Печать

Об истории художественного оформления хурула Сякюсн-сюме

Опубликовал: Валерий Павлов 30 Ноябрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

12 лет назад, 30 ноября 2004 года, Его Святейшество Далай-лама XIV во время своего краткосрочного визита в Калмыкию провел ритуал освящения первого в республике хурульного комплекса «Геден Шеддуп Чой Корлинг», более известного под калмыцким названием Сякюсн-Сюме. В этом году бывший главный буддийский храм Калмыкии отметил свое 20-летие. Ниже предлагаем вниманию посетителей сайта статью заслуженного художника РК Дельгр Сангаджиевой, в котором рассказывается, как проводилось 20 лет назад художественное оформление этого хурула, приводятся воспоминания тех, кто непосредственно занимался этой благородной и ответственной работой.
  title=Необходимо отметить, что в современном монументальном культовом искусстве Калмыкии ни один из объектов художественного оформления сакрального назначения не имеет авторской подписи, автографа и т. п. Таким образом осуществляется принцип «непривязанности» (к славе, гордыне, свойственной для нынешнего художественного арт – пространства). У древних буддийских художников не было практики персонификации автора художественного произведения, исторические артефакты лишены личной подписи автора, так как исторически сложившаяся традиция была связана с образами монахов, которые свои способности, талант и знания посвящали развитию и сохранению Учения. Много шедевров живописи и скульптуры представляются для современного зрителя как произведения неизвестных мастеров. Имена скульпторов и танкописцев в монгольском, бурятском, калмыцком культовом изобразительном искусстве стали известны только благодаря косвенным подтверждениям авторства в сохранившихся литературных или архивных материалах.
Воспоминаниями о периоде работы над статуей Будды Шакьямуни для хурула Сякюсн-Сюме делится руководитель творческой группы скульпторов, заслуженный художник России Владимир Савельевич Васькин: «Ранее я уже выполнял подобные работы, мною были выполнены статуи для хурулов в Яшкуле, Аршань-Зельмени и другие. Самая известная из них — мраморная статуя Будды Шакьямуни в ротонде, что находится недалеко от Дома Правительства РК. Нужно заметить, что ещё в дореволюционное время наши калмыцкие умельцы все необходимое для своих хурулов делали на месте, в том числе и отливали бронзовые статуи Будд. К сожалению, в силу трагических исторических обстоятельств наши хурулы были варварски уничтожены и многовековые традиции были прерваны. В нашем роду был хурульный художник — мой дядя Киирб Бадаков, который некоторые секреты по своему ремеслу успел рассказать моему старшему   title=брату Григорию Савельевичу. Особенность статуи Будды Шакьямуни для Сякюсн-Сюме заключается в больших размерах, сложность работы – в острейшем дефиците времени и высочайшей степени ответственности. По не зависящим от меня обстоятельствам, мы поздно приступили к непосредственной работе над статуей. Для начала нужно было сделать деревянный каркас проектной величины, обкладку глиной, чтобы снять гипсовые формы, затем нужно было сделать железобетонные отливки, по которым выковывались медные детали, соединяемые между собой методом газосварки. К процессу ковки статуи приступили 16 сентября 1996 года. Обычно на эту работу уходит около четырех месяцев, мы же спрессовали время до двух недель. Это стало возможным благодаря неустанному труду моих помощников — художников Петра Усунцынова, Николая Галушкина, Басана Ширинова, сварщика Николая Тарана, литейщика Сергея Коробейникова. Мы постоянно чувствовали огромную поддержку со стороны Шаджин-ламы Тэло Тулку Ринпоче и от многоуважаемого Геше Дугды. Процесс золочения статуи Будды был произведен только после церемонии открытия хурула, и уже буддийскими монахами была произведена закладка внутрь статуи большого объема текстов мантр и священных реликвий — символов тела, речи и ума Будды, проведен обряд освящения статуи, а молодые художники, которые обучились буддийской живописи в Индии, канонически расписали лик Будды».
В сентябре 1996 года перед группой художников была поставлена сложная задача — за короткий период, до начала октября, выполнить роспись на фасаде нового буддийского храма. Руководитель творческой группы живописцев, народный художник Калмыкии Александр Михайлович Поваев обозначил перед нами проблему, заявленную главой буддистов Калмыкии Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче — создание монументальной композиции с изображением защитников-хранителей четырех сторон света. Кроме этого нужно было декорировать орнаментом и текстом буддийских мантр по периметру пространство вокруг входных дверей, а также нанести орнаментальный декор на деревянных элементах на крыше — козырьке над входным порталом в храм.
 class=После долгих лет забвения религиозных традиций новосозданный храм должен был полностью соответствовать требованиям канона буддийского изобразительного искусства и архитектуры. Впервые местным художникам пришлось погрузиться в проблематику монументальной храмовой живописи, а в тот период, надо сказать, не было информативных визуальных примеров традиционной калмыцкой буддийской храмовой настенной росписи. Единственный, плохо сохранившийся образец буддийской монументальной живописи — фрагмент росписи в Хошеутовском хуруле — практически был утрачен. В середине 1990-х годов не было такого, как сейчас, обилия разнообразной информации о пантеоне буддийских божеств, не были размещены на информационных ресурсах в открытом доступе сведения о канонах традиционной культовой живописи. Все необходимые знания тогда собирались по крупицам, образцы для копирования и масштабного увеличения образов и атрибутов были предоставлены художникам Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче. Он же и определил, как и кто должен быть изображен на каждой стене ниши при входе в храм.
Свои местные молодые специалисты в области буддийской живописи в тот период еще учились в монастырях, в Институте традиционной буддийской живописи Норбулинка, проходили обучение в школе живописи при Библиотеке тибетских трудов и архивов в Дхармсале в Индии. Позже, уже после открытия хурула Сякюсн-Сюме, они возобновили работу по оформлению фасада настенной росписью с образами четырех защитников-хранителей, а также создали росписи во внутреннем убранстве главного молельного зала. Работу по росписи в центральной части дугана возглавил в 1997 году молодой калмыцкий хурульный художник Эрдни Нимгиров. Он работал в сотрудничестве с Александром Поваевым, а также с приглашенными молодыми художниками из Бурятии. В тот же период были начаты монументальные работы — композиции с сюжетами жизнеописания Будды Шакьямуни, о череде 12 деяний Будды, фрески, изображающие главных буддийских Бодхисаттв и Учителей по всему внутреннему периметру пространства молельного зала.
Для проведения церемонии открытия хурула, при входе в Сякюсн-Сюме были выполнены изображения хранителей четырех сторон света (санскр.— локапалы)-добуддийские образы. Поэтому их изображения находятся с внешней стороны храма. В буддийской мифологии они получают функции хранителей учения и титул – великих царей. Они являются защитниками мира и борцами со злом, каждый имеет в своем распоряжении легион сверхъестественных существ для защиты Дхармы. Их зовут Вирудхака- Virūḍhaka «покровитель роста»; (тиб.- Пагджепо; монг.- Пагжийбуу); Дхритараштра — Dhṛtarāṣṭra — «Смотритель земли» (тиб.-Юлкорсрун; монг.- Юлхорсyрэн); Вирупакша — «Всевидящий»; (тиб.- Ченмизан; монг.- Жамийсан); их предводителя зовут Вайшравана — Vaiśravaṇa (Kubera), «Всеслышаший» (монг.- Намсрай).   title=Изображения этих защитников очень распространены на воротах и на фасадах храмов во всех регионах, где исповедуется буддизм. Они защищают храмы и охраняют четыре континента, не дают проникнуть в храм агрессии и склокам, присущим асурам и не пускают злых духов в высшие миры богов. Четыре хранителя сторон света приняли клятву защищать Будду и Дхарму от зла и опасностей.
Все больше погружаясь в изучение загадочных изображений защитников, пугающих своей необычной мимикой, позами, «мудрами», атрибутами, незабываемыми яркими цветовыми характеристиками, мы старались поближе понять этот сложный древний зашифрованный язык буддийского искусства. Спустя много лет рассказывает художник Александр Поваев: «Ежедневно погружаясь в столь ответственный рабочий процесс, наша бригада художников — Герля Нурова, Дельгр Сангаджиева (Васькина), Елена Киштанова (Манжеева) чувствовали свою сопричастность к большому общему делу. Именно в тот период началось наше изучение основ философии буддизма. Никаких проблем в организации рабочего процесса не было. Мы регулярно участвовали в каждодневных планерках, наши пожелания и просьбы по обеспечению современными акриловыми красками и алкидными эмалями, художественными материалами, строительным инвентарем сразу исполнялись. В течение трех недель мы рано утром выезжали из Элисты в Аршань на служебном автобусе строительной организации «Промстрой». Рабочие, плотники, маляры — все те, с кем ежедневно общались, всячески помогали там, где необходима была техническая поддержка и совет, мы всегда находили понимание у инженеров и строительных специалистов. Огромная заслуга в слаженности всего огромного коллектива строителей и художников была в организационном таланте работавшего тогда с нами министра строительства и архитектуры республики Виктора Дорджи-Горяевича Джанжиева».
Своими воспоминаниями также поделилась художник Герля Нурова: «Дни второй половины сентября — начала октября 1996 года выдались очень холодными, нам приходилось тепло одеваться. Перед открытием хурула работы шли практически круглые сутки. В те дни храм ещё не отапливался, а мы работали все время на улице.
Тем не менее, никто не жаловался на трудные условия труда. Все три недели с раннего утра до сумерек мы работали над росписью портала хурула с огромным воодушевлением, ради одной общей цели. Мы, художники, сотрудничали с женской бригадой штукатуров-маляров, которые всегда любезно приглашали нас пообедать и погреться в свой строительный вагончик. По моим воспоминаниям, настроение у людей было радостное, приподнятое, чувство сопричастности к большому и важному делу, думаю, было у каждого человека, который работал на строительстве хурула Сякюсн-Сюме. Прошлое отодвигается, из памяти ускользают детали, забываются лица, но иногда вдруг в городе я вижу какую-нибудь женщину и вспоминаю, что она работала в бригаде маляров в 1996 году и мы вместе, бок о бок, проработали несколько недель во время завершения строительства. Те женщины были молоды, веселы, много шутили, их лица дышали свободой и были прекрасны, они заражали своим оптимизмом, юмором всех вокруг. Это был общий порыв, общее дело.
  title=Помню пожилого армянина, который на колоннах зала делал бордюр из специальной мраморной крошки. Он работал вдумчиво и спокойно, как сейчас вижу его — стоит и мастерком ровно укладывает очередной слой на одной из сторон колонны.
Когда нужно было покрасить стены, подобрать колер, мы советовались с монахами и часто звали из красного домика досточтимого Геше Дугду. Я впервые увидела его тогда. Однажды меня попросили пригласить его, чтобы он посмотрел колер для стен. Подходили другие монахи, они тоже с интересом смотрели, как идут дела на стройке. Тут же ходили юные смышлёные манджики, мы с ними часто разговаривали, они готовились к отъезду на учебу в Индию.
Нам пришлось рисовать на стене двухметровые фигуры защитников, ориентируясь по изображениям божеств размером с открытку. Мне достался защитник синего цвета Вирудхака, писали мы акриловыми немецкими красками. Потом эти фигуры были переписаны художниками-тханкописцами и в таком канонически верном виде они ныне известны всем, кто посещает Сякюсн-Сюме.
Александр Михайлович Поваев как руководитель нашей маленькой группы был всегда рядом, очень спокойно и быстро работал, от него исходила уверенность и надежность. Сейчас я думаю: как здорово, что мы были там, что были востребованы для столь важной и ответственной работы. Это был вроде небольшой период в нашей жизни, но весьма значимый для нас. Мы можем гордиться, что украсили возведенный главный хурул Калмыкии, а значит, принесли какую-то пользу народу.
Работы велись непрерывно, несмотря на дождь и снег (первый снег в том году выпал рано, тотчас растаяв), а после торжественного открытия Сякюсн-Сюме сразу резко потеплело и даже не верилось, что мы мерзли в сентябре».
Со словами благодарности ко всем строителям хурула обращается художник Елена Киштанова: «Как на любой стройке были разные ситуации, но всегда нам оказывали большую помощь в вопросах техники безопасности, в вопросах организации производственного процесса профессионалы своего дела — плотники, инженеры, штукатуры. Желаю им всем здоровья и всего хорошего!»
В долгожданный день открытия нового буддийского храма приехали жители Калмыкии со всех районов республики. 5 октября 1996 года стал поистине всенародным праздником. Все строители, архитекторы, ну и конечно, мы, художники, чувствовали огромную гордость за свой народ, который объединился для общего дела, направленного на благо всех живых существ, на благо процветания Учения Будды.
Храм Сякюсн-Сюме находится в живописном и тихом месте, на отдалении от шумного города. Не случайно гораздо позже, после открытия в центре Элисты нового главного хурула республики — «Золотой обители Будды Шакьямуни», было принято решение возвести Сякюсн-Сюме в статус монастыря – «Ламин киит» — храм духовного совершенствования священнослужителей, где ничем не нарушается их уединение.
Двадцать лет назад возведенный под Элистой крупный буддийский храм стал символом возвращения народа к своим духовным ценностям, культурным и религиозным истокам.
Дельгр САНГАДЖИЕВА, художник

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=27844