Опубликовал: Валерий Павлов 16 Февраль 2017. Опубликовано в Новости сайтов
Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламыв России, Монголии и странах СНГ, Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче недавно дал интервью Юлии Жиронкиной о предстоящем визите в Россию ламы Сопы Ринпоче. Напомним, что он впервые посетит Республику Калмыкия (20–24 мая),а затем отправится в Москву (27 мая-3 июня).
– Ринпоче, мы живемв предвкушении нового визита в Россию ламы Сопы Ринпоче. В этом году он вновь посетит Москву и впервые Калмыкию. Насколько важен его визит для традиционных буддийских республик и нашей страны в целом?
– Визит ламы Сопы Ринпоче в Россию имеет большое значение не только потому, что это один из классических учителей тибетского буддизма, он также весьма современный наставник с особенным стилем изложения буддийского знания. Вот уже столько лет он преподает Учение Будды зарубежным слушателям – ему хорошо знакомы менталитет и культура разных народов.
На протяжении нескольких лет мы направляли ему приглашения с просьбой посетить Россию, но из-за проблемсо здоровьем он не могк нам приехать. Два года назад, однако, его самочувствие улучшилось, и он посетил нашу страну. Учения, преподанные тогда ламой Сопой Ринпоче в его собственной, особенной манере, оказались весьма полезными для слушателей. Поэтому мы очень рады, что он возвращаетсяк нам, так как доподлинно знаем, что очень многие россияне с нетерпением ждут его визита.
В наши дни очень мало квалифицированных, подлинных носителей традиции, и лама Сопа, без сомнения, относится к их числу. Конечно, в наших рядах по-прежнему много геше, лам и тулку, однако далеко не всеиз них обладают полным набором необходимых качеств или же должной искусностью в изложении учений, чтобы наставления достигали людских сердец.
Мы стараемся приглашать в Россию разных учителей, чтобы у слушателей был выбор, и они могли подобрать для себя тот стиль изложения учений и те методы, которые более всего отвечают их потребностям.Нам нравится такой широкий подход, ведь буддизм весьма разнообразен – в нем много школ и направлений.Мне кажется, очень важно не ограничиватьсякакой-то одной традицией, например гелуг, которая наиболее обширно представлена в России,но изучатьи учения ньингмы, сакья и кагью.
С другой стороны, я всегда призываю проявлять осторожность в том, кого именно мы, как организаторы, приглашаем в Россию.Но и ученики должны проявлять в этом вопросе должную избирательность. На мой взгляд, это важная тема, к которой обеим сторонам нужно относиться со всей серьезностью.
– Несколько лет назад вы способствовали приезду в Калмыкию, Бурятию и Туву,а также Монголию священных буддийских реликвий из собрания ламы Сопы Ринпоче. Почему была выбрана именно эта коллекция и как реагировали люди?
– Это необыкновенная коллекция, так как ее подлинность подтверждается документальными свидетельствами. Благодаря этой коллекции множество людей получило благословение, а также явственное подтверждение тому, что различные духовные уровни, – в том числе и наивысший, пробуждение, – при должной духовной практике действительно достижимы. Так что эти реликвии были не просто источником благословения, но по-настоящему «разбудили» людей, заставив их понять, что каждый из нас способен не только сам достигнуть освобождения, но и привестик нему других живых существ – вызволить всех их из круговорота бытия, в котороммы прозябаем.
Благодаря этой коллекции многие люди в Москве, Петербурге, Калмыкии, Бурятии и Туве узнали о ламе Сопе. Некоторые читали его книги и слышалио неми прежде,но после выставок священных реликвий интерес к его личности несомненно усилился.
– В этом году учения ламы Сопы Ринпоче посвящены Атише и идущейот него школе кадам. В Калмыкии будет рассматриваться основополагающее сочинение Атиши «Светоч на путик пробуждению», а в Москве несколько дней будет посвящено учениям кадампинских геше. Чем обусловлен такой выбор?
– Тибетский буддизм, который мы исповедуеми практикуем, берет начало от Будды Шакьямуни. Ученые-философы Наланды, в том числе Атиша, извлекли самую суть из учений Будды, дав им обширные и глубокие толкования. Атиша, истинный бодхисаттва, отправившийся в Тибет приносить пользу живым существам, хотя по предсказанию Тары это могло сократить его жизненный срок, и его ближайший тибетский ученик Дромтонпа распространили эту традицию в Стране снегов. В дальнейшем она стала известна как «великая традиция кадам», хранителем которой стал выдающийся лама Цонкапа. Именно эта традиция в дальнейшем пришла в Монголию и в Россиюи пустила здесь крепкие корни.
Знакомиться с кадампинскими учениями очень важно, ведь они содержат глубокую мудрость Будды, дошедшую до наших дней по непрерывной и весьма протяженной линии преемственности. Это живое слово Будды.
– Запланированы ли посвящения?
– Помимо учений лама Сопа дарует посвящения – Будды Медицины в Москве(он планировал даровать его еще два года назад, но перенесна следующий визит), Ваджрасаттвы и Амитаюса – в Калмыкии.
Посвящения и устные передачи необходимы, если мы хотим сохранить чистоту Учения Будды, передать их следующим поколениям без искажений и ненужных наслоений. Именно так, по непрерывной линии преемственности, от учителяк ученику, учения Будды дошли до наших дней и поныне приносят пользу живым существам. Лама Сопа Ринпоче – один из великих наставников и практиков нашего времени, способных хранить и передавать людям такое чистое учение Будды.