Опубликовал: Валерий Павлов 05 Апрель 2017. Опубликовано в Новости сайтов
В минувшую субботу, 1 апреля,в библиотеке Центрального хурула ”Золотая обитель Будды Шакьямуни” состоялась первая в этом году лекция тибетского буддийского учителя, священнослужителя калмыцкого храма геше Джампы. Следующая его лекция состоится там же8 апреля (с 15.00 до 16.30), и так каждую субботу. На встречис авторитетным духовным наставником приглашаются все желающие.
Как и в прошлом году, перевод лекций геше Джампы осуществляет заведующий литературно-переводческим отделом Центрального хурула Чагдыр Санджиев, окончивший несколько лет назад Институт высших тибетологических исследований в городе Варанаси (Индия).
В новом сезоне геше Джампа продолжает цикл лекций по труду Пабонки Ринпоче «Освобождение на вашей ладони» (Разъяснение этапов пути просветления. Книга 2), начатый им в прошлом году.
На встречу с учителемв минувшую субботу пришло два десятка слушателей, и почти все они посещают лекции геше Джампы регулярно.
Нынешняя лекция была посвящена теме «Как слушать Дхарму – учение Будды». Во вступительном слове геше Джампа говорил, напоминал мирянам о необходимости порождения в себе бодхичитты (устремления к пробуждению). «Главное, чтобы вы создалиу себя нравственную мотивацию. Необходимо постоянно размышлять о любви, сострадании, о том, как взрастить в себе бодхичитту. Суета жизни отвлекает от таких раздумий, но надо стремиться порождать в себе бодхичитту в любой жизненной ситуации, в любое время. Для того чтобы развить в себе сострадание, необходимо взращивать чувство близости к другим существам. Но помимо этого развитию сострадания также способствует углубленное понимание природы страдания»,— сказал геше Джампа.
В тибетской традиции считается, что размышление о страдании окажется гораздо эффективнее, если в его основе лежит наш личный опыт и еслимы начинаемс рассмотрения собственных страданий, ведь осознать свои страдания легче, чем чужие.
«Единственный источник ваших страданий – ваши собственные деяния. Всегда следите за тем, как поступаете. Научитесь всегда быть спокойным и мудрым,— продолжил геше Джампа.— Когда вы спокойныи мудры, ваши действия будут соответствовать ситуации и не будут омрачены отрицательными эмоциями. Любовь и сострадание – вот главное в жизни; имея их, в конечном счете, вы обретете все».
Сострадание превозносится во многих трактатах. Оно имеет определяющее значение на начальном, среднем и заключительном этапах духовного роста. Именно сострадание – согласно объяснению, получившему большую популярность,— пробуждает великих существ, бодхисаттв , возложить на себя обет достижения всеведения ради блага всех существ. Такая решимость и называется «бодхичиттой», альтруистическим настроем, рожденным из сострадания.
Бодхичитта (устремление к пробуждению) – одно из основных понятий махаяны. По тибетской традиции бодхичитта подразделяется на высшуюи относительную. Высшая бодхичитта представляет собой постижение пустоты, неотделимое от сострадания.Это нерушимое, невыразимое словами состояние. Относительная бодхичитта является своего рода отблеском высшей бодхичитты. Она имеет два уровня: решимость практиковать шесть парамит (даяние, нравственность, терпение, усердие, медитация, мудрость) и освободить всех существ из тюрьмы-сансары (бодхичитта вдохновенная) и непосредственное осуществление этого пути (бодхичитта деятельная).
Породив бодхичитту, люди с ее помощью выполняют практики бодхисаттв (существ, посвятивших себя махаянскому пути сострадания), в том числе шести парамит, не задаваясь вопросом, сколько времени потребуется на их завершение.В результате постепенно, без больших усилий, им удается накопить колоссальные заслуги и мудрость.
В трактате Камалашилы «Бхаванакрама» говорится: «Ступив на эту стезю, они непременно завершат накопление заслуг и мудрости.Если накопление завершено, то всеведение у васна ладони. Итак, сострадание – единственный корень всеведения, а потому следует осваивать его с самого начала».
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»