Печать

Зюнгарский хурул гордо стоит в степи

Опубликовал: Валерий Павлов 18 Февраль 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Как сообщалось, 12 декабря минувшего года в урочище Чапчачи, что в Яшкульском районе, состоялось торжественное открытие и освящение нового хурула известного калмыцкого рода Зюнгар. В мероприятии, которое началось с установления в этом храме статуи Будды, приняли участие Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, монахи Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни», представители Зюнгарского рода. Ниже предлагаем посетителям нашего сайта более подробный рассказ об этом знаковом событии и фоторепортаж.

  title=Зюнгарский хурул расположен километрах в десяти от поселка Олинг, в практически безлюдной местности Чапчачи. А до войны здесь было большое село. Кроме самого храма, небольшого по размерам, здесь находятся субурган (ступа) и цаца (часовня). Весь хурульный комплекс огорожен, чтобы на территорию не проник вольно пасущийся в степи скот.

Как рассказывает Хонгор Миняевич Лиджиев, председатель местной религиозной буддийской организации «Кегшн Багш», нынешняя цаца-часовня была построена в начале 1990-х годов, а новый хурул (прежний был разрушен в 1920-х гг.) начали возводить в 2013 году и завершили строительство в сентябре 2016-го.

«Когда в 2013-м мы, представители Зюнгарского рода (Араш Манджиев, Бадма Цебиков и я), были на приеме у Шаджин-ламы республики в Центральном хуруле, Тэло Тулку Ринпоче сказал нам – стройте хурул в населенном пункте, ближайшем к тому месту, где был прежний, знаменитый, Зюнгарский хурул, или в райцентре Яшкуле, чтобы народ мог активно посещать новый храм,— говорит Хонгор Миняевич. – Но мы настояли на своем: хотим возводить хурул именно в том месте, святом для нас, для нашего рода, – в урочище Чапчачи. Конечно, совет Верховного ламы был резонным, ведь место это достаточно далеко от людских поселений, и посещаемость хурула вряд ли будет высокой. Но мы все же надеемся, что через некоторое время в этом храме службы будут проводиться периодически, скажем, по выходным раз в неделю, по религиозным праздникам, и люди будут приезжать сюда».

Во время торжественного открытия храма Зюнгарова рода Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче сказал: «Я в первый раз здесь, но с самого начала был в курсе о ходе строительства этого хурула, которое завершилось осенью. Извините, что не смог приехать тогда, в более теплое время. Спасибо за приглашение. Здесь, конечно, хурул стоит немного вдали от цивилизации, в глухой степи. Но исторически это место особое, святое. И сегодня мы приехали, чтобы провести здесь ритуалы освящения, омовения. Это большие традиции буддистов – совершать ритуалы «рамне», «сангсоль». Я убежден, что Зюнгарский хурул того стоит, здесь образовался целый комплекс: есть еще цаца, субурган, которые несколько лет назад возвели. Я видел снимки, рассказывающие о ходе стройки этих культовых объектов, получал информацию от представителей вашего рода».

  title=Шаджин-лама сказал в своем выступлении о статуе Будды Шакьямуни, которую только что установили в молельном зале Зюнгарского хурула. Изготовил статую художник по имени Максим, который, к сожалению, ушел из жизни. Он жил в Элисте, а родом из районного центра Большой Царын. В работе над статуей ему помогали два мастера из Непала. После того, как статуя была готова, перед ней два дня читали молитвы, потом привезли сюда, в Чапчачи, поместили в цацу, где она хранилась некоторое время. Затем настоятель Яшкульского хурула Луузнг-багши (к сожалению, тоже впоследствии покинувший земной мир) разрешил представителям рода Зюнгар перевезти статую Будды в районный центр и хранить ее в местном храме, где она находилась три года, пока строился хурул в Чапчачи. Строительство Зюнгарского храма курировал тогдашний настоятель Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анджа-гелюнг. Вместе с известным духовным наставником Геше Дугдой (он ушел из жизни пять лет назад), который был на объекте не раз, он проводил обряд выкупа земли.

Для соответствующего оформления возведенного Зюнгарского храма Центральный хурул республики предоставил буддийские танки.

Глава местной буддийской организации «Кёгшн Багш» Хонгор Лиджиев является и смотрителем Зюнгарского хурула, благо, его животноводческая стоянка находится в шести километрах от хурульного комплекса. Кстати, общественная организация названа в память об уважаемом буддийском монахе, весьма авторитетном в народе настоятеле Зюнгарского хурула в ХIХ веке Багше Дангке, которого за благочестие и почтенный возраст все называли Кёгшн Багш (старый учитель). Мирское его имя было Шиивин Давг. В память о нем и построена цаца.

О мудрости, доброте, бескорыстии, сострадании Кёгшн Багш в народе ходили легенды. Багша Дангке строго соблюдал заповеди буддизма, и этого же требовал от других священнослужителей, а мирян призывал следовать учению Будды. Благодаря его благотворной деятельности и чуткому отношению к людям хурул рода Зюнгар Ики-Цохуровского улуса, находившийся в урочище Чапчачи, был самым почитаемым среди всех хурулов, бывших в калмыцкой степи в ХIХ веке (а их было немало в то время). По словам члена буддийской организации «Кёгшн Багш»Чингиса Богаева, до 1925 года их родовой хурул официально назывался Третий стационарный калмыцкий хурул Ики-Цохуровского улуса, и он был самым бедным, но при этом пользовался большим почитанием.

«Кёгшн Багш проповедовал аскетизм, наставлял: богатство развращает, является источником несчастия людей, их греховности — говорит Чингис Борисович.— В Зюнгарском хуруле не было драгоценных реликвий, которым поклоняются люди, не имел хурул и огромных стад скота, как другие. Багша Дангке умер в середине ХIХ столетия, но верующие не забывали его еще долгие годы. А ныне его память увековечена».

Посетивший Зюнгарский хурул в конце XIX века (то есть через несколько десятков лет после смерти Кёгшн Багш) этнограф Иродион Житецкий был очевидцем того, как калмыки рода Зюнгар чтили память Багши Дангке, что его традиций Зюнгарский хурул стремится придерживаться и теперь.

Удивительна не только жизнь этого священнослужителя, но и обстоятельства его смерти.

«С 1850 года, когда Кёгшн Багш умер, в этой местности Чапчачи было захоронение его. По преданию, он умер зимой, предсказав день и час своей кончины. Его похоронили как простого мирянина,— рассказывает руководитель местной буддийской организации Хонгор Лиджиев.— Потом люди стали замечать, что от могилы исходит голубое сияние в форме дуги. Животноводы, видевшие это явление неоднократно, обратились к гелюнгам. Они приняли эти свидетельства за приметы необыкновенного свойства и предназначения своего багши и сказали, что могилу надо вскрыть. Когда раскопали захоронение, то все увидели нетленное тело святого: он как будто спал, лежа на боку, подложив руку под голову.

  title=Тело Учителя поместили в деревянную гробницу со стеклянной поверхностью, а над ней установили кибитку. Через некоторое время этот саркофаг перенесли в специально построенное небольшое каменное здание — цацу. Верующие поклонялись телу святого почти 80 лет, и оно оставалось нетленным».

Но пришли времена воинствующего атеизма, и чиновники от Советской власти стали говорить, что зюнгарцы поклоняются мумии. По их требованию в 1929 году усыпальницу разрушили, саркофаг разбили,тело извлекли.

«В 1929 году были гонения, приехал один коммунист и, выступая перед собравшимися сельчанами, он взял мертвеца за руку и тряс ее со словами: «Кому вы поклоняетесь?»,— передает воспоминания очевидицы тех событий Баин Аляевой глава местной буддийской организации Хонгор Лиджиев.— Они загрузили тело Багши на телегу и повезли в Яшкуль. Баин Аляева тогда была маленькой девочкой. Она бежала за телегой и видела, что рука покойника свисала и билась, из царапин текла кровь, тело не было окаменелым».

Как вспоминают старики, весь путь, по которому на телеге везли тело святого в районный центр Яшкуль, люди простирались, подходили, и чтобы получить благословление, прикасались к бортам и колесам телеги. Старики рассказывают, как их, маленьких, поразило то, как люди выбегали из домов и совершали поклоны. «Они все ложились на землю, плакали, а я все удивлялась, почему они лежат на земле»,— рассказывала одна из старых женщин.

«В Яшкуле всего на одну ночь его поместили в здании клуба, и всю эту ночь шли к своему святому верующие, чтобы проститься с ним,— писала журналист Полина Шарвенова.— Солдаты, стоявшие в охране, рассказывали, что в пустом здании клуба слышались голоса буддийских лам, читавших молитвы. А на утро тело святого в сопровождении вооруженной охраны увезли в Элисту. Больше они его не видели. По слухам, его отправили в Ленинград для научного исследования. С тех пор его судьба неизвестна».

Известный публицист Василий Церенов пытался разыскать какие-либо сведения о дальнейшей судьбе тела старого багши. Житель совхоза «Гашунский» Манджи Сарылов сказал ему, что тело святого было увезено в Элисту и какое-то время хранилось в подвале одного из учреждений. Ему об этом говорил бывший сотрудник НКВД Керулчи Котаев, охранявший тело. Василий Церенов ездил в Саратов, где в областном музее, по словам покойного капитана милиции Саранга Мацаева, экспонировалась мумия, надпись под которой гласила, что она доставлена из местности Чапчачи. К сожалению, поиски эти не увенчались успехом.

В здании усыпальницы в Чапчачи колхозное начальство вначале устроило складское помещение, которое было разобрано в 1937 году. Деревянные постройки использовали под сруб для зюнгарских колодцев.

В наше время, в начале 1990-х годов, в урочище Чапчачи построили новую цацу, уступающую по размерам прежней усыпальнице. Постройку инициировала неутомимая подвижница Бата Хечиевна Аюшева. Она раньше жила в Чилгире, сейчас в Элисте, ей за 80 лет. Аюшева привлекла к работе, заразила своим энтузиазмом многих людей. В строительстве здания посильное участие приняли прежде всего нынешние и бывшие жители села Зюнгар. В воздвигнутой ими небольшой пагоде до последнего времени отправляли буддийские обряды, проводили дни поминовений. Но поскольку цаца была маленькая, было решено строить хурул.

И вот теперь в Чапчачи открылся величественный храм рода Зюнгар. К его возведению было привлечено много людей. «Наш уважаемый ветеран Араш Алексеевич Манджиев выделил на строительство хурула 120 тысяч рублей,— рассказывает глава буддийской организации «Кёгшн Багш» Хонгор Лиджиев. – мы дали 100 тысяч, известный деятель республики Игорь Кичиков – 50 тысяч рублей. Наш американский соплеменник Дорджи Кичиков, ему сейчас 80 лет, привозил буддийские танки, жертвовал денежные средства, когда у нас была только цаца».

  title=В цаце хранится старая фотография в рамке, на которой запечатлено тело Багши в гробу, а рядом с гробом стоит гелюнг. Дорджи Кичиков эту фотографию привез из США, где живет в штате Нью-Джерси. В миру Кегшн Багш звали, как мы сказали выше, Шиивин Давг. «У него был младший брат Галв, от него – четыре сына,— рассказывает Хонгор Миняевич Лиджиев.— Я на шестом колене от Кегшн Багш, происхожу от старшего сына его брата Галв. У самого Кёгшн Багш не было детей. Здесь также есть фото моего аавы (деда), он учился в Тибете. Мой дядя Урля Лиджиевич Бодгаев, 1896 г.р., жил в Яшкуле, умер в 1980 году, на 85-м году жизни. Моему двоюродному брату Боове Басанговичу Бодгаеву сейчас 75 лет, он много лет жил и трудился в Яшкуле, сейчас живет в Элисте».

В семейном кругу перерожденцем Кёгшн Багш считали его внучатого племянника Урлю Бодгаева, который всю жизнь оставался верным духовному призванию.

Из известных современных представителей рода Зюнгар, кроме названных выше, можно назвать депутата Народного Хурала (Парламента) Калмыкии Валерия Богаева, бывшего председателя Правительства РК Владимира Сенглеева, авторитетного юриста, бывшего депутата Верховного Совета РСФСР Юрия Сенглеева. Последний, кстати, недавно, в январе, вместе с друзьями посетил новый Зюнгарский хурул.

Сейчас в урочище Чапчачи никто не живет. Хотя до войны здесь было большое село. В 1942 году в этих местах шли тяжелые бои. Как рассказывают старики, в одно утро пришли немецкие солдаты и всех жителей выгнали из их домов. Им пришлось уйти в соседнее село Чилгир, некоторые добирались туда пешком, неся на себе маленьких детей и нехитрые пожитки. А на месте села Чапчачи фашисты возвели укрепленную линию обороны, все дома разрушили, а на их месте построили блиндажи и выкопали окопы. Но все равно это им не помогло надолго задержаться на яшкульской земле, вскоре части 28-й Армии выбили немцев из Чапчачи и погнали дальше на запад. Вот только зюнгарцам не суждено было вернуться в свое родное село. В 1943 году их, как и всех калмыков, выселили в Сибирь, и многие из них оттуда не вернулись, а те, кому посчастливилось вернуться, уже не вернулись в родное село.

Но зюнгарцы никогда не забывали родную землю, а теперь у них есть возможность посещать новый Зюнгарский хурул, чтобы совершать обряд поклонения родной земле и памяти предков.

Дорджи БАСАЕВ, пресс-секретарь Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=28463