Печать

Пресс-конференция Тэло Тулку Ринпоче для калмыцких СМИ

Опубликовал: Валерий Павлов 04 Март 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Второго марта в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» состоялась пресс-конференция Верховного ламы Калмыкии, Почетного представителя Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче для представителей республиканских средств массовой информации. Говорил Его Высокопреосвященство на русском и тибетском языках. Услуги переводчика оказал его давний помощник, министр культуры и туризма РК Хонгор Бадмаев.

  title=В начале встречи Шаджин-лама тепло поздравил жителей республики с национальным праздником Цаган Сар. «Оглядываясь на прошлый год, я вижу в нем и плюсы и минусы, но мне все же хочется обратить внимание на положительные моменты. Если не терять веру и надежду, то результат всегда будет хорошим. Желаю всем благополучия, удачи, крепкого здоровья, не только физического, но и ментального», – отметил в поздравительном слове глава буддийской общины Калмыкии.

После этого Тэло Тулку Ринпоче с удовольствием прокомментировал уже известную информацию о получении высокой ученой степени калмыцким монахом Мутулом Овьяновым, который вернулся из Индии после четырехмесячного отсутствия накануне праздника Цаган Сар. Как сообщалось на нашем сайте ранее, настоятель Центрального Хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Мутул-гелюнг в ноябре прошлого года успешно защитил в философских диспутах ученую степень «Геше качупа» в монастыре Дрепунг Гоманг (Индия). Об этом важном событии в истории калмыцкого народа и поведал на тибетском языке Шаджин-лама. Напомним, что Геше Мутул — первый калмыцкий священнослужитель, удостоенный столь высокого звания в постсоветский период (по словам Ринпоче, даже за последние 70–80 лет). Он закончил полный 16-летний курс обучения и сдал все экзамены для получения данной степени. До Геше Мутула подобное звание имел знаменитый духовный наставник Геше Вангьял (1901-1983), один из первых священнослужителей тибетского буддизма в Соединенных Штатах Америки, удостоенный высокой ученой степени в 1930-х годах.

Исторически так сложилось, что монахи из Калмыкии, отправлявшиеся в Тибет (а затем в Индию) для получения высшего духовного образования, получали его именно в этом монастыре, одном из старейших и крупнейших монастырей-университетов Тибета (во второй половине ХХ века из-за известных событий древний монастырь «переехал» в Индию). Термин «Геше» в переводе с тибетского означает «наставник добродетели» и в школе Гелуг так называют образованных монахов, успешно сдавших экзамены на получение этой ученой степени, сравнимой с западной степенью доктора философии. Сам экзамен представляет собой публичную сессию философских диспутов, во время которой любой из старших ученых монахов, либо студентов монастыря может задать экзаменуемому вопросы по всему пройденному им курсу буддийской философии. С 1993 года уроженцы Калмыкии получают в Индии духовное, медицинское и культурное образование по буддийскому направлению. Первая группа молодых калмыцких монахов, отправившихся на учебу в Индию, была многочисленной, затем от Центрального хурула поехали на учебу сначала пять человек, а затем еще четверо (в третьей группе и был Мутул Овьянов). По разным причинам некоторые из наших земляков потом оставили учебу, или, отучившись там и вернувшись домой, затем ушли работать в другие сферы деятельности.

Тем не менее в «Золотой обители Будды Шакьямуни» сейчас наряду с тибетскими монахами служит целый ряд калмыцких священнослужителей, получивших образование в Дрепунг Гоманге. В частности, в начале этого года после десяти лет учебы в Индии вернулся молодой священнослужитель Йонтен Лодой (Сергей Киришов), который получил сан гелюнга.

При Центральном хуруле также работают два высококвалифицированных врача тибетской медицины — Санал Кукеев и Айтуш Овшиев. Их чудодейственные лекарства пользуются огромным спросом не только у жителей республики, но и за ее пределами. Еще один наш известный земляк, переводчик Его Святейшества Далай-ламы XIV Бем Митруев по окончании института высших тибетских знаний в городе Варанаси получил звание ачарья, соответствующий степени магистра. Художник-тханкописец Татьяна Музраева училась в Индии пять лет и получила высшее образование в стенах института тибетской тханкописи города Дхармсалы.

На наш вопрос, какой период из 25 лет, что Тэло Тулку Ринпоче возглавляет общину буддистов Калмыкки, был самым трудным для него, и какие события он мог бы выделить, Шаджин-лама ответил, что особенно тяжело было, когда он начинал свою деятельность. И не только потому, что он тогда был молод и не имел соответствующего опыта и знаний, а время то (начало и середина 1990-х) было сложным для России и в экономическом, и в политическом, и в социальном плане. Это было время перелома и кризиса. Главными событиями в своей 25-летней деятельности на посту лидера буддистов республики Тэло Тулку Ринпоче назвал строительство двух крупнейших храмов в Калмыкии«Сякюсн-Сюме» и «Золотой обители Будды Шакьямуни». «Конечно, возводить такие объекты было трудно, нужны были немалые средства и много времени. Центральный хурул мы строили девять лет. Но все же это нельзя назвать тяжелым временем, ведь мы ощущали всенародную поддержку и испытывали большой энтузиазм»,— отметил в заключение Тэло Тулку Ринпоче.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

(Использован также материал сайта riakalm.ru)

   width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/?p=28623