Опубликовал: Валерий Павлов 13 Октябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Ниже представляем репортаж сайта ”dalailama.ru”с Учений Его Святейшества Далай-ламыв Риге, сделанный 10 октября2016 года по итогам первого дня Учений.
Вчера, 9 октября, Его Святейшество Далай-лама прибыл из Индиив Латвию, по пути совершив пересадку в Хельсинки.Утро выдалось зябким, а холодный ветер свободно разгуливал по улицам и паркам латвийской столицы, когда Его Святейшество садился в машину, чтобы отправиться в олимпийский комплекс «Сконто», где его ждали четыре с половиной тысячи человек. Около трех тысяч учеников приехало из России – примерно 500 из Калмыкии,300–400 из Бурятиии около100 из Тувы. Когда Его Святейшество показался на сцене, украшенной гигантским изображением Будды в окружении17 учителей славной Наланды, люди подались вперед, надеясь поближе разглядеть тибетского духовного лидера, который тепло поприветствовал собравшихся. Затем Его Святейшество занял свое место и предложил прочесть «Сутру сердца» сначала на санскрите,а затемна латышском языке. Нынешние учения Его Святейшества организованы обществом «Saglabasim Tibetu» (Рига), фондом«Сохраним Тибет» (Москва) и Центром тибетской культуры и информации (Москва) и транслируются через интернет на тибетском, английском, латышском, русском, эстонском и монгольском языках.
«Я рад снова быть в Латвии, – начал Его Святейшество, – и я хотел бы поблагодарить организаторов, предоставивших мне возможность даровать буддийские учения. Не так давно, когда я был здесь в прошлый раз, я давал разъяснения по общим положениям буддизма. Кто-тоиз российских учеников сказал мне тогда, что очень немногие из его соотечественников могут позволить себе дорогостоящее путешествие на ученияв Индию.Для нихбыло бы гораздо легче приехать в Латвию.Я пообещал поразмышлять над этим и вскорес радостью обнаружил, что многие мои друзья поддерживают эту идею – и вот здесь собралось огромное множество учеников.
Мы все одинаковые люди; по сути между нами нет различий. Мы все появились на свет одним путем и все однажды умрем. Крайне важно осознать базовое единство всего человечества – мы все хотим избежать страданий и обрести счастье. Делая чрезмерный упор на различиях между нами, мы начинаем делить людей на своихи чужих, чем лишь усугубляем разобщенность. Но если,с другой стороны, все человечество жило быв миреи согласии,мы всебыли бы счастливы».
Его Святейшество поделился воспоминанием о том, как впервые приехав в Европу в 1973 году,он был поражен, что даже в материально развитых странах люди порой очень несчастны. В то же самое время он восхищается духом Европейского Союза, в котором общие интересы поставлены выше узконациональных. В результате, даже если страны Евросоюза не могут друг другу помочь, они по крайней мере не причиняют вреда своим соседям.
Его Святейшество заметил, что в целом все религиозные традиции мира проповедуют любовь и сострадание.Пока в Иракеи Сирии конфликтуют сунниты и шииты,в Индии, самой густонаселенной демократической стране мира, с ее многообразием религиозных традиций, преобладает межрелигиозная гармония. Каждому вероисповеданию присущ религиозный аспект, включающий практики любви, сострадания, терпимости и самодисциплины. Философские воззрения разнятся, но их цель одна – поддержать практики любви и сострадания. Теистические традиции проповедуют идею бога-творца, про которого говорится, что он бесконечная любовь и милосердие, все они учат, что в каждомиз нас заложена искра божья.
Другие религии, такие как джайнизм или буддизм, отрицают идею бога-творца, но их последователи верят, что мы самив ответеза бедыи радости своей жизни. Если мыне хотим страдать, не следует совершать дурных поступков, а если хотим быть счастливыми – нужно нести счастье другим.
Каждой религии также присущ культурный аспект. Во времена, когда Махавира основал джайнизм, в Индии были широко распространены жертвоприношения животных, что плачевно сказывалось на материальном положении местных жителей. Махавира проповедовал строгое ненасисие и вегетарианство. Вскоре после него и Будда также уделил огромное внимание идее непричинения вреда и ненасилия. Культурный аспект религии отражает ценности, которыми жило общество на моментее появления,и сегодня кастовая система Индии противоречит идеям демократии и равных прав для всех. Его Святейшество сказал, что просит своих друзей среди индийских духовных лидеров порицать устаревшие обычаи и призыватьк переменам.
«Будда родился в царской семье, – пояснил Его Святейшество, – однако отказался от беззаботной жизни во дворцеи шесть лет выполнял строгие аскетические практики. В конце концов, сидя под деревом бодхи близ реки Нараяны, Будда достиг пробуждения. Хотя поначалуон сомневался,способен ликто-то еще понять его прозрения, он нашел своих бывших товарищей по аскетическим практикам и даровал им учение о Четырех благородных истинах. Так колесо Дхармы повернулось в первый раз, и эти учения легли в основу палийского и санскритского канона.
“Сутра сердца” написана в виде диалога между Авалокитешварой и Шарипутрой, свидетелями которого были лишь существа с чистой кармой. Некоторые исследователи утверждают, что поскольку об ученияхо совершенной мудрости, к которым относится и “Сутра сердца”, не сохранилось никаких исторических свидетельств, их нельзя считать истинными словами самого Будды. Однако такие учителя, как Нагарджуна и Бхававивека, настаивали на подлинности этих учений. В них разъясняется бессамостность или пустота, означающая, что ничто не обладаеткакой-то неотъемлемой, определяющей характеристикой, и ничтоне наделено самобытием. Нагарджуна отстаивал именно эту точку зрения.
Кроме того, прославленные учителя монастыря-университета Наланды Дигнага и Дхармакирти оставили обширные труды по логике и теории познания. Наши сегодняшние учения посвящены второй главе сочинения Дхармакирти “Комментарий к трактату Дигнаги о достоверном познании”. Я слышал, что в начале 20-го столетия русский ученый Федор Щербатской перевел некоторые труды Дхармакирти на русскийи английский языки. Обсуждая планы о проведении нынешних учений, мы решили, что вторая глава классического труда Дхармакирти по теории о достоверном познании подойдет как нельзя лучше».
Его Святейшество заметил, что хотя буддизм проник во все уголки Тибета, тех, кто на самом деле его изучал, было довольно мало. Поэтому с самых первых дней в изгнании Его Святейшество призывал начать изучение классических произведений в монастырях,в которыхдо этого лишь выполняли ритуалы, а такжев женских монастырях. И вотв конце этого года первые монахини, завершившие обучение, сдадут экзамены на степеньгеше-ма (доктора буддийской философии).
Его Святейшество заметил, что объяснения бессамостности – уникальная черта буддийского учения, они помогают нам смотреть на происходящее без излишних преувеличений. Американский психиатр Аарон Бек тоже однажды сказал Его Святейшеству, что когда мы злимся или испытываем привязанность к чему-то или кому-то,мы видим эти объекты полностью в черном цвете или безоговорочно привлекательными. Но на самом деле, по мнению Бека, на 90% это лишь игра нашего собственного воображения.
Таким образом, размышления о пустотеи взращивание бодхичитты дарят покой ума. Его Святейшество добавил, что внутренний покой и мир способствуют физическому здоровью, благополучию и долголетию. Более того, добавил тибетский духовный лидер, если мы будемв полной мере использовать свой интеллект и прибегатьк логическим обоснованиям при изучении буддизма, наша традиция будет процветать еще долгие годы.
Во время обеда к Его Святейшеству присоединилось 15 парламентариевиз прибалтийских государств: двое из Эстонии, трое из Литвыи десятьиз Латвии,а также видные сторонники тибетского дела из каждойиз этих стран.
Возобновив учения во второй половине дня, Его Святейшество первым делом ответил на вопросыиз зала. Говоря о вегетарианстве,он сказал, что приветствует отказ от мясаи объяснил, что на кухнях всех тибетских монастырей в Индии готовят лишь вегетарианские блюда. Однако он сам, по медицинским показаниям, не может полностью отказаться от мяса.
На вопрос буддистов из Санкт-Петербургао том, как преодолеть разногласия между последователями разных школ буддизма, Его Святейшество призвал помнить о том, что все школы тибетского буддизма берут истоки в традиции монастыря-университета Наланды. Поскольку буддисты из Москвы мечтают о новом здании, где они могли бы собираться все вместе, Его Святейшество посоветовал устроить там обучающий центр, где люди могли бы изучать буддийскую философию и психологиюи проводить межконфессиональные встречи.
Затем Его Святейшество продолжил чтение второй главы «Комментария к трактату Дигнаги о достоверном познании». Он объяснил, почему мы можем почитать Будду надежным учителем и отчего достоверное познание есть безобманное сознание. Он также пояснил, что субстанциональной причиной сознания может служить только сознание.
Его Святейшество еще раз подчеркнул, что, излагая идею о взаимозависимом возникновении, Будда наставлял, как преодолевать ошибочные воззрения. Мудрость – это мощнейшее противоядие от неведения. Прибегая к мудрости,мы устраняем неведение из потока своего ума. В заключение Его Святейшество заметил, что Будда говорил о страданиях не с целью устрашения, а чтобы показать реальность и возможность прекращения [страданий] с опоройна взращивание пути. Понимание Четырех благородных истин в свете Двух истин: абсолютной и относительной, – путь к принятию прибежища в Трех драгоценностях через логическое обоснование.
Его Святейшество объявил, что завтра он продолжит чтение трактата Дхармакирти, а также проведет церемонию зарождения бодхичитты.