Опубликовал: Валерий Павлов 22 Февраль 2017. Опубликовано в Новости сайтов
В преддверии праздника Цаган Сар в пресс-центре РИА «Калмыкия» прошла пресс-конференция администратора Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Санан-гелюнга.В этом году Центральный хурул традиционно подготовил несколько религиозных и культурных мероприятий, которые пройдут с 23 по27 февраля.
«В конце прошлого года мы организовывали поездку паломников на учениев Индию, после этого в начале2017 года было большое учение – посвящение тантры Калачакры. Во всем буддистском мире посвящению тантры Калачакры уделяется большое внимание, так как есть много предписаний Бурхн-багши, связанные именно с тантрой. Обычно такие мероприятия проходят масштабно. Но так как не у всех есть возможность поехать на данное мероприятие в Индию,мы организовываем полный показ этого мероприятия с 23 по26 февраляв конференц-зале хурула будет демонстрация 34-го посвящения Калачакры, дарованного его святейшеством Далай-ламойXVI вв январе2017 года», – сообщил Санан-гелюнг.25 числа с 9 утра до 11:30 пройдет ритуал «Шернинг дундог». Само название ритуала следует переводить с тибетского как «Устранение препятствий через ”Сутру сердца”. Данный ритуал занимает много времени, так как монахи читают «Сутру сердца» по семь раз на каждуюиз четырех сторон света, то есть в общем количестве 28 раз. Обращение к четырем сторонам символизирует устранение четырех препятствий, исходящих от мирских божеств, от омрачений сознания, от тела самого человека, от преждевременной смерти. Считается, что все препятствия к человеку приходят через четыре двери. Первая дверь – это личные пороки и недостатки человека (алчность, жадность, страсти и тд). Из-за нихв жизни человека возникают много проблем, люди начинают совершать плохие поступки, которые влекут за собой негативные последствия.
Вторая дверь – это тело. Наличие физической оболочки у человека обрекают его на болезнь, старость и смерть. Поэтому с этим есть связанные проблемы – травмы, недомогания, усталость, апатия и пр. Третья дверь – вред от людей и от потусторонних сил. Вред от людей подразумевает под собой оскорбления, хар кел (черный язык) и тп, вред же потусторонних сил – это шулмусы, голодные духи, агрессивно настроенные божества и прочее. Четвертая дверь – преждевременная дверь. Человек может безвременно уйти из жизнив результате несчастного случая или стихийного бедствия. «Этот обряд читается на устранение всех препятствий, связанных с поступлением через эти четыре двери. Текст большой, на каждыйиз четырех сторон света будет по семь подношений, и на каждую сторону будет читаться текстов сутры сердца по 68 раз.Это одиниз самых сильных обрядов, которые проводит хурул ежегодно. Я советую всем верующим посетить этот обряд. Если вас беспокоит, что в течение года у вас будут серьезные проблемы, то он будет полезен для вас», – обратился гелюнг к читателями зрителям. После 25 февраля будут проводиться молебны, обращенные Защитникам (Сәкүснә ном). Раньше проведение Цаган Сара в Калмыкии тесно связывали с богиней Окон Тенгр, поэтому молебны, обращенные к Защитникам, будут читаться и как обращение к Окон Тенгр. На следующий день (26 февраля, воскресенье) благотворительный фонд «Буйн» проведет акцию «Одежда детям».
Организаторы фонда уже традиционно помогают многодетным и малообеспеченным семьям в приобретении одежды для детей. «Мы отдаем собранные средства в магазин,с которым сотрудничаем, и отдаем каждой семье по наличию детей сертификаты на покупку одежды. В прошлом году мы смогли помочь 72 детям приобрести зимнюю одежду, в этом году на приобретение летней одежды мы сможем помочь уже 100 детям.Мы сохраняем анонимность тех людей, кому помогаем. Но мы всегда выкладываем информацию по итогам мероприятий», – сказал администратор Центрального хурула. 27 февраля,в день празднования Цаган Сар, с 9 до12 часов состоится праздничный молебен, на котором будет читаться восхваление Окон Тенгр. После молебна монахи традиционно угостят всех присутствующих чаем и борцогамина площадке перед хурулом. После большого молебна с 12–30 до часа дня будет открытие выставки «Буддизм в Калмыкии: возвращенные имена». Многие люди, ученые, которые изучают историю развития буддизма в Калмыкии, сделали большую работу по восстановлению монашеских паспортов (обеты, принятые монахом, официально фиксируются в данном документе, в том числе духовный сан и пр). К примеру,на данной выставке покажут летописи, старые тексты, в которых есть ксерокопии паспортов дореволюционных монахов (отсылка к названию«Возвращенные имена»). Этим монахам и будет посвящена выставка. Далее в 13:15 пройдет презентация книг четырех, изданных Центральным хурулом в последнее время. Среди выставленных работ: «Символическое значение Ступы» Чагдыра Санджиева, Садхана Гухьясадхана Хаягривы.
Украшение мысли Игривого проявления наилучшего скакуна, Буддийские обеты мирян и Буддийское прибежище. И в два часа дня в конференц-зале для верующих покажут фильм «Далай-лама дарует посвящение Калачакры в Бодхгае» и «Арджа Ринпоче. В когтяху дракона». «Я бы хотел сказать несколько слов об Арджа Ринпоче. Он хошут, говорит чисто на калмыцкоми является перерожденцем отца Зунква Гегяна (Чже Цонкапа). Зунква Гегян создал традицию гелуг, четвертое направление школы. Калмыки традиционно считались последователями этой школы. О духовных достижениях Арджа Ринпоче знают все, поэтому я хотел бы рассказать о его участии в социальных проблемах монгольских народов. К примеру, он на свои средства построил большой онко-центрв Улан-Баторе (Монголия). Свыше пяти миллионов долларов он отдал как подношение на постройку этого Центра. Благодаря ему многие дети имеют возможность пройти курс лечения в этом учреждении. Помимо этого он много ездит по местам, где проживают этнические ойраты, и везде помогает. «В когтях у дракона» – это репортаж об Арджа Ринпоче, который я советую посмотреть всем», – рассказал Санан-гелюнг.В конце пресс-конференции на вопрос журналистов о статистике людей, принявших Цер, Санан-гелюнг отметил, что многие люди относятся с опаскойк этому обряду. Цер – это торжественное обещание принятие обета нравственности перед всеми бурханами (божествами). Цер можно принимать от алкоголя, курения, наркотиков и пр.Люди могут отказаться от этого сами, но принявшие Цер не всегда пьющие или курящие люди. Если человек принимает обет трезвости или отказа от курения, то он таким образом накапливает «буйн». Кроме того, принятие обета Цер приобщается к духовной практике человека. Это одиниз шаговна путик чему-то высокому. Считается, что за каждый день, когда человек не пьет или не курит, идет большое количество буйн. «Статистика принявших Цер у нас очень хорошая, я сам лично курирую этот вопрос. Я вижу в в людях большие изменения», – поделился Санан-гелюнг.