Печать

В Дели завершились учения Далай-ламы для буддистов России

Опубликовал: Валерий Павлов 30 Декабрь 2016. Опубликовано в Новости сайтов

На нынешние учения Его Святейшества Далай-ламы ХIV в Дели, организованные по просьбе российских буддистов, приехало около 1300 учеников из России, в основном из Калмыкии, Бурятии и Тувы, а также из Монголии, Тибета, Эстонии, Украины, Казахстана, Киргизии, Литвы, Белоруссии и нескольких других стран. Ниже представляем информацию о второй и третьей (заключительной) сессиях этих традиционных учений, проводящихся с 2009 года.

  title=Утром 26 декабря, поднимаясь на трон для учений, Его Святейшество Далай-лама помахал рукой зрителям в последних рядах зала. Заняв свое место, он предложил не читать «Сутру сердца» всю целиком, а прочесть лишь мантру и сопровождающую ее строфу, а за ней строфы почтения из «Украшения ясного постижения» и комментария на «Компедиум достоверного познания» Дигнаги.

«На подобных учениях, – продолжил Его Святейшество, – мне нравится давать общее введение в учения Будды и разъяснять основы практики. В Тибете в прошлом, а в Китае, быть может, еще и сейчас остались слепо верующие буддисты, которые не знают даже основ буддийского учения. Все религии учат любви и состраданию, терпимости и умению довольствоваться малым, и на протяжении веков приносили огромную пользу людям. Но из всех религиозных традиций мира только буддизм однозначно проповедует идею бессамостности.

Один мой друг, немецкий нейролог, однажды показал мне снимок головного мозга и заметил, что если и есть некое всё контролирующее “я” или душа, они должны быть где-то здесь, однако ничто не указывает на их присутствие. На самом деле, поскольку нейроны в мозге образуют нецентрализованные цепи, можно сказать, что наука скорее поддерживает воззрения буддизма».

Перейдя на тибетский язык, с синхронным переводом на русский, монгольский, китайский, хинди и английский, Его Святейшество заметил, что в буддизме сформулирован ряд аксиом, так называемые Четыре печати, общие для всех школ буддизма:

1. Все составные явления непостоянны.

2. Все загрязненные явления суть страдание.

3. Все явления лишены самобытия.

4. Нирвана – истинный покой.

  title=Разрушительные эмоции и карма неотделимы от природы страданий. Их причина – неведение, искаженные воззрения, из-за которых мы считаем непостоянное постоянным, лишенное самобытия самосущим, а страдания принимаем за счастье. Они произрастают из нашего цепляния за неверное представление о независимом «я».

Этому противопоставляется присущая лишь буддизму идея о взаимозависимости. Нам всем очевидно, что следствие зависит от причины, но ведь и обратное утверждение тоже верно: причина становится причиной только после возникновения следствия. Подобным образом, не только целое зависит от составляющих его частей, но и части зависят от целого.

Его Святейшество упомянул, что в «Сутре сердца» говорится: «Форма пуста, пустота – это форма». Пустота и форма – это не обособленные образования, «Форма – не что иное, как пустота; пустота – не что иное как форма». Это показывает взаимозависимость в терминах причинно-следственных связей, а тончайшие преобразования – это зависимость в терминах обозначения.

В противоположность такому подходу к учениям Будды, в «Ламриме» говорится о непостоянстве, бесценности человеческого рождения и постижении смысла этой жизни, ведущему к развитию решимости освободиться. В «Трех основах пути» дается совет отвратить ум от соблазнов текущей жизни и удовольствий будущей и развивать решимость освободиться. Его Святейшество привел слова Васубандху, который говорил, что есть только два способа сохранить учение – изучать и практиковать.

Далее Его Святейшество, опираясь на слова Нагарджуны, пояснил смысл пустоты. Когда мы говорим «форма пуста», отрицается не форма, а идея, что форма наделена самобытием. Призвав слушателей самостоятельно прочесть трактат Нагарджуны «Коренные строфы о срединности», Его Святейшество посоветовал сначала обратить внимание на 26-ю главу «Исследование 12 звеньев цепи взаимозависимого возникновения», затем на 18-ю главу «Исследование “я” и явлений», а следом за ними на 24-ю главу «Исследование Четырех благородных истин».

Дочитав девятую главу поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы» до строфы 37, Его Святейшество выразил готовность ответить на вопросы из зала. Первым делом спросили, что можно сделать для умершего друга. Далай-лама ответил, что нужно взращивать бодхичитту и посвящать обретенные заслуги его хорошему перерождению. Затем один из зрителей заметил, что сегодня Рождество и попросил Его Святейшество принять фотографию одного из самых почитаемых российских православных монастырей. Он также поинтересовался, какую практику лучше всего выполнять в момент умирания. Его Святейшество ответил, что замечательно, если свой последний час мы проведем в атмосфере любви и нежности. А вот богатство и роскошь вряд ли будут полезны.

На вопрос, можно ли считать Иисуса Христа бодхисаттвой, Его Святейшество ответил, что с буддийской точки зрения, учитывая, сколько блага он приносит стольким людям на протяжении долгих веков, его поистине можно назвать бодхисаттвой.

  title=Девушке, изучающей буддийскую логику и теорию познания, которая спросила, как сделать обучение менее сухим и скучным, Его Святейшество посоветовал читать самую разнообразную литературу и сравнивать воззрения различных школ. Исходя из собственного более чем 60-летнего опыта практики, он может сказать, что торопиться нужды нет, обучение требует времени. Он порекомендовал развивать убежденность, обретая свой личный опыт внутренних переживаний. Его Святейшество добавил, что Гендун Друп, Первый Далай-лама говорил: «Не использовать полученные знания для битвы с разрушительными эмоциями, все равно что проводить на западе ритуал для усмирения злого духа на востоке». Кроме того, Его Святейшество упомянул о прошедшей на днях в Дрепунге церемонии вручения дипломов геше-ма (доктора буддийской философии) первым двадцати монахиням.

В заключение, один из добровольных помощников из организационного комитета рассказал Его Святейшеству о вчерашнем трагическом крушении самолета, упавшего в Черное море. Погибло 92 человека, среди которых были более 60 участников известного по всему миру ансамбля Александрова и врач Елизавета Глинка. Он попросил Его Святейшество вознести молитвы за погибших.

«Конечно, я помолюсь за них, – ответил Его Святейшество. – И вы помолитесь за них тоже. Вы можете также взращивать бодхичитту и понимание пустоты и посвящать накопленные заслуги погибшим. Возможно, вы захотите прочесть и мантру Акшобхья им в помощь: намо ратна траяя ом камкани рочани тротани трасани пратихана сарва карма парам пара ни ме сарва саттва нанча сваха».

«Спасибо, что задали этот вопрос», – закончил Его Святейшество.

***

  title=На следующий день, 27 декабря, состоялась третья сессия учений Далай-ламы для российских буддистов .

Утром перед тем, как отправиться в зал проведения учений, Его Святейшество Далай-лама дал короткое интервью журналистке Первого канала российского телевидения Оксане Шемлевой.

Заняв свое место в зале проведения учений, Его Святейшество заметил, что на часах начало десятого, и он надеется закончить чтение «Пути бодхисаттвы» к 11 часам, после чего проведет церемонию зарождения бодхичитты. Затем у всех желающих будет возможность сфотографироваться с ним на память, однако, подчеркнул Его Святейшество «никаких благословений путем наложения рук» не будет.

«В Амдо жил один старый лама, – рассказал Его Святейшество, – и однажды его попросили даровать учения в отдаленной деревне. Лама ответил, что слишком стар, чтобы отправляться в дальний путь. Жители деревни очень его уговаривали и сказали, что если ему тяжело проводить учения, то им будет достаточно и одних его благословений. Они были очень сильно удивлены, когда лама не только приехал, но и даровал обширные и глубокие учения, в конце которых произнес: “Я не из тех лам, что благословляют учеников, возлагая руки им на головы. Я из тех, кто учит, какие качества нужно взращивать, а каких избегать; это по крайней мере приносит хоть какую-то пользу”».

Его Святейшество упомянул, что «Сутра сердца» одна из самых коротких сутр совершенной мудрости. В ней упоминаются пять путей. Первое «гате» указывает на путь накопления, второе «гате» – на путь подготовки, во время которого сочетают медитации прозрения в суть вещей (випашьяну) и однонаправленного сосредоточения (шаматху). «Парагате» указывает на путь видения, на котором практикующий обретает постижение пустоты и становится арьей. «Парасамгате» означает путь медитации, а «бодхи сваха» соответствует пути неучения больше.

Затем Его Святейшество возобновил чтение девятой главы поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы». Он читал быстро, иногда останавливаясь, чтобы дать пояснения. Комментируя строфу 54:

Пустота избавляет от тьмы, [вызванной]

Завесами клеш и познанию.

Как же могут те, кто желает быстро достичь всеведения,

Отказаться от созерцания пустоты?

Его Святейшество процитировал первую строфу из 22-й главы трактата Нагарджуны «Коренные строфы о срединности», слова которой он применяет скорее к себе самому, чем к Татхагате:

Татхагата не является скандхами и не отличен от них.

В нем нет скандх, и он отсутствует в них.

Он не владеет скандхами.

Что же тогда Татхагата?

По мнению Его Святейшества, это очень эффективный способ медитировать о бессамостности.

  title=Его Святейшество заметил также, что он спрашивал у ученых, в какой момент совокупность частиц становится основой для сознания, но пока не получил адекватного объяснения. Он также интересовался, всегда ли с неизбежностью происходит зачатие, если сперматазоид и яйцеклетка встречаются в идеальных условиях. Ученые признали, что не всегда, но у них нет объяснения почему. Согласно буддийским источникам, для зачатия необходимо наличие еще одного фактора – сознания.

Разъясняя, что такое взаимозависимое возникновение, Его Святейшество заметил, что термин «зависимое» опровергает крайность нигилизма, а «возникновение» опровергает крайность постоянства.

Завершив чтение девятой главы, Его Святейшество быстро прочел десятую, посвящение заслуг. Окончив чтение поэмы, он вернулся к самому началу и снова прочел вступительные строфы.

С опорой на широко известные строфы о принятии прибежища в Трех драгоценностях и зарождении бодхичитты, Его Святейшество провел короткую церемонию зарождения бодхичитты. Он напомнил своим слушателям, что ум, которым мы обладаем сейчас, может стать умом Будды. Его Святейшество дал передачи мантр Будды, Авалокитешвары, Манджушри и Арья Тары, и сказал ученикам на прощание: «Читайте и изучайте эту книгу в любую свободную минуту. Если делать это год за годом, постепенно вы будете обретать все большее спокойствие и мир. Надеюсь на скорую встречу со многими из вас в Латвии».

На следующий день, 28 декабря, Его Святейшество отправился в Бодхгаю, где он в 34-й раз дарует посвящение Калачакры.

По материалам сайта dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=28196