Опубликовал: Валерий Павлов 20 Декабрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Нью-Дели, Индия, 11 декабря – Утро Его Святейшества Далай-ламы началось со встречис профессоромС. Парасураманом, ректором Института социологии им. Тата, который рассказал тибетскому духовному лидеру об успехахв разработке учебной программы по светской этике. По мнению Его Святейшества, современное образование замечательно во многих отношениях, но неадекватнов том, что касается взращивания внутренних ценностей и моральных принципов.
В ответ на это замечание профессор Парасураман вкратце описал 30-часовой обучающий курс по светской этике, создатели которого черпали вдохновение в опубликованных книгах Его Святейшества. Он упомянуло пяти главных направлениях программы: 1. Источники внутренних ценностей; 2. Распознавание перемен; 3. Помощь другим; 4. Ответственность; 5. Нравственное лидерство.
Далай-лама выразил большое удовольствие услышанным и заметил, что Индия, быть может единственная страна, в которой научно-технический прогресс может сочетаться с мудростью древнего духовного наследия.
В интервью для документального фильма «Великое и хорошее» Рену Мехта спросила, как привнести в наш мир больше гармонии. Его Святейшество ответил, что необходимо избавиться от привычки делить людей на своихи чужих.Он добавил, что когда мы преследуем лишь собственные интересы, естественным образом возникают страх и недоверие.
Журналистка поинтересовалась, какова роль медитаций. Далай-лама сказал: «Один из видов медитации – шаматху, или однонаправленное сосредоточение, я считаю своего рода транквилизатором, ведь в краткосрочной перспективе она приносит успокоение, однако при этом наши проблемы никуда не исчезаюти остаютсяс нами.Но еслимы проводим также аналитическую медитацию, випашьяну, и исследуем,к примеру,приносит ли пользу гнев, мы можем постепенно от него избавиться».
На вопрос, что делает человека успешным, Его Святейшество ответил: «Высший источник счастья для нас самих и других – сострадание, забота о других, служение другим».
После обеда Его Святейшество отправился в отель«Ашока», где центр медитаций «Тушита» организовал 21-й праздник Дхармы. Далай-ламу встречали Сопа Ринпоче и директор центра «Тушита» Ренука Сингх; все вместе проследовали в зал,в котором, как сообщил доктор Сингх, 35 лет тому назад состоялся первый праздник Дхармы.
Его Святейшество попросили представить две книги: одна из них, труд Аруны Васудева, посвящена Гуру Падмасамбхаве, а вторая, написанная Мохини Нун, Нагарджуне. Васудев объяснил, что эти два издания стали первыми в сериииз шести книг, посвященной буддийским учителям и предназначенной для индийского читателя.
Далай-лама дал самую высокую оценку учению Нагарджуны: «Я размышляю над его словами уже более 60 лети могус полным основанием утверждать, что это очень помогает ослабить разрушительные эмоции».
На просьбу Ренуки Сингха даровать собравшимся наставления, Его Святейшество произнес: «Как быни различалась наша манера сидеть или одеваться, по сути мы все одинаковые люди. Каждому из нас присущи разрушительные и благие эмоции. Иногда мы счастливы, иногда грустим. Ментально, физически и эмоциональномы все одинаковы. Возможно, вам известно о моем диалоге с современными учеными, который начался более 30 лет тому назад. Данные последних научных исследований свидетельствуют о том, что по природе своей человек милосерден. Кроме того, люди общественные животные, поэтому деление людей на своихи чужих большая ошибка, ведущая к разобщениюи конфликтам.
Многие проблемы, с которымимы сегодня сталкиваемся, наших собственных рук дело. Нам ихи решать. После непомерных страданий 20-го века следует приложить все усилия, чтобы не повторить ошибок прошлого. Деньги и военная сила тут не помогут. Необходимо проявлять друг к другу любовь и сострадание, исходя из того, что все мы одинаковые люди. Именно эту идею я пытаюсь донести до людей по всему миру».
Его Святейшество сказал, что второе главное обязательство его жизни, которое он принялна себя как буддийский монах, состоит в продвижении межрелигиозной гармонии. Очень печально, сказал Далай-лама, что традиции, которые должны служить источником терпимости и прощения, становятся поводом для распрей и кровопролития.Он подчеркнул, что в Индиина протяжении веков местные и иноземные вероисповедания мирно уживаются бок о бок. Точно так же, как Будда даровал непохожие учения в зависимостиот склонностей, способностей и условий жизни своих учеников, многообразные религиозные традиции мира возникали в разные эпохи и в разных странах.
Его Святейшество объяснил, что хотя он полностью сложил с себя все политические полномочия в 2011 году, как тибетец он считает своим долгом защищать хрупкую природу Тибета и родные язык и культуру. Тибетская буддийская культура берет истоки в традиции монастыря-университета Наланда, в которой колоссальный упор делается на обучениеи практику.В связис этим Его Святейшество упомянул, что завтра он уезжаетв Южную Индию, где примет участие в церемонии вручения дипломов геше-ма (доктора буддийской философии) первым монахиням, успешно завершившим обучение.
Его Святейшество также упомянул о том, что содержимое собраний Кангьюра и Тенгьюра можно разделить на три основные категории: науку, философию и религию.С одной стороны, науку об устройстве ума и буддийскую философию все желающие могут изучать с академической точки зрения, без принятия на себякаких-либо религиозных обязательств. С другой стороны, многие буддисты из других стран считают тибетский буддизм подлинной традицией Наланды и питают огромный интерес к его изучению.
Отвечая на вопросыиз зала, Его Святейшество рассказал, что один из его друзей, отмечая научный склад ума Далай-ламы, удивлялся, как он может всерьез относиться к пророчествам оракулов. На это Его Святейшество заметил, что есть основания предполагать о существованиии других живых существ, а те только тех, которых можно увидеть и потрогать.На вопрос, что может сделать детей более милосердными, он ответил:«Образование».
В заключение один из присутствующих полюбопытствовал, хотел ли Его Святейшество когда-нибудь жить жизнью обычного человека. Далай-лама рассказал, как давным-давнов детстве проводил затворничество во дворце Потала в присутствии одного только регента. К вечеру регент заснул, а Его Святейшество слушал, как мальчики и девочки весело пели под стенами Поталы, гоня стада домой с пастбищ.В тот раз, ненадолго, ему очень захотелось быть таким же, как они. Однако, добавил Его Святейшество, позже он осознал, что высокое положение Далай-ламы помогает принести еще большую пользу живым существам и Дхарме.
По завершении лекции Сопа Ринпоче прочел очень искреннюю и теплую благодарственную речь, а затемДалай-лама поспешил в Раштрапати-Бхаван. Здесь, в обществе лауреатов Нобелевской премии мира и видных общественных деятелей, он принял участие в торжественном открытии кампании «Сто миллионов для ста миллионов», которую представил президент Индии Прахаб Мукерджи.
Пять тысяч школьников из всех уголков Индии и других стран собрались на площади перед президентским дворцом. Во внутреннем дворе президентского дворца Кайлаш Сатьярти напомнил, что сегодня президенту исполняется 81 год. Затем он с огромным воодушевлением заговорил о новой кампании. Он сказал, что сто миллионов детей по всему миру живут в страданиях и не имеют возможности получить образование, и изменить такое положение дел могут только сами дети. Сатьярти задумал движение, в котором сто миллионов детей, живущих в достатке, возьмут на себя обязательство оказывать поддержку и помощь ста миллионам детей, которым повезло меньше.
«Мы хотим построить мир, в котором богатство и власть будут принадлежать всем», – сказал глава Детского фонда Кайлаш Сатьярти.
В присутствии Его Святейшества и лауреатов Нобелевской премии мира Тавакуль Карман и Леймы Гбови, бывшего премьер-министра Австралии Джулии Гиллард, первой леди Панамы Лорены Кастилло и других лидеров президент Индии высказался в поддержку этого начинания. По мнению президента, весьма символично, что торжественное открытие происходит в Раштрапати-Бхаване, олицетворяющем приверженность Индии идеям демократии, плюрализма и секуляризма.
Президент Индии сказал: «Вопреки колоссальному научно-техническому прогрессу, сто миллионов детей на нашей планете не имеют возможности ходить в школу. Нельзя утверждать, будто человечество продвинулось вперед, пока не все дети живут в безопасности, пока не у всех есть возможность учиться и раскрывать свой потенциал на благо человечества. Пусть ни один ребенок не знает нужды, страха и эксплуатации.Джай хинд».
Кайлаш Сатьярти вступил на главную площадь президентского комплекса под шумные рукоплескания собравшихся там детей. Новая волна аплодисментов поднялась, когда на площади показался и Далай-лама. Когда президент, вслед за лауреатами Нобелевской премии и общественными деятелями поднялся на сцену, школьники дружно пропели «С днем рождения». Море детских рук вслед за президентом подняли в воздух белые флажки – символ кампании, и сотни воздушных шаров с надписями«Сто миллионов для ста миллионов» и «Внеси свой вклад на благо детей» воспарили в небо.На площади царила атмосфера радости и праздника.