Печать

В Брюсселе прошел второй день конференции «Власть и забота» с участием Далай-ламы

Опубликовал: Валерий Павлов 15 Сентябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Брюссель, Бельгия. Утром 10 сентября множество участников конференции выстроились вдоль коридоров брюссельского центра искусств «Бозар», желая поприветствовать Его Святейшество Далай-ламу ХIV. Он прибыл сюда для участия во втором дне конференции в рамках института «Ум и жизнь». Днем ранее с докладами выступали в основном ученые. Сегодняшние докладчики – представители самых разнообразных областей знания.

  title=Утреннее заседание, к которому присоединился Его Святейшество в зале им. Анри ле Бафа, было посвящено обсуждению власти и заботы с точки зрения духовных и религиозных традиций. Ведущая Роши Джоан Халифакс попросила Его Святейшество сказать несколько вступительных слов.

«Поистине для меня огромная честь принимать участие в нашем обсуждении, – начал Его Святейшество. – Одно из трех главных обязательств моей жизни продвижение гармонии в отношениях между религиозными традициями. Для их мирного сосуществования есть веские причины, ведь все они проповедуют одну и ту же практику любви, которую подкрепляют практики терпимости, прощения и самодисциплины. Философские воззрения разных религий сильно отличаются, например, между ними нет согласия по поводу существования и роли бога-творца, в них могут быть разные правила ненасильственного поведения, однако все они призывают к любви. Эти различные воззрения призваны удовлетворять потребностям разных людей, живущих в разные времена и в разных местах.

После событий 11 сентября 2001 года я считаю своим долгом защищать ислам. Совершенно очевидно, что мусульманин, проливший чужую кровь, перестает быть истинным последователем ислама. Большая ошибка говорить об исламских или буддийских террористах: ведь те, кто убивают и запугивают других, перестают быть настоящими последователями своей веры. Мне рассказали об этом мои друзья-мусульмане, и позже подтвердили исламские ученые-философы.

Каждой религии присущи также культурные аспекты, сложившиеся в определенные эпохи и в определенных местах. Индийские друзья рассказывали мне, что во времена, когда жил основатель джайнизма Махавира, жертвоприношения животных были настолько широко распространены, что имели экономические последствия. В ответ на это Махавира даровал учения, строго запрещающие насилие и призывающие уважать жизни других. Исламские учения появились впервые среди кочевых племен Аравии, не знавших закона, и Коран содержит строгие предписания шариата. Некоторые обычаи, например, политическая роль Далай-лам – пережиток феодального прошлого, и их нужно менять. В Индии тоже есть безнадежно устаревшие традиции, такие как кастовая система, которая оправдывает влекущую серьезные последствия дискриминацию. Утверждения, будто причиной тому карма или желание бога-творца, нельзя считать адекватными.

Последователям разных духовных и религиозных традиций нужно стремиться к контакту друг с другом. Мы не должны исключать из круга нашего общения даже фундаменталистов, ведь все мы в равной мере люди».

Когда Роши Джоан Халифакс передала слово Паулине Тангиориа, старейшине племени маори из Новой Зеландии, та сказала, что власть дается нам во благо или во зло. Она выразила протест против транснациональных корпораций, которые превратили хлеб в источник прибыли и затрудняют полив полей, выстраивая огромные плотины. Совершенно очевидно, что если мы не будем заботиться о своих землях, нам самим будет хуже.

  title=Досточтимый Матье Рикар, буддийский монах, фотограф и меценат, заметил, что использовать свою власть должным образом можно только с опорой на мудрость и сострадание. Он упомянул о буддийском альтруистическом устремлении к пробуждению ради освобождения всех живых существ от страданий. Только с этой целью мы и должны использовать свои интеллектуальные способности. Матье Рикар добавил, что правдивое и ненасильственное поведение вовсе не признак слабости, как многие ошибочно полагают; оно требует большой храбрости и внутренней силы. В заключение он напомнил, что мы должны направлять свою силу на устранение страданий и достижение счастья.

Раввин Аврахам Сутендорп, основатель Института общечеловеческих ценностей им. Якоба Сутендорпа, заметил, что в одиночку нам никогда не достичь общих целей. Он сказал, что Его Святейшество абсолютно прав, указывая на единство всего человечества. Он предложил основать совет совести и попросил Его Святейшество стать одним из соучредителей. В заключение он выразил надежду, что настанет время, когда иудеи и мусульмане, израильтяне и палестинцы, тибетцы и китайцы будут жить в мире и согласии.

Брат Тьерри-Мари Куро отдал должное заботе, которая слышит других и служит им, и именно такая забота отражается в девизе института «Ум и жизнь». Он добавил, что мы выбирая любовь, мы выбираем свободу; именно это преобразит мир.

Алаа Мурабит, основатель организации «Голос ливийских женщин» заметила, что как правило власть и забота – понятия взаимоисключающие. Сама она училась родной вере не в мечети, а у своей матери, которая растила 11 детей. Кроме того, Алаа Мурабит с большой неохотой использует словосочетание религиозные фундаменталисты, как будто эти люди исповедуют самую суть родной веры; на самом деле большинство из них бесконечно от нее далеки. Она сказала, что мы должны обратить самое серьезное внимание на случаи использования веры для политического контроля.

Его Святейшество попросили добавить несколько слов, и он поделился, что начиная с 1975 года совершает паломничества в храмы и святые места самых разных религий. Недавно в Ладаке, в Индии, в знак дружбы он посетил буддийский храм, а затем суннитскую и шиитскую мечети. Далай-лама отметил, что в таких странах, как Индия, Малайзия и Индонезия дети растут в тесном соприкосновении с другими религиями, поэтому не испытывают слепой привязанности только лишь к родной вере. По его убеждению, если мы будем последовательны, то рано или поздно увидим плоды своих благотворных усилий.

Его Святейшество сказал Паулине Тангиориа, что восхищается подходом маори к сохранению родных обычаев и самобытности, и в то же время их принятием современного образования, что, по его мнению, совершенно необходимо для выживания малочисленных народов.

Тибетский духовный лидер еще раз повторил, что убежден, если женщины возьмут на себя более активную роль – например, если большинство из 200 стран мира будут возглавлять женщины, – общество может стать более миролюбивым. Под громкие аплодисменты Его Святейшество произнес: «Довольно уже мужского доминирования». Алаа Мурабит подхватила эту тему, заметив, что понятия женственности и мужественности необходимо пересмотреть. Она завершила утреннюю сессию замечанием о необходимости бросить вызов основополагающему неравенству, принятому в современном обществе, ведь у каждого должны быть равные возможности, даже с точки зрения религии. Ее слова вызвали бурные аплодисменты.

  title=Экономист Уве Хоузер открыл дневную сессию, сказав, что пришла пора взглянуть на власть и заботу с точки зрения экономики и общества. Он подчеркнул, что экономика изначально создавалась как наука о счастье. Ведущий объявил, что доклады сегодня будут делать два экономиста, которые расскажут, как изменить мир, и два общественных деятеля, которые занимаются этим на практике.

Деннис Сноуэр, президент Кильского института мировой экономики, начал свой доклад словами, что как люди мы все различаемся, но в то же время равны. Он задался вопросом, почему мы так мало сотрудничаем, и ответил, что нами движут три мотивации – собственная выгода, забота и власть. Он отметил колоссальное развитие рынка товаров и услуг, начавшееся после 1990 года, и что около миллиарда жителей Земли живут в достатке. Что касается заботы, то нам выгодно помогать другим. Он упомянул о различных подходах к внутренним и внешним преобразованиям, в том числе о роли принятия точки зрения другого, и важности строительстве общего дома.

Его Святейшество также добавил несколько слов. Он признался, что ничего не понимает в экономике, но знает, как важна благодарность. В целом ему нравятся взгляды социалистов, он также симпатизирует марксистской идее о равном распределении благ. К сожалению, в современных капиталистических обществах богатые становятся все богаче, бедные же остаются бедняками, а зачастую спускаются еще дальше за черту бедности.

Профессор сэр Пол Коллье из Школы управления Блаватника заметил, что экономисты в общем и целом весьма консервативны и цепляются за модели 19-го столетия, словно не замечая, что наука уже перешла от идей классической механики к квантовой физике. Его Святейшество добавил, что мы все взаимозависимы, и именно поэтому экономика сегодня стала глобальной. Следовательно, нам нужны друзья. Дружба рождается там, где есть доверие, а доверия не бывает без заботы о благополучии других.

Тео Сова, исполнительный директор фонда «Африканские женщины за развитие» ярко и убедительно описала роли мужчин и женщин в современном обществе и их способность к заботе о других. Постоянно работая с женщинами и детьми, она считает принятую в современном мире систему ценностей весьма искаженной. Чтобы ее изменить, необходимы экономические перемены. По ее твердому убеждению, когда женщины берут на себя ответственность, это приводит к очень хорошим результатам. Она подробно рассказала о том, как проводит день обычная женщина: она встает спозаранку, готовит завтрак, собирает детей школу, а мужа на работу, целый день занимается домашними делами, готовит ужин и встречает детей и мужа. Друзья мужа частенько спрашивают: «А чем занимается твоя жена?», и он с гордостью отвечает:«Бездельничает».

Госпожа Сова убеждена: наши представления о том, что обладает ценностью, настолько искажены, что женщины не получают ни капли признания за свой труд. Когда международное сообщество ищет применение новым инвестициям, как правило вклад женщин полностью игнорируется. Мы должны стремиться к большему равноправию в мире. После этих слов зал взорвался бурей рукоплесканий, зрители поднялись со своих мест. Его Святейшество обнял докладчицу и сказал, что бесконечно благодарен за ее речь.

  title=Правозащитница Джоди Уильямс, основатель Международного движения за запрещение противопехотных мин и лауреат Нобелевской премии мира, подхватила тему, процитировав слова Его Святейшества и архиепископа Десмонда Туту: мужчины натворили дел, пора вмешаться женщинам. Она рассказала о движении «Peace Jam», призывающем молодежь взять будущее в свои руки. Она считает, что люди должны знать не только о своих правах и свободах, но и о своих человеческих обязанностях.

«Каждый из нас наделен властью, и мы вами выбираем, воспользоваться ею или нет», – сказала правозащитница.

В заключение Его Святейшество снова вкратце очертил три главных обязательства своей жизни: продвижение человеческого счастья, взращивание межрелигиозной гармонии, а также защита миролюбивой культуры и хрупкой природы Тибета. Он добавил, что при каждом удобном случае обращается к представителям средств массовой информации, призывая их помнить, что они в ответе за продвижение общечеловеческих ценностей и должны освещать в своих репортажах не только шокирующие и скандальные события. Он еще раз повторил, что убежден – мы способны улучшить систему образования, ведь именно в образовании кроется источник надежды на лучшее будущее. Только с опорой на образование мы сможем донести до всех людей Земли понимание того, что каждый обязан вносить свою лепту в построение лучшего, более счастливого и более справедливого мира.

«Каждый из нас в ответе за наступление перемен, – завершил свою речь Его Святейшество. – Пожалуйста, всерьез поразмышляйте, какой вклад можете внести лично вы».

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=27157