Опубликовал: Валерий Павлов 14 Апрель 2017. Опубликовано в Новости сайтов
В минувшую субботу, 8 апреля,в библиотеке Центрального хурула ”Золотая обитель Будды Шакьямуни” состоялась вторая в этом году лекция тибетского буддийского учителя, священнослужителя калмыцкого храма геше Джампы. Следующая его лекция состоится там же15 апреля (с 15.00 до 16.30), и так каждую субботу. На встречис авторитетным духовным наставником приглашаются все желающие.
В качестве переводчика геше Джампе помогает заведующий литературно-переводческим отделом Центрального хурула Чагдыр Санджиев, окончивший несколько лет назад Институт высших тибетологических исследований в городе Варанаси (Индия).
Напомним, что новом сезоне геше Джампа продолжает цикл лекций по труду Пабонки Ринпоче «Освобождение на вашей ладони» (Разъяснение этапов пути просветления), начатый им в прошлом году.
На встречу с учителем в 8 апреля пришло более 20 слушателей,и многиеиз них посещают лекции геше Джампы регулярно.
Во второй лекции учитель продолжил тему «Как слушать и как преподавать Дхарму – учение Будды». На предыдущем занятии геше Джампа по части «Как слушать Дхарму» выделил две темы: 1) три недостатка, делающих ученика неподходящим сосудом; 2) как развивать шесть вспомогательных установок восприятия. По первой теме он рассказало трех разделах: а) сосуд, перевернутый вверх дном; б) загрязненный сосуд; в) дырявый сосуд.
«Если сосуд перевернут вверх дном, то, драгоценной жидкости на негони лей, внутрь ничего не попадет.То есть ваше тело может находиться перед учителем, но вы не поймете ничего, если ваш ум отвлечен, а слова, которые произносит учитель, пролетают мимо ваших ушей. Это все равно как если бывы вовсене пришлина учение»,— сказал геше Джампа. Далее он пояснил, что, слушая учение, следует уподобиться оленю, для которого слух имеет большое значение: «Направьте на учение все свое внимание, то есть не отвлекайтесьи ловите каждое сказанное наставником слово».
Объясняя раздел «Загрязненный сосуд», учитель сказал: «Сосуд может стоять правильно, но еслив нем находится яд или нечистоты, то даже самая драгоценная жидкость, налитая в него, станет непригодной к употреблению.Вы можете внимательно воспринимать каждое слово, но при этом думать о своем дальнейшем обучении или о том, как вы станете пересказывать услышанное другим людям». По словам геше Джампы, учение следует слушать с мотивациейхотя бы искусственно зарождаемой бодхичитты.
По разделу «Дырявый сосуд» учитель дал такое пояснение: «Сосуд может быть ни перевернутым,ни загрязненным,но дырявое днище не позволит удержать в нем драгоценную жидкость, сколько его ни пополняй.То есть ваши уши могут быть открыты и мотивация – безупречной, но, не прилагая усилий к тщательному запоминанию сказанного, вы быстро все забудете. Очень трудно избежать забывания учения, поэтому следует использовать что-тов качестве напоминания. Нужно постоянно просматривать материал и задаваться вопросом: а о чем шла речь в этом пункте?». Геше Джампа добавил, что для обучающихся очень полезно собираться между сессиями учения и вспоминать сказанное.
На первых двух лекциях геше Джампа также рассказывал, как развивать шесть вспомогательных установок восприятия: 1) восприятие себя как больного; 2) восприятие Дхармы как лекарства; 3) восприятие духовного наставника как искусного врача; 4) восприятие усердной практики как процесса исцеления; 5) восприятие Татхагаты как святого; 6) восприятие Дхармы как сохраняющейся на долгие годы.
Учитель отметил, что восприятие себя как больного – это самое главное восприятие, и если оно присутствует, все остальные возникнут сами собой. «На первый взгляд может показаться странным думать о себе как о пациенте,в то время как мы здоровы.Но сутьв том, что мы серьезно больны недугом неведения. Как указывал геше Камаба, здоровому человеку может показаться неправильным созерцать себя в медитации как больного, но на самом деле все мы хроническии смертельно больны от действия трех ядов – вожделения, отвращения и неведения, хотя можем и не подозреватьоб этом,— сказал учитель. – Может возникнуть вопрос: как же возможно быть больным и не знатьоб этом? Однако в сильную жару человек может впасть в галлюцинации, совершенно не чувствуя себя больным. А от нашей болезни неведения мы страдаем уже настолько давно, что даже перестали ее замечать».
Говоря о восприятии Татхагаты как святого, геше Джампа сказал: «Первым человеком, обучавшим Дхарме, был наш наставник Будда, который сам явил путь и его результаты. Он учил других безошибочно, и все его учения в отношении того, как нам изменить свое поведение, не содержатни малейших изъянов. Поэтому он высший авторитет. Вспоминая о Будде, вам следует задуматься: разве могут его наставления по Дхарме содержать ошибки? Согласно некоторым традициям, это размышление следует сочетать с видением святого гуру в качестве Будды. Нужно думать так: этот святой, мой гуру, есть проявление Татхагаты Шакьямуни».
Рассказывая о восприятии Дхармы как сохраняющейся на долгие годы, геше Джампа отметил, что оно очень важно для правильного слушания Дхармы. Он сказал: «Главный смысл посещения учений состоит в создании определенного усилия в потоке своего ума, без которого ваш ум стремился быв своем обычном направлении. Если после того, как вы прослушали учение, с вамине произошло никаких перемен, значит, оно не внеслов поток вашего ума благих семян, пусть даже вы слушали очень внимательно, а наставления были очень глубокими». В этом разделе своей второй лекции геше Джампа пересказал пространную джатаку.
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»