Печать

В хуруле поселка Бага-Бурул хранится драгоценное облачение Его Святейшества Далай-ламы ХIV

Опубликовал: Валерий Павлов 10 Декабрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

Недавно Шаджин-лама Калмыкии, Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы ХIV в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче и монахи Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» провели в поселке Бага-Бурул Ики-Бурульского района обряды и молебен, посвященные установлению в местном хуруле «Ламрим Чойлинг» священной реликвии – драгоценного одеяния Его Святейшества Далай-ламы ХIV.

Хурул в Бага-Буруле, новое здание которого было открыто пять лет назад, – это второй в республике храм после «Золотой обители Будды Шакьямуни», в котором есть резиденция Его Святейшества Далай-ламы и хранится его личная одежда.

  title=240 лет назад, в 1776 году, в этих местах появился первый передвижной хурул под названием «Ламрим Чойлинг». Как известно, за пять лет до этого произошло значительное событие в истории калмыцкого народа: его большая часть, а с нею почти все духовенство, ушла во главе с Убуши-ханом в Китай. И вот после этого оставшаяся здесь часть калмыков с трудом восстанавливала свою религию, необходимые буддийские атрибуты. В 1889 году в балке Чонын Сала два представителя Бага-бурульского рода основали поселение, преемником которого ныне является поселок Бага-Бурул. Сейчас здесь проживает около 630 человек.

На торжественном собрании, которое проходило в Доме культуры и собрало много народу, выступили глава администрации Ики-Бурульского района Виктор Санджиев, глава администрации поселка Бага-Бурул Дмитрий Манджиев, руководитель местной буддийской общины Валерий Кутушов, затем слово было предоставлено высокому гостю – Шаджин-ламе республики Тэло Тулку Ринпоче.

«Наш красивый сельский хурул и все, что в нем теперь есть,— это результат совместных усилий представителей нашего большого рода: неважно, коренные ли это багабурульцы, или живущие за сотни километров от родного поселка,— сказал глава буддийской общины Валерий Кутушов в своем выступлении.— Многие наши земляки помогали возводить его. Надеюсь, дорогие земляки, будем вместе и дальше свою малую родину украшать, прославлять. Огромное спасибо нашим монахам, которые несут нам свет Учения Будды. Это наша духовная опора. Вместе с нашим Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче мы несколько лет назад выбрали место под строительство этого хурула. Благодаря вашей поддержке, Ваше Высокопреосвященство, наши земляки-багабурульцы ездили в Индию, встречались с помощником Далай-ламы, а затем с личным портным Далай-ламы, чтобы заказать и получить одежду Его Святейшества. Большое спасибо Вам.

  title=

Сколько бы нас ни было, дорогие земляки, мы чувствуем тепло сердец друг друга. А сегодня у нас большой праздник: в нашем хуруле с благословения Шаджин-ламы Калмыкии будет установлена специальная тумба с одеянием Его Святейшества Далай-ламы ХIV, монахи Центрального хурула республики проведут обряды. Эту священную одежду привез из Индии, от самого духовного лидера буддистов, глава нашего поселка Дмитрий Борисович Манджиев. Это такая реликвия! Открытие к ней доступа в нашем хуруле – это очень большое событие».

Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче сказал, обращаясь к жителям поселка: «Поздравляю вас со столь замечательным событием! Спасибо, что пригласили меня и наших монахов. Несмотря на большие трудности, вы несколько лет назад построили в своем маленьком поселке прекрасный хурул, в котором к тому же теперь есть резиденция Его Святейшества Далай-ламы. Это было большое событие не только для Бага-Бурула, но и всей республики. Если помните, я присутствовал на торжественном открытии вашего храма. Сейчас в Калмыкии действуют 33 хурула, а буддийских ступ у нас открыто, наверное, где-то 130–140, я уже сбился со счета, ведь они появлялись каждый год по нескольку штук. Первый субурган в современной, постсоветской Калмыкии был открыт в селе Ульдючины Приютненского района.

А сегодня мы отмечаем в Бага-Буруле новое большое событие – устанавливаем в вашем сельском хуруле на вечное хранение личную одежду Его Святейшества Далай-ламы ХIV. Ваш ахлачи Дмитрий Манджиев специально ездил в Индию, чтобы попросить у Его Святейшества его драгоценную одежду. Мы со своей стороны поддержали его просьбу письмом с обращением к Далай-ламе. И Его Святейшество великодушно откликнулся на нашу просьбу. Раньше мы, монахи главного буддийского храма Калмыкии, были горды, что священная одежда Далай-ламы есть только в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни». А теперь, хотя я и рад за багабурульцев, у меня все же к этому светлому чувству примешивается немного ревности (при этих словах Ринпоче улыбнулся). Но хочу заметить вам, что у реликвии, что хранится в Центральном хуруле, есть небольшое преимущество перед вашей реликвией. Разница состоит в комплекте одежд: у первой есть головной убор, а у второй нет».

  title=

Такое решение – не включать в комплект головной убор – относительно священного одеяния, предназначенного для сельского хурула, было принято помощником Далай-ламы, чтобы эта реликвия все же не считалась равной той, что хранится в главном храме Калмыкии. Тут дело, очевидно, в разном статусе этих двух хурулов.

В своем живом выступлении Шаджин-лама также дал наставления жителям поселка.

После торжественного собрания все собравшиеся двинулись от сельского клуба к главной достопримечательности и гордости Бага-Бурула – хурулу «Ламрим Чойлинг». Монахи несли священную реликвию – драгоценную одежду Его Святейшества Далай-ламы. Она была установлена в молельном зале возле алтаря в специальном ящике со стеклянной поверхностью, чтобы ее могли лицезреть посетители храма. Монахи во главе с Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче провели соответствующие обряды, а затем прочитали большой молебен.

Ниже представляем вашему вниманию рассказ главы администрации поселка Бага-Бурул Дмитрия Манджиева, которого мы в личной беседе попросили дать подробную информацию о том, как была приобретена для сельского храма такая священная реликвия.

«В декабре 2015 года мы вместе с председателем буддийской общины Бага-Бурула Валерием Кутушовым отправились в Индию, в Дхарамсалу, где, как известно, находится главная резиденция Его Святейшества. Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче дал нам сопроводительное письмо,— рассказывает Дмитрий Борисович.— Это была личная просьба Его Высокопреосвященства, я передал это письмо помощнику Далай-ламы, который, между прочим, приходится Его Святейшеству племянником. С благословения Шаджин-ламы мы заказали Нгаванг Лодою, личному портному Далай-ламы, новую одежду для Его Святейшества. Мы вышли на этого человека, обговорили все вопросы. Через некоторое время я забрал у него сшитую им одежду для Далай-ламы. Его Святейшество специально для благословления облачался в эту одежду и хранил ее у себя до утра следующего дня. На следующий день кроме освященного одеяния духовный лидер передал нам статуэтки Будды для нашего хурула. Позднее Шаджин-лама определил для этих статуэток место в небольшой резиденции Далай-ламы, что располагается на втором уровне Бага-Бурульского хурула.

А саму реликвию, облачение Его Святейшества, мы потом давали на время, только на ночь, для почетного хранения и духовного причастия каждому из тех людей, кто помогал нам (а это полтора десятка человек). Одеяние Далай-ламы представляет собой практически полный комплект его традиционной одежды за исключением головного убора».

  title=Начиная с 2012 года, Дмитрий Манджиев посетил Индию четыре раза. За это время он и его друзья, кроме вышеназванной реликвии и статуэток, привезли оттуда в родной Бага-Бурул более трехсот томов Ганджура и Данджура, буддийские танки, миниатюрные ступы. Все это было освящено Далай-ламой и теперь хранится местном хуруле «Ламрим Чойлинг».

За порядком в этом храме следят смотрители. Настоятель же хурула Джиргал-лама живет в Элисте. Службы в Бага-Бурульском хуруле он проводит по воскресеньям.

Как мы сообщали выше, на втором уровне этого храма расположена, как это громко ни звучит для небольшого поселка, резиденция Его Святейшества Далай-ламы. Она представляет собой две комнаты – залу и спальню, которые хорошо меблированы и украшены. Конечно, вряд ли духовный лидер буддистов когда-либо отдохнет в своих бага-бурульских апартаментах, тем более, что он еще не бывал и в своей более просторной и комфортной резиденции в Элисте, что уже много лет пустует на пятом уровне Центрального хурула. Но тут важно само трепетное отношение жителей нашей республики к выдающемуся религиозному и общественному деятелю планеты, их готовность дождаться его приезда и достойно встретить духовного лидера на своей земле.

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Фото автора

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=27915