Печать

Второй день учений, дарованных по просьбе фонда «Видьялока»

Опубликовал: Валерий Павлов 08 Февраль 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Нью-Дели, Индия. Утром 4 февраля по прибытии в дом Сингхов Его Святейшество Далай-ламу ХIV снова встречали гостеприимные хозяин с хозяйкой, их сын Вир, а также господин и госпожа Наджиб Джанг. Они проводили Далай-ламу на помост, установленный под навесом в саду. Более 330 собравшихся, в большинстве своем молодые индийцы, встречали Его Святейшество улыбками и почтительными приветствиями.

  title=Как только умолкли звуки «Сутры сердца», Его Святейшество обратился к собравшимся.

«Доброе утро, – начал он, – я не считаю нашу встречу формальными буддийскими учениями, это скорее академический обзор идей, представленных в трактатах учителей Наланды и остающихся необыкновенно актуальными по сей день. Мы, люди, никогда не теряем способности меняться к лучшему, но важно помнить, что Будда обрел пробуждение не благодаря чтению молитв, а следуя по пути. Как говорится в “Сутре сердца”: “Все Будды, пребывающие в трех временах, истинно совершенно пробуждались в несравненном, подлинно совершенном бодхи, опираясь на Праджняпарамиту”. Завершающая мантра “Сутры сердца” гласит: “Тадьята, гате гате, парагате, парасамгате, бодхи сваха”, что значит: “Иди, иди, выйди за пределы, полностью выйди за пределы, достигни пробуждения” и призывает практикующих идти по пяти путям.

Гате гате – иди, иди” указывает на пути накопления и подготовки и на первое переживание пустоты; “парагате – выйди за пределы” означает путь видения, первое проникновение в суть пустоты и достижение первой ступени бодхисаттвы; “парасамгате – полностью выйди за пределы” указывает на путь медитации и прохождение по последующим ступеням бодхисаттвы, а “бодхи сваха – достигни пробуждения” означает заложение фундамента для полного пробуждения.

Будда был когда-то обыкновенным человеком, который усердно трудился ради обретения пробуждения, взращивая тонкий ум ясного света или природу Будды».

Его Святейшество объяснил, что беспокоящие эмоции произрастают из ошибочных воззрений, которые вполне возможно преодолеть, поскольку под ними нет никакой опоры, тогда как правильные воззрения покоятся на прочном основании. Он указал на различие между общим введением в буддизм и главной темой учений. Его Святейшество рассказал, что в детстве не питал особого интереса к учебе, но по мере взросления, когда он начал лучше понимать буддийские идеи, в нем пробудилась страстная тяга к знаниям.

  title=Его Святейшество выразил согласие с тибетским учителем Ньенгоном Сунграбом, жившим в начале 20-го века. Тот выделял два раздела буддийских учений: учения по общей структуре буддизма и наставления, предназначенные отдельным ученикам или группам учеников. С этой точки зрения, трактаты учителей Наланды, также как и собрание сутр, относятся к учениям общей структуры. Тантрические наставления, с другой стороны, даровались только избранным ученикам.

Его Святейшество полагает, что в Тибете уделяли слишком много внимания сохранению этих специфических учений и их линий преемственности, а также ритуалам, и гораздо меньше пеклись о защите учений общей структуры буддизма. По мнению Его Святейшества, Дромтонпа не совсем верно разграничивал линию обширных деяний, линию глубоких воззрений и линию преемственности практики, ведь согласно его трактовке выходит, будто первые две линии преемственности не предназначены для практики. Он также обратил внимание, что практики ветров, каналов и капель и йога сновидений характерны как для индуистской, так и для буддийской тантры. Что на самом деле их различает, как говорил Кхуну Лама Ринпоче, так это то, что буддийская тантра опирается на понимание пустоты. Поистине, заметил Его Святейшество, без понимания пустоты практика буддийской тантры лишена всякого смысла.

Отметив, что практиковать буддийские учения нужно с воодушевлением и благой мотивацией, Его Святейшество подчеркнул, что в буддизме нет места страху. Он рассказал историю о путешественнике, посетившем один из монастырей в провинции Кхам. Странник попросил о встрече с настоятелем, а ему ответили, что тот уехал в ближайшую деревню «пугать стариков». Его Святейшество объяснил важность изучения Четырех благородных истин, их 16 характеристик и 37 факторов пробуждения, которые рождают убежденность в возможности пробуждения – таким образом у нас появляется цель, ради которой мы следуем по пути. Его Святейшество рассказал, что однажды поинтересовался у тайских монахов, которые приехали его навестить, опираются ли они при изучении Четырех благородных истин на обоснование или авторитет источников, и те ответили, что полностью полагаются на цитаты из буддийских трактатов. В санскритском каноне, напротив, больший упор делают на обосновании, логике и анализе.

Его Святейшество добавил, что при первом повороте колеса Дхармы в Сарнатхе Будда даровал учения о Четырех благородных истинах, при втором, в Раджгире, изложил учения о совершенной мудрости, а его объяснения о природе Будды – уме ясного света в Вайшали составили третий поворот колеса учения.

После перерыва на чай Его Святейшество заметил, что уже разъяснил большую часть сочинения Нагарджуны в своем введении, поэтому нет смысла читать его дальше. Он сравнил «Письмо к другу» с другим трактатом Нагарджуны, «Драгоценной гирляндой» (Ратнавали), в первой главе которого объясняется, какое поведение ведет к обретению благоприятного рождения в следующей жизни. Пятая глава посвящена объяснениям о взращивании альтруизма. Во второй главе излагаются идеи о пустоте, а главы третья и четвертая сосредоточены на том, как должно вести себя царю. Назвав Будду великим мыслителем и ученым, Его Святейшество прочел прославленную строфу Матрисеты:

Водою Будды не смывают скверны,

Страдания существ рукой не устраняют,

Другим не переносят прозрения свои.

Они учением существ освобождают.

  title=В завершение он произнес, что практикуем мы учение Будды или нет, зависит только от нас самих.

Отвечая на вопросы из зала, Его Святейшество подчеркнул, как важно никогда не сдаваться, пояснил, что искусство может сыграть значительную роль в развитии добродетелей и признал, что следующим Далай-ламой вполне может быть женщина.

Наджиб Джанг заметил, что мы можем только гадать, что думали основатели мировых религий о гомосексуализме, половом равенстве или защите окружающей среды, поэтому не вполне очевидна сегодняшняя позиция религий по этим вопросам. Его Святейшество ответил, что в каждой религиозной традиции можно выделить три аспекта: религиозную практику, философию и культурное наследие. Основополагающее послание всех вероисповеданий – важность любви. Различия касаются таких вопросов, как вера в существование или несуществование бога-творца и последующее обоснование этих идей. Однако культурные нормы и обычаи, зародившиеся в стародавние времена, необходимо пересматривать и изменять согласно новым реалиям.

В завершение сессии Вир Сингх от имени фонда «Видьялока» поблагодарил всех, кто внес свою лепту в организацию нынешних учений, и добавил, что все участники с нетерпением ждут новых встреч с Его Святейшеством. Затем гости собрались вокруг Его Святейшества и все вместе, одной большой группой, сфотографировались на память, а затем разошлись на обед. После обеда Его Святейшество вернулся в отель. Завтра на стадионе «Талкатора» Его Святейшество прочтет публичную лекцию «Возрождение древней индийской мудрости в современной Индии», также организованную инициативным фондом «Видьялока».

dalailama.ru

  title=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=28423