Печать

20 лет назад состоялось открытие хурула Сякюсн-Сюме, который в течение десяти лет был главным буддийским храмом Калмыкии

Опубликовал: Валерий Павлов 06 Октябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Двадцать лет назад, 5 октября 1996 года, в шести километрах от столицы Калмыкии, недалеко от поселка Аршан, был торжественно открыт крупнейший в то время хурул республики – Сякюсн-Сюме, первый в регионе построенный по всем канонам буддийского храма. Несмотря на холодную и пасмурную погоду, знаменательное событие собрало тогда огромное количество людей.

Это было всенародное ликование, у людей возникла надежда на полное возрождение в республике традиционной религии калмыков, на новые большие свершения.

  title=

С тех пор этот хурул в течение десяти лет был главным буддийским храмом республики. Хотя в конце 2005 года в центре Элисты был открыт еще более крупный хурул – «Золотая обитель Будды Шакьямуни», Сякюсн-Сюме оставался главным еще в течение года и в октябре 2006-го десятилетие этого храма праздновалось как юбилей центрального хурула Калмыкии. Тогда в республике даже был объявлен выходной день.

Ныне же официальных торжеств по поводу 20-летия Сякюсн-Сюме не запланировано, так как это уже не главный хурул республики. Тем более, что в прошлом году был торжественно отмечен 10-летний юбилей Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

В настоящее время хурул Сякюсн-Сюме считается вторым по масштабности буддийским центром республики, но значение его по-прежнему велико. Не только по факту первого появления тут религиозных зданий нового типа, но и по причине возвращения калмыцкого народа к божественным идеалам, полностью разрушенным в 20-е годы прошлого века.

Туристы по-прежнему посещают Сякюсн-Сюме, любуясь отличной храмовой росписью, внешним видом храма и получая удовольствие от божественной тишины, которая очень способствует общению с высшими силами. Тем более, что монахи, проживающие на территории центра, всегда готовы встретить гостей, открыть им хурул и ответить на интересующие их вопросы.
  title=

Помимо общеупотребительного калмыцкого названия «Сякюсн-Сюме» этот храм ныне в обиходе называют Аршанским хурулом, а то и Старым хурулом. Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе – «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV заранее, еще до строительства храма, в 1992 году. Тогда же, во время своего второго визита в Калмыкию, духовный лидер буддистов мира освятил выбранное место постройки хурула. А 1 декабря 2004 года Его Святейшество во время долгожданного третьего визита в нашу республику освятил возведенный и действовавший храм. Он совершил церемонию освящения «раднэ», которая означает, что хурул после этого становится настоящей обителью божеств. Сякюсн-Сюме и представляет собой драгоценную мандалу божеств.

Место строительства храма к югу от города было выбрано неслучайно. В то время, более 20 лет назад, хурулом в Элисте служил молельный дом на улице Лермонтова (он и сейчас действует). В конце 1980-х годов в республике начал активно обсуждаться вопрос о строительстве крупного хурульного комплекса. Он рассматривался в феврале 1989 года на собрании Хурульного Совета. Тогда же было предложено несколько мест под строительство хурула в черте города Элисты и за ее пределами. Однако в силу разных причин от всех этих вариантов пришлось отказаться. В результате дальнейших поисков в 1991 году было найдено место, подходящее по всем параметрам (не только с учетом геологических условий и возможности подвода коммуникаций, дороги и прочего, но и чтобы место было возвышенным, господствующим). Первым из священнослужителей на этом месте близ поселка Аршан побывал Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, которому оно очень понравилось.

  title=

Впоследствии он вспоминал: «Я хорошо помню, что вначале было выбрано несколько точек для строительства хурульного комплекса, в том числе предлагалось место и в центре Элисты. С последним вариантом я тогда не был согласен, поскольку понимал, что место в центральной части города по площади может быть ограниченным. Хурул же, по нашим понятиям, должен был стать, прежде всего, центром духовного образования, а для этого нужно иметь место для строительства учебных корпусов. Так что одним из определяющих факторов для выбора участка под строительство хурула было наличие большой свободной площади. С этой точки зрения нынешнее месторасположение хурула вполне удовлетворило нас. Он удачно вписывается в рельеф местности и находится на самом оптимальном расстоянии от Элисты. Ко всему прочему, это еще и очень красивое место. Его Святейшество Далай-лама ХIV согласился с нашими доводами и решительно поддержал нас в выборе места строительства хурульного комплекса, лично освятил его. Если быть до конца откровенным, то вначале я, наверное, как и многие другие, сомневался в осуществлении проекта. Строительство хурула велось в очень непростое время, в сложных экономических условиях. Это еще раз доказывает, что многое в жизни зависит от нас самих, от уверенности в верности наших намерений и поступков. Кроме всего прочего, это говорит и об огромном потенциале республики и ее народа. От всего сердца благодарю тех, кто строил Сякюсн-Сюме, и всех помогавших в этом благородном деле».

Строительство храма продолжалось четыре года и велось на пожертвования жителей республики и средства, привлеченные Президентом Калмыкии Кирсаном Илюмжиновым. Само здание было возведено за один год. Чтобы собрать деньги на строительство, был организован общественный фонд «Сонам-Добродетель», который находился на первом этаже проектного института (АО «Калмгипросельстрой»). Там же, в институте, располагался офис Шаджин-ламы. Были проведены два телерадиомарафона с участием названного фонда и Департамента по делам религий РК, в результате которых было собрано 250 неденоминированных рублей.

1990-е годы, как известно, были очень непростыми во всех отношениях, но храм Сякюсн-Сюме был построен и сдан в сроки.
  title=
Заслуженный строитель России и Калмыкии Михаил Шалхаков вспоминал: «На стройке я не один десяток лет и по опыту знаю, что на завершающем этапе строительных работ охватывает особое настроение, чувствуется прилив сил и энергии, желание скорее все завершить. Однако такого энтузиазма, такого неподдельного интереса к выполняемой работе и жгучего желания уложиться в намеченный срок, сдать объект вовремя, как при строительстве хурула, мне не приходилось видеть за всю свою трудовую жизнь. Да это и неудивительно: ведь все мы впервые строили своими руками свой калмыцкий хурул! Это великое счастье для каждого строителя. С возведением храма не сравнится строительство никакого другого объекта – будь то мощное промышленное здание или ультрасовременное жилье. Потому, как мне кажется, даже выражение глаз строителей хурула было какое-то особое, а ведь я всех их знаю не один год. Они – настоящие профессионалы, мастера своего дела. И доказали это еще раз на строительстве здания хурула».

Хурульный комплекс Сякюсн-Сюме построен по проекту архитектора Владимира Гиляндикова, заслуженного деятеля искусств РК, заслуженного работника народного хозяйства РК. В апреле текущего года в библиотеке Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоялась встреча с ним, на которой он по нашей просьбе рассказал, как работал над этим проектом, как шло строительство, на котором трудилось более 150 человек.

Гиляндиков как автор генерального плана хурульного комплекса приступил к проектированию непосредственно храма Сякюсн-Сюме летом 1994 года. «При проектировании Сякюсн-Сюме большую трудность для меня как архитектора представляло то обстоятельство, что у нас в Калмыкии до настоящего времени не было абсолютно никакого опыта строительства и проектирования подобных культовых сооружений,— сказал на встрече Владимир Бадмаевич. – Те хурулы, которые, к великому сожалению, были разрушены в известный исторический период, проектировались европейскими архитекторами, и в них, судя по старым фотографиям, сильно чувствовалось влияние Запада. Специальную литературу по строительству буддийских храмов тогда найти было очень сложно, поэтому во многом пришлось полагаться на интуицию. К тому же сказывался дефицит времени».

  title=

Первый колышек на объекте был забит в июне 1994 года. С целью экономии времени строительные работы велись параллельно с проектированием, поэтому Владимиру Гиляндикову пришлось делать поэтапное проектирование. Сначала была сделана работа по подземной части, что дало возможность строителям в конце августа приступить к бетонным работам, возведению фундамента. Это очень трудоемкая работа. Оригинальность проекта хурула состоит в том, что здесь роль фундамента выполняет каркас, состоящий из двух монолитных железобетонных плит, соединенных между собой монолитными железобетонными колоннами. На этот каркас-фундамент были потрачены 41 тонна арматуры и 364 кубометров бетона. Пока строители делали фундамент, архитектор Гиляндиков подготовил проект самого здания Сякюсн-Сюме, представляющего собой двухэтажное строение с надстройкой в виде двухъярусной пагоды с северной стороны.

По словам Владимира Бадмаевича, Сякюсн-Сюме проектировался по типу тибетских буддийских храмов. Размеры хурула таковы: 24 м в длину, 19 м в ширину и около 20 м в высоту. Нижняя часть Сякюсн-Сюме выполнена в стиле, типичном для тибетских монастырей, а верхняя часть решена в традиционном стиле восточной пагоды. Здание хурула снаружи украшено изделиями из меди и художественной росписью со строгим соблюдением буддийских канонов.

Статую Будду для этого храма создал известный скульптор Владимир Васькин. Она достигает в высоту 3,5 метров, покрыта сусальным золотом. Будда сидит в позе «падмасаны» и держит в левой руке чашу – патру, правая рука опущена в традиционном жесте.

Первую роспись стен хурула в соответствии с традиционными буддийскими канонами храмовой живописи делали художники А. Поваев, Г. Нурова, О. Глушкова, Е. Манжеева, а резьбу по дереву и культовую символику выполнили Н. Галушкин и В. Куберлинов.

Фронтон фасадной части храма украшен скульптурой Дхармачакры – Колеса Учения. По бокам две лани, слушательницы первой проповеди Будды. Композицию выполнил скульптор П. Усунцынов.

Торжественное открытие хурульного комплекса Сякюсн-Сюме, состоявшееся 5 октября 1996 года, вылилось в поистине всенародный праздник. Об этом дне мечтали все калмыки, особенно пожилые люди, помнящие гонения на религию, прошедшие сибирскую ссылку.

Зинаида Антонова, в то время член общественного штаба по сбору средств для строительства хурула, впоследствии вспоминала об этом празднике: «День открытия хурула навсегда врезался в мою память. Последовательность событий помню отчетливо. Незадолго до часа открытия хурула привезли большую статую Будды. Грузовую машину из-за большого скопления людей не было видно, поэтому взоры верующих устремлялись на статую как на ориентир. Создавалось такое впечатление, будто статуя Будды плыла над головами людей и сама вошла в храм…».

Журналистка Тамара Настаева об этом писала так: «Все, кто присутствовал на открытии хурула, не смогут забыть явление, которое было похоже на чудо. Огромную статую Будды несли в храм на руках, а впечатление было такое, будто великий Будда плыл над морем людских голов. Погода была пасмурной, ведь стоял октябрь. И вдруг на небе словно окошко открылось, сквозь которое хлынули яркие ласковые солнечные лучи. Они осветили статую Будды, храм, людей. И всех, кто пришел на это торжество, охватил трепет.

— Это знак,— зашептали верующие,— небо благословляет нас и шлет предзнаменование, что у народа Калмыкии наступает чистая, светлая полоса».

Прошло 20 лет с того дня, и мы можем с уверенностью сказать, что это действительно был светлый период для возрождения и распространения буддизма в степной республике, духовного обновления нации.

В 2006 году в дни празднования 10-летия центрального хурула Сякюсн-Сюме Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал на пресс-конференции: «Для священнослужителей и верующих, всех жителей республики это повод вспомнить важное событие, случившиеся десять лет назад, посмотреть, что сделано за прошедшие годы, и обратиться взором в будущее. Путь этот не был легким, но достигнутые результаты говорят о том, что мы не зря преодолевали препятствия. Сегодня я с радостью отмечаю, что в республике построено большое количество хурулов, работают десятки буддийских центров, растет и крепнет монашеская община. Все это стало возможным благодаря усилиям всего калмыцкого народа, благословению Его Святейшества Далай-ламы. Безусловно, многое еще предстоит сделать, но мы на правильном пути, и это придает нам уверенности». Думается, под этими словами верховный лама Калмыкии может подписаться и сейчас.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=27418