Опубликовал: Валерий Павлов 22 Декабрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов
Власти Афганистана после консультаций с археологамии специалистами ЮНЕСКО приняли решение продолжать восстановление «маленького Будды» — одного из двух гигантских изваяний возле входа в буддийский пещерный монастырь в Бамианской долине. Об этом, как передает агентство «Пажвок», сообщил губернатор Бамиана Мухаммад Тахир Захир.
Соответствующее решение было принято на международной конференции экспертов в Мюнхене, которая была созвана по поводу дальнейшего продолжения реставрационных работ. В ней принимали участие представители правительства Афганистана, археологи и реставраторыиз Германии, Южной Кореи, Японии, Италии – в общей сложности около 20 специалистов,а также представители ЮНЕСКО.
Губернатор сообщил, что на совещании было принято решение восстановить одно из изваяний – «маленького Будду» (он же «Шахмама», первоначальная высота – 37 м.).При реставрации будут использованы сохранившиеся обломки. Вторая ниша, в которой был высечен «большой Будда» останется в ее нынешнем состоянии.
Кроме того, принято решение провести работы по укреплению стен ниши, в которой располагался «большой Будда», он же «Салсал Будда», разбить парк между двумя нишами, а также провести реставрационные работы на других объектах в долине.
Высота «большого Будды» изначально составляла 55 метров,«маленького» —37 метров. «Салсал Будда» считался самым большим в мире изображением стоящего Шакъямуни. Эта гигантская каменная скульптура была воздвигнута в I веке нашей эры в местности Бамиан на территории современного Афганистана. Местность эта лежала на пути миссионеров, а потоми паломниковиз Индиив Восточный Туркестан, здесь был построен монастырь и создана эта замечательная скульптура. Во время монгольского нашествия в 1222 г. монастырь был разрушен, статуя сильно повреждена, но темне менее она сохранилась и до последнего времени, до начала 2000-х годов, поражала воображение всякого, кто ее видел.К сожалению, «большой Будда» был разрушен талибами полностью, и сейчас речь идет только о восстановлении «маленького Будды» — Шахмамы.
Губернатор сообщил, что принято решение дальнейшее обсуждение технических вопросов реставрационных работ провести в октябре следующего года в Японии.
Губернатор сообщил, что к настоящему моменту в Афганистане и за его пределами уже состоялось 13 заседаний международных экспертных комиссий, посвященных изучению состояния культурного наследия Афганистана и вопросам его восстановления. Однако никаких решений по поводу судьбы бамианских будд так до конца принято и не было.Так что это решение имеет для Афганистана особое значение.
По мнению Мухаммада Тахира Захири, восстановление пещерного монастыря приведет к увеличению числа отечественных и иностранных туристов в долину.
В марте 2001 года оба горельефа были взорваны талибами, которые установили контроль над долиной Бамиана еще в 1998 году,в рамках объявленной тогдашним лидером талибов муллой Мухаммадом Омаром кампании по борьбе с «идолопоклонством», под которую попал не только монастырь, но и собрание буддийских древностей в Национальном музее в Кабуле.
Акция, о которой было публично объявлено заранее, вызвала бурную реакцию в мире – начиная от протестов,и заканчивая деловыми предложениями. В частности, один из крупнейших музеев мира – нью-йоркский «Метрополитен Музеум» — предлагал талибам статуи выкупить и вывезти.
К слову сказать, опыт по эвакуации крупногабаритных архитектурных сооружений уже был у ЮНЕСКО.В 60-е годы во время сооружения Асуанской ГЭС в Египте под затопление водами водохранилища должны были пойти несколько храмовых комплексов Верхнего Египта, в частности, пещерный храм Рамсеса 11 в Абу-Симбеле.При участии ЮНЕСКО и египетского правительства была разработана и успешно проведена уникальная операция — всю скалу вместе с храмом распилили на блоки, перенесли на более высокое место, а потом собрали обратно.
Забрать изваяния предлагали также Япония и Индия.
Просьбы оставить будд в покое поступали от генерального секретаря ООН Кофи Аннана и ЮНЕСКО,а такжеот рядастран-членов Организации Исламская Конференция, в частности,от Пакистана, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов – единственных стран, которые официально признавали правительство талибов законным. СМИ также сообщали о том, что в Кандагарна переговоры выезжала делегация ученых из крупнейшегов мире исламского университета «аль-Азхар»в Каире.
От всех предложений талибы отказались.
После 2001 года и в Афганистане, и за его пределами, встал вопрос о возможностиих восстановления. Вскоре обозначились и объективные проблемы – горельефы были уничтожены слишком основательно.
В 2002 году под эгидой правительства Афганистана и ЮНЕСКО была сформирована экспертная рабочая группа, посвященная восстановлению культурного наследия Афганистана. Она должна была координировать все реставрационные работы в стране, и в том числе заниматься бамианским монастырем. В ее состав входят, кроме того, японский трастовый фонд по сохранению бамианского монастыря и Технический университет в Мюнхене.
Первые поселения людей возникли в Бамианской долине в I веке н.э. К VII веку долина превратилась в крупный региональный центр распространения буддизма. В IV-VII веках в скалахв долине был вырублен пещерный монастырь, состоящий из почти двух тысяч лестничных переходов и гротов, украшенных росписями и резным декором. Сам монастырь тоже изрядно пострадал во время войны – пещеры использовались в качестве дзотов, и по ним же пристреливали горную артиллерию.
Стоит отметить, что бамианские изображения Будды часто неправильно называют «статуями». Статуя – это круглая скульптура, которая представляет собой трехмерное изображение с возможностью кругового обзора. То есть статую можно обойти со всех сторон. Бамианских будд обойти со всех сторон было никак нельзя – их спины были «утоплены» в самой скале. Разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем наполовину от объема изображаемых частей называется горельефом.