Печать

Буддисты-миряне современной Калмыкии

Опубликовал: Валерий Павлов 05 Ноябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Нуксунова А. М.

аспирант ИС РАН

В последние десятилетия наблюдаются позитивные перемены в сфере возрождения буддизма в Калмыкии: воссоздается заново институт монашества, растет уровень религиозных знаний населения Калмыкии, увеличивается количество прихожан в хурулах. Выводы данной статьи основаны на результатах количественного опроса прихожан хурулов Республики Калмыкия, проходившем в период с 2013 по 2015 гг. Всего в исследовании приняло участие 330 респондентов в возрасте от 17 лет, из них 60,9% женщин и 38,5% мужчин. Уровень образования опрошенных примерно сопоставим с уровнем образования в целом по республике: 54,8% с высшим или незаконченным высшим образованием, 25,3% — со средним специальным образованием, 15,2% — со средним образованием, ПТУ, 4,2% -с начальным образованием и ниже. Подавляющее большинство опрошенных свое материальное положение оценили как среднее – 81,8%, чуть больше одной десятой части респондентов (11,3%) — как хорошее, очень хорошее, 6,4% — как плохое и очень плохое.

 class=Согласно результатам нашего исследования1, подавляющее большинство прихожан хурулов Республики Калмыкия считают себя буддистами, лишь небольшая часть из них дали отрицательный ответ – 2,7%. Носят буддийские атрибуты меньшее количество опрошенных – 73,6%. Наиболее часто упоминаемые атрибуты, которые предпочитают носить прихожане хурула,— это бу, четки, утцн.

Буддийский домашний алтарь есть практически у каждого посетителя хурула: 87,3% респондентов сообщили, что отвели в доме уголок под буддийский алтарь. При этом зажигают зул (лампадку) чаще в дни больших буддийских праздников – 54,5%, во время важных событий в жизни – 50%, в дни буддийского поста (8, 15,30 лунные дни) – 22,7%. Из числа опрошенных лишь десятая часть зажигает зул каждый день – 10%. Никогда не зажигают зул только 5,2% опрошенных посетителей калмыцких хурулов.

Периодичность посещения хурулов по  результатам исследования предстает следующим образом: чаще, чем раз в месяц, посещают хурулы 37,9% респондентов, чаще, чем раз в полгода – 40,6%. Остальные опрошенные приходят в храмы, буддийские центры обычно чаще, чем раз в год – 13,6%, не смогли точно указать, как часто посещают хурулы – 6,7%, также 1,2% опрошенных заявили, что обычно не посещают хурулы.

В ходе опроса уточнялись причины посещения хурулов. Было выявлено, что большинство прихожан приводит в хурул необходимость совершить религиозный обряд и желание помолиться за счастье родных и близких людей. Так, респондентами были выделены следующие варианты ответов: совершение обряда – 57,9%, желание помолиться за счастье родных и близких людей – 38,8%, желание помолиться за счастье всех живых существ – 27,9%, соблюсти традиции предков – 22,7%, поиск умиротворения, покоя, уединения – 16,1%, стремление узнать о буддизме больше – 9,4%. Данные проведенного опроса прихожан хурулов подтверждаются результатами ранее проведенных опросов. Несмотря на то, что выборочные совокупности были различны (в данном случае опрашивались именно прихожане хурулов, не все население республики Калмыкия, отдельные возрастные группы), наблюдаются схожие тенденции возрождения буддизма в Калмыкии, различные социологические замеры последних десятилетий дополняют общую картину2.

  title=Как известно, в республике развит бытовой (народный) буддизм, только лишь в последние десятилетия калмыки, исповедующие буддизм, начали более углубленно узнавать о буддийском учении3, посещать не только молебны, чтобы помолиться за своих близких, но и присутствовать на таких буддийских мероприятиях, как цог, ретрит, буддийские лекции и др. Потому причинами посещений выделились: совершение обряда (устранение негатива, продление лет, устранение препятствий, выбор имени новорожденному и др.) и молитва за счастье родных и близких. Для многих этнических калмыков присутствие на молебнах – скорее соблюдение традиций предков, так отметили этот вариант пятая часть опрошенных. Число тех, кто пришли узнать о буддизме больше, составляют в основном молодые участники опроса.

В настоящее время Центральный хурул ведет активную просветительскую работу, действует клуб «Манджушри», проводятся буддийские лекции, часто приезжают высокие буддийские учителя, организуются стажировки в Библиотеке тибетских трудов и архивов города Дхарамсала для студентов ИКФВ КалмГУ. В начале 2016 года инициированы двухмесячные курсы для молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, по результатам которых будут проведены экзамены и лучшие участники будут награждены ценными материальными призами. Эти курсы объединили изучение калмыцкого языка и буддизма, их посещают 127 участников конкурса, а также более 30 вольных слушателей разных возрастов.

Говоря о буддийской духовной практике, опрошенные чаще называли произношение молитв (79,1%) и посещение буддийских мероприятий (81,2%). Соблюдают мацг өдр (буддийский пост) четверть опрошенных – 25,2%.

  title=Основными местами паломничества буддистов Калмыкии являются места проведения учения Далай-ламы XIV, а также его резиденция в Дхарамсале в Индии. Ежегодно, начиная с 2007 года, Центральный хурул Калмыкии осуществляет паломнические туры в эту страну, где специально для буддистов из Калмыкии проводятся лекции. Также организуются туры на учения для всех российских буддистов, в том числе и буддистов из Калмыкии,  в Индии и в наиболее близко расположенных с Россией странах. Из-за невозможности въезда Далай-ламы XIV на территорию России такие туры из года в год набирают популярность. Каждый год около 200 человек из Калмыкии отправляются на учения Далай-ламы XIV в Индию4. Также есть и внутристрановые паломничества – на Байкал, в Бурятию, где в советское время буддийская школа пострадала меньше всего, в отличие от калмыцкого буддизма не прерывались исторические связи с Тибетом и Монголией. В настоящее время именно в Бурятии сосредоточены большинство российских буддийских образовательных центров. Помимо поездок на Байкал и на учения Далай-ламы XIV местные буддисты совершают паломничество на гору Богдо, расположенную недалеко от села Соленого в Астраханской области5. По результатам опроса, среди респондентов насчиталось 18,2%  буддийских паломников.

Не занимаются буддийской практикой (ни одним из перечисленных видов) 7% респондентов. Половина опрошенных занимается буддийской практикой перед или во время важных событий в своей жизни – 50%, четверть респондентов практикуют, когда есть благоприятные условия для этого,— 23%, каждый день занимаются буддийской практикой 14,8% опрошенных.

  title=Также респондентам задавался вопрос о том, на каком языке они произносят молитвы. Несмотря на то, что большинство молитв на сегодняшний день в калмыцком буддизме представлены в тибетском переводе, а также на самом санскрите, и, учитывая, что калмыцкий язык сейчас мало распространен в качестве разговорного, больше половины опрошенных ответили, что произносят молитвы на калмыцком языке – 51,8%. Читают молитвы на тибетском языке почти такая же доля опрошенных – 48,5%. Объяснением этому может служить предположение о том, что в представлении калмыцких буддистов нет четкого разделения тибетского варианта и калмыцкого варианта буддийских молитв, все это воспринимается как единое целое. Необходимо отметить и то, что в последние годы переиздаются и дополняются буддийские сутры, тексты именно на калмыцком языке (Алмазная сутра (Дорже Джодва), Сутра Сердца (Билг Белгин зюркна суудр), Сутра золотистого света (Алтн Герл)). В Центральном хуруле на молебнах читают «Прибежище» («Иткл» — калм.яз.) именно на калмыцком языке. Эти инициативы калмыцкой монашеской Сангхи во главе с Шаджин-ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче дают возможность воспринимать и изучать Учение Будды на родном языке, языке предков, что в свою очередь вносит весомый вклад не только в возрождение буддизма, но и в возрождение калмыцкого языка и калмыцкой культуры.

Лишь треть опрошенных читают молитвы на русском языке – 31,2%. В виду того, что большинство населения Калмыкии не владеет калмыцким языком, вся духовная литература печатается в основном на русском языке, молитвы издаются в трех вариантах: в тибетском, калмыцком и русском. В первые десятилетия возрождения буддизма в Калмыкии большинство молодых людей, стремящихся постигнуть основы буддийской философии, использовали труды российских и западных буддологов6 как промежуточного инструмента для последующего более углубленного изучения буддизма.

  title=На сегодняшний день восстанавливается калмыцкая Сангха, молодые люди из Калмыкии получают религиозное образование в Индии, возвращаются в республику и дают Учение Будды, опираясь на первоисточники, сохраняя линию преемственности передачи Дхармы. Как уже упоминалось выше, благодаря Центральному хурулу организуются паломнические группы для поездки на Учения в Индию, все больше людей  имеют возможность получать Учение Будды из уст самого Далай-ламы XIV,  также в Калмыкию часто приезжают другие духовные учителя. Все это способствует повышению уровня религиозных знаний в целом у населения республики.

Это явление отметил и монах Центрального хурула Санал Мукубенов: «После развала Союза, когда религия стала доступной, появилось много людей, причисляющих себя к последователям той или иной религиозной традиции. Но часто эта религиозность недостаточно искренна. То есть, люди не готовы в жизни полностью следовать принципам собственной религиозной традиции. В итоге, казалось бы, люди стали религиознее, но лучше от этого не становятся. Я думаю, это от недостатка знаний. Но в последнее время есть повод для оптимизма, так как уровень религиозной образованности среди молодёжи в Калмыкии стал высок как никогда, и интерес к буддийской философии у неё растёт»7.

Наряду с посещением хурулов республики среди населения Калмыкии успешно функционирует институт народных целителей, к услугам которых прибегают практически то же количество буддистов-мирян, что и посещают буддийские центры, хурулы. Это связано как с традиционной для калмыцкого этноса системой народных целителей, так и с отсутствием жесткой буддийской системы, низким уровнем религиозных знаний в целом, обусловленных и самой историей буддизма в Калмыкии, и его советским прошлым, запретом на открытое отправление религиозных обрядов, когда население республики имели возможность практиковать буддизм только в молельных домах, организованных на дому (например, молельный дом на ул. Лермонтова в г. Элиста). Как видно из результатов опроса, 47,3% опрошенных пользуются услугами лам, принимающих на дому, 24,2% ходят к целителям на дому, не имеющим статуса ламы. При этом 38,2% буддистов-мирян уверенно заявили о том, что ходят только в хурулы и буддийские центры, еще 8,8% респондентов ответили, что не пользуются услугами народных целителей.

  title=На вопрос о том, какие основные положения буддизма вы знаете,  относительное большинство опрошенных затруднилось дать ответ – 40,3%. Остальные опрошенные в качестве основных буддийских положений респондентами называли: четыре благородные истины (10,3%), сострадание (9,7%), несовершение неблагих деяний (6,4%), три драгоценности (3,3%), тезис «буддизм – философия ненасилия» (3%), доброта (3%), прибежище (2,7%), терпимость (1,8%), спокойствие (1,8%), закон кармы (1,5%). Также в представлении буддистов-мирян в основные положения Учения Будды  входят следующие понятия: благородный восьмеричный путь, избавление от страданий, колесо сансары, срединный путь, гармония, душевное спокойствие, миролюбивое учение, любовь, милосердие, человечность, оказание помощи, искренность, поклонение предкам, самосовершенствование, чистота мыслей.

На вопрос о том, какие художественные произведения содержат буддийские мотивы, респонденты называли в основном известные голливудские фильмы «Маленький Будда» Бернардо Бертолуччи (18,1%), «Кундун» Мартина Скорсезе (6,9%), «Семь лет в Тибете» Жана-Жака Ано (7,9%), «Миларепа» Нетена Чоклинга (1,5%). Также назывались фильм «Гадание на бараньей лопатке» Ады Неретниеце (3,3%) и фильмы о Чингисхане (3,9%), отдельно фильм «Монгол» Сергея Бодрова-старшего (1,8%), фильмы о буддизме (2,7%) и отдельно документальные фильмы о Далай-ламе XIV (3,3%). Среди прочих кинофильмов, в которых угадываются буддийские мотивы, были названы «Аватар» Джеймса Кэмерона, «Ешь, молись, люби» Райана Мерфи, анимационный фильм «Кунг-фу панда» Марка Осборна и Джона Стивенсона, азиатские фильмы, фильм Олега Манджиева «Амуланга», фильмы о Золотой Орде. Также были упомянуты картины Николая Рериха, картины Гарри Рокчинского,  буддийские книги (Сутра Сердца, «Лестница, украшенная драгоценностями» Геше Вангьяла, «Зачем нам Далай-лама?» Роберта Турмана, книги о Далай-ламе XIV), калмыцкая литература, «Плаха» Чингиза Айтматова, «Война и мир» Льва Толстого, «Сокровенное сказание монголов», книги Льва Гумилева.

В ходе опроса респондентам предлагалось привести характерные черты, свойственные буддистам. Так, в представлении прихожан хурулов буддистам присущи следующие качества: спокойствие (24,9%), доброта (19,6%), доброжелательность (3,9%) любовь ко всем живым существам (1,5%), сострадание (12,4%), умиротворение (5,4%), милосердие (2,4%), мудрость (3,3%%), толерантность (3,9%), уравновешенность (1,8%), терпение (6,6%), жизнерадостность (2,1%), добропорядочность (2,4%), честность (3,3%). Также среди прочих черт, присваиваемым буддистам, респонденты выделили: сдержанность, скромность, рассудительность, образованность, открытость, просветленность, благородство, простота, отзывчивость, патриотизм, сила воли, отсутствие привязанностей, доверчивость, философское отношение ко всему, подражание образу Далай-ламы XIV, ношение буддийской атрибутики, принадлежность к азиатской расе, знание тибетского языка.

В целом буддисты-миряне современной Калмыкии обладают более высоким уровнем религиозных знаний, нежели два десятилетия назад8, имеют возможность опираться на сплав идентичностей: этническую и религиозную (буддийскую). Этому способствует в первую очередь политика Центрального хурула и общий культурный запрос среди калмыцкого общества. Все чаще обращаются к самой буддийской философии, а не только к религиозно-обрядовой стороне буддизма. Несомненно, все это становится предпосылками к укреплению Учения Будды в Калмыкии, к привлечению молодежи и других возрастных групп в буддийские храмы, к более тесному взаимодействию института буддизма со всеми общественными институтами как в области возрождения калмыцкой культуры, калмыцкого языка, формирования национальной идентичности, так и в области социальной поддержки населения, решения насущных социальных проблем Республики Калмыкия.

__________________________________________________________________________________________________________

1 Опрос прихожан хурула был проведен в период с 2013 по 2015 гг. методами формализованого личного интервью, а также анкетированием на территории хурулов республики Калмыкия. Выборка составила 330 человек, точки опроса: г. Элиста, г. Лагань, с.Троицкое, п.Ики-Бурул, п.Кетченеры, п.Комсомольский, с.Малые Дербеты. Большинство вопросов анкеты предполагали нессколько вариантов ответов, потому общая сумма вариантов ответов на определенный вопрос анкеты не всегда сводится к 100%.

2 Намруева Л. В. К вопросу о религиозной ситуации в Калмыкии в начале XXI века (по итогам социологического исследования)// Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста. 2004.° C.133–135.

Мунянова Б. М. Национальное самосознание и этническая самоидентификация студенческой молодежи Калмыкии // Социологические исследования. № 9. 2009. Сент. C. 58–68

Кальдинова Г. П. Нуксунова А. М. Этнокультурная идентичность студенческой молодежи Калмыкии//Мониторинг общественного мнения.Выпуск№ 6. Москва 2012 г.

Нуксунова А. М. Возрождение бытового калмыцкого языка и буддизма как факторы этнической самоидентификации современной калмыцкой молодежи (по материалам социологического исследования)  //Теория и практика общественного развития. Выпуск № 10/2014

3 Марзаева М. Б. Особенности процесса возрождения буддизма в республике Калмыкия//Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск № 7 / 2010

4 «Паломники отправились на учения Далай-ламы XIV и по святым местам” // http://khurul.ru/?p=25232

5 Паломники и паломнических местах Калмыкии и Астраханской области”// http://buddhist.ru/buddhist-news/site/4148-palomniki-o-palomnic

6 Нуксунова А. М. Буддизм в текстах западной культуры и в восприятии калмыцкой молодежи. Компаративистский анализ // Выступление на заседании круглого стола Калмыцкого государственного университета «Духовная культура этноса».

Элиста. 2012.° C. 112–116; [Электронный ресурс]. URL: http://www.kalmsu.ru/index.php?option=com_content&view=arti￾cle&id=997:-l-r&catid=1:news (дата обращения: 08.07.2014).

7 Отчет социологического исследования на тему «Современная калмыцкая молодежь: формирование ценностных ориентаций» на правах рукописи, Москва, ИСРАН, 2015 г.

8 Уланов М. С. К проблеме возрождения буддизма в Калмыкии.//Буддийское духовенство и культура калмыцкого народа. Элиста. 2004.° C.143

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=27571