выполнения тантрических практик. Йога божествне принесет плодов, если мы не будем взращивать бодхичитту и мудрость понимания пустоты».
Его Святейшество добавил, что одной лишь слепой веры мало, для постижения учений Будды необходимы логическое обоснование и понимание; без них буддизм быстро придет в упадокво всем мире. Его Святейшество подчеркнул, что в отличиеот традиционно принятого подхода к учениям по ламриму предпочитает начинать с випашьяны (проникновения в суть вещей), а не с важности опоры на духовного учителя. Согласно традиционному подходу считается, что несоблюдение наставлений учителя прямой дорогой ведет в ад, однако это может скорее напугать, чем вдохновить. Он добавил, что цель учений Будды о страданиии его причинах не в том, чтобы поселить в нашем сердце страх и беспокойство. Объяснения Будды об истинном прекращении [страданий], которого мы достигаем, следуя по истинному пути, – источник радости.
Его Святейшество сказал: «Я говорю с вами искренне и прямо.Что касается тибетского дела и сохранения буддийской Дхармы, мы переживаем переломный момент. Поскольку вы выказываете преданность буддийскому учению, я настаиваю, чтобы вы его изучали».
Его Святейшество заметил, что взращивание бодхичитты и мудрости понимания пустоты помогает противостоять чрезмерному эгоизму и неверным представлениям об истинной реальности. По мнению Его Святейшества, очень полезно размышлять о соответствии четырех опор памятования Четырем благородным истинам. Памятования о теле, чувствах, мыслях и явлениях ведут соответственно к постижению истин о страданиях,их причинах, прекращении [страданий] и пути [ведущему к прекращению].
Соотнесение памятования о явленияхс Благородной истиной о пути приводит в конечном итоге к прямому постижению пустоты, именно это имел в виду Нагарджуна, когда говорил: «Умопостроения прекращаются пустотой». Кхуну Лама Тензин Гьялцен пояснял, что более точно эта идея выражается словами: «Умопостроения прекращаются в пустоте». Чже Цонкапа также писал, что когда йогин находится в состоянии глубокого погружения в пустоту, все ментальные загрязнения растворяются в пустой природе его собственного ума; они не уходяткуда-либо,а просто исчезают в поле пустоты.
В завершение Его Святейшество сказал: «Медитация о пустоте нашего собственного ума – гораздо более сильная и важная практика, чем медитация о пустоте внешнего объекта, скажем чашки. Медитация о пустоте ума противостоит нашим собственным фундаментально искаженным представлениям о реальности.Если наше постижение пустоты идет рука об рукус бодхичиттой,мы можем достичь состояния Будды. Нам необходимыи бодхичитта,и мудрость постижения пустоты, чтобы практика йоги божеств приносила плоды».
Затем Его Святейшество возобновил чтение «Светоча на путик пробуждению» с того места, где объясняется, как развивать устремление к пробуждению. Готовясь к церемонии зарождения бодхичитты, все вместе во главес Его Святейшеством прочли семичленную молитву и строфуиз молитвы Самантабхадры «Об устремлении к благим деяниям»:
Все заслуги, что я накопил,
Совершая простирания, подношения, раскаиваясь о сотворенном зле,
Сорадуясь, прося [Будд] даровать учения и не уходитьв нирвану,
Как бы малы они ни были,я посвящаю обретению полного пробуждения.
Перед началом церемонии зарождения бодхичитты устремления и бодхичитты действия, Его Святейшество даровал всем желающим обеты мирян. За ними последовали обеты бодхисаттв, и Его Святейшество попросил собравшихся повторить за ним три раза строфу:
Я принимаю прибежище в Трех драгоценностях,
Раскаиваюсь в каждом недобродетельном деянии,
Сорадуюсь добродетели живых существ,
Я удерживаю в своем уме пробуждение.
Его Святейшество призвал своих слушателей задуматься о глубоком смысле обетов бодхисаттв, пока все вместе произносили:
Зародив устремление к достижению высшего пробуждения,
Я буду заботиться обо всех живых существах.
Следуя великолепной практике бодхисаттв,
Пусть стану я Буддойна благо всех существ!
Ученики должны знать о 18 коренных и 46 второстепенных нарушениях, избегать которых обязывают обеты бодхисаттв. Однако, подчеркнул Его Святейшество, все эти правила по сути сводятся к обузданию собственного эгоизма. Он добавил, что ему очень повезло, ведь на его учениях тысячи людей зарождают бодхичитту вдохновения, принимают обеты бодхисаттв и отваживаютсяна великие практики бодхисаттв.
Затем Его Святейшество даровал посвящение долгой жизни Белой Тары – Колеса, исполняющего желания. Он заметил, что с практической точки зрения долголетию способствуют соблюдение правил гигиены и хорошее здоровье. С точки зрения духовности, однако, бодхичитта и мудрость понимания пустоты устраняют препятствия и создают благоприятные условия для духовного прогресса.
«Если вы хотите, чтобы у вас было больше друзей, – сказал Его Святейшество, – вам следует взращивать бодхичитту. Друзья в вашей жизни начнут появляться как по волшебству, безо всяких усилий с вашей стороны. Если жевы предпочитаете делать людей своими врагами, лелейте злобные мысли о них,и между вами не замедлит разгореться вражда.
Самое главное – преисполниться решимости преобразовать свой ум. Именно этой цели были посвящены нынешние двухдневные учения».
В завершение встречи монахи, монахини и миряне Ладака во главес Тикси Ринпоче произнесли молитвы о долголетии Его Святейшества с опоройна ритуалы16 архатов.