Печать

Учения Далай-ламы по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности»

Опубликовал: Валерий Павлов 08 Октябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия. Здесь с 3 по 6 октября 2016 года прошли учения Его Святейшества Далай-ламы ХIV по сочинению Арьядевы «400 строф о срединности». Ниже представляем информацию о первых двух днях учений.

  title=3 октября утром на территории комплекса Цуглакханг, у храма и внутри него, собралось около пяти с половиной тысяч человек. Толпа радостно гудела, ожидая прибытия Его Святейшества Далай-ламы. Фотографы, верующие и последователи Далай-ламы столпились у восточного входа в храм, желая поприветствовать своего духовного лидера.

Заняв свое место на троне, Его Святейшество заметил, что нынешние учения даруются по просьбе группы из тысячи тайваньцев, в большинстве своем учеников покойного Тензина Ямчена. Некоторые из них недавно приняли от Его Святейшества посвящение в монашеский сан. Кроме группы с Тайваня на учения приехало около 1650 человек из самых разных уголков мира, а также множество тибетцев и индийцев.

Далай-лама упомянул, что хотя тибетский буддизм относится к учениям санскритского канона, в палийской и санскритской традициях соблюдают одни и те же правила монашеской дисциплины, винаю. Он добавил: «Буддизм достиг Китая раньше, чем попал в Тибет, поэтому китайцы – старшие ученики Будды, а тибетцы и монголы младшие. Однако, с полным основанием можно говорить, что познания младших учеников не так уж плохи, и все мы следуем одной и той же традиции монастыря-университета Наланды. Вы, ученики с Тайваня, приезжаете сюда на учения на протяжении многих лет, и я бесконечно рад видеть вас снова».

Его Святейшество продолжил: «Сочинение, которому посвящены нынешние учения, восходит к традиции Наланды. Арьядева был главным духовным сыном Нагарджуны. Передачу и объяснения по этому сочинению я получил от Кхуну Ламы Тензина Гьялцена; он же даровал мне передачу всех 13-ти великих классических индийских произведений. Кхуну Лама Ригзин Тенпа и Серкхонг Ценшаб Ринпоче также даровали мне по ним передачи. Кроме того, Кхуну Лама Тензин Гьялцен был прекрасным санскритологом, что придавало его объяснениям особую глубину. И хотя я не получал передачи по комментарию Чандракирти, я опираюсь на него».

Его Святейшество заметил, что согласно древним индийским воззрениям, отрицательные эмоции нуждаются в укрощении, но от них нельзя избавиться, только лишь начитывая мантры. Поскольку разрушительные эмоции коренятся в неведении, его необходимо преодолевать. Именно этой цели служат сутры совершенной мудрости. Версия из 25 строк широко известна как «Сутра сердца», а другую версию, «Алмазную сутру», Его Святейшество разъяснял ранее. Он добавил, что сутры совершенной мудрости относятся к двум категориям – сутры с прямым смыслом и нуждающиеся в толковании. Сутры с прямым смыслом обращаются к глубоким воззрениям о пустоте, а предмет сутр, нуждающихся в толковании, – это путь, основа и так далее. Многие труды Нагарджуны посвящены разъяснениям мудрости, постигающей пустоту, тогда как Асанга и Майтрея скрупулезно исследовали аспект пути.

Заметив, что Нагарджуна писал свои труды не ради славы, а стремясь помочь другим преодолеть страдания, Его Святейшество сказал, что в «Коренных строфах о срединности» великий учитель призывал никогда не забывать:

Через устранение кармы и скорбей приходит освобождение.

Карма и скорби – порождения абстрактной мысли.

Последняя возникает из искажений, берущих начало в уме.

Искажения устраняются пустотой.

  title=Его Святейшество добавил, что современная система образования пренебрегает развитием покоя ума, а ведь покой ума способствует физическому здоровью и общему благополучию. Он рассказал о создании учебной программы для преподавания общечеловеческих ценностей в светских учебных заведениях, и добавил, что основу буддийской науки составляет изучение устройства ума и эмоций. С опорой на понимание и логическое обоснование и необходимо прививать правила эмоциональной гигиены, тогда мы все станем счастливее. Его Святейшество напомнил своим слушателям, что первое из трех главных обязательств его жизни – продвижение человеческого счастья, а второе – развитие межрелигиозной гармонии, ведь все основные вероисповедания мира несут одно и то же послание любви и сострадания.

Прочитав первую строфу из «400 строф о срединности» Арьядевы, Его Святейшество обратил внимание на грубый уровень непостоянства, который каждый из нас без труда может увидеть вокруг себя. Однако существуют и более тонкие уровни непостоянства, подразумевающие непрерывные изменения, которые он сам лично наблюдал в микроскоп на субатомном уровне. По словам Его Святейшества, понимание непостоянства помогает преодолевать неведение.

***

Учения Далай-ламы по сочинению Арьядевы продолжились на следующий день. В половине девятого утра, сопровождаемый представителями организаторов нынешних учений, Его Святейшество прибыл в Цуглакханг. Он поприветствовал собравшихся, пожав руки некоторым ученикам, улыбнулся и помахал рукой остальным, после чего занял свое место на троне.

«Непревзойденный учитель Нагарджуна говорил, что Будды учат с опорой на Две истины, относительную и высшую, – начал Его Святейшество. – Относительная истина зиждется на внешней видимости и включает практики любви, сострадания и бодхичитты. Высшая истина имеет отношение к реальности и пустоте, отсутствию самобытия».

Затем Его Святейшество прочел знаменитую строфу Матрисеты:

Водою Будды не смывают скверны,

Страдания существ рукой не устраняют,

Другим не переносят прозрения свои.

Они учением существ освобождают.

Суть этих строк в том, что Будды помогают другим существам, даруя учения об истинной реальности. Его Святейшество упомянул, что образование не только улучшает нашу жизнь, но и искореняет неведение. В настоящее время из-за неведения мы разрушаем собственное здоровье и наносим непоправимый вред окружающей среде. Мы создаем море проблем собственными руками, и виной тому наша недальновидность, порой граничащая со слепотой. Однако, добавил Его Святейшество, все виды неведения коренятся в основополагающем ложном представлении о независимом существовании вещей.

«Сегодня, в 21-м столетии, – произнес Его Святейшество, – недостаточно следовать учению Будды по привычке. Мы должны проявлять душевную теплоту, взращивать любовь и сострадание, как проповедуют все основные религиозные традиции мира, а кроме того, понимать, чему учит буддизм. Однонаправленные медитации о пустоте ведут к прозрениям в природу реальности и пониманию освобождения.

Если мы не понимаем, что такое освобождение, мы не поймем и прекращения. Без этого не обрести понимания Дхармы, истинного пути. Далее, без понимания, что такое сангха, невозможно осознать роль Будды – того, кто учит, какова реальность на самом деле. Вот почему понимание слов Будды так важно. Только с опорой на понимание мы сможем сохранить учение, поэтому важно, чтобы знания не оставались лишь в стенах монастырей, а распространялись и за их пределами. Характерная черта традиции монастыря-университета Наланды – использование интеллектуальных способностей в полной мере.

  title=Вчера я упомянул о комментарии к “400 строфам о срединности”, написанном Чандракирти. Существует также короткий комментарий Кхенпо Схенги и разъяснения Гьялцаба Дхарма Ринчена. Сочинение Арьядевы состоит из 16 глав, первые восемь посвящены аспекту метода пути, последующие – высшей истине. Первые четыре главы имеют отношение к оставлению представлений о постоянстве, удовольствии, чистоте и самости».

Затем Его Святейшество начал чтение и разъяснение строф. В ходе своих рассуждений он снова упомянул, сколькими бедами грозит изменение климата. Выбросы углекислого газа наносят колоссальный ущерб, вызывая глобальное потепление. Однако Его Святейшество уверен, если мы не пожалеем сил, то добьемся перемен к лучшему. Наглядным свидетельством тому служит успех в деле восстановления озонового слоя. Тибетский духовный лидер еще раз подчеркнул – если мы приложим серьезные усилия и ограничим выбросы углекислого газа, снизим использование ископаемого топлива, перейдя на экологически чистые источники энергии, такие как солнечные батареи и ветряки, это остановит и даже устранит ущерб, нанесенный окружающей среде.

Рассуждая о природе сознания и его непрерывности, Его Святейшество заметил, что аргументом в пользу существования прошлых жизней могут служить воспоминания некоторых людей. Он встречался с двумя индийскими девочками, у которых сохранились живые и яркие воспоминания об их прошлых воплощениях. Он заметил, что ученые начинают склоняться к мысли, что сознание – это нечто большее, чем просто функция головного мозга. Его Святейшество спрашивал у ученых, обязательно ли произойдет зачатие, если имеются сперматозоид, яйцеклетка и идеальные обстоятельства для зачатия, и ему ответили, что нет. Это наталкивает на мысль о необходимости еще одного фактора – сознания.

Далай-лама рассказал также, что с 1959 года в тибетском сообществе в изгнании наблюдали около 30 случаев, когда тела умерших оставались свежими на протяжении многих дней после наступления клинической смерти. По словам Его Святейшества, причиной тому тончайшее сознание, которое остается в теле во время посмертной медитации. Этот тончайший ум не имеет начала и конца. Именно он проходит весь путь до достижения состояния Будды.

Совет царям и правителям, который дается в конце четвертой главы, побудил Его Святейшество отметить, что мы живем в век демократии, и лидеры избираются, чтобы воплощать пожелания своих избирателей в жизнь, и ответственны перед ними.

Первые четыре главы, чтение которых завершил сегодня Его Святейшество, касаются отказа от удовольствий этой жизни во имя высшего перерождения в будущем. Завтра Его Святейшество продолжит чтение глав, в которых излагаются методы обретения пробуждения и описываются деяния бодхисаттв.

По материалам сайта dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=27446