Печать

В субботу, 22 апреля, состоится очередная лекция геше Джампы

Опубликовал: Валерий Павлов 21 Апрель 2017. Опубликовано в Новости сайтов

В минувшую субботу, 15 апреля, в библиотеке Центрального хурула ”Золотая обитель Будды Шакьямуни” состоялась третья в этом году лекция тибетского буддийского учителя, священнослужителя калмыцкого храма геше Джампы. Следующая его лекция состоится там же 22 апреля (с 15.00 до 16.30), и так каждую субботу. На встречи с авторитетным духовным наставником приглашаются все желающие.

  title=В качестве переводчика геше Джампе помогает заведующий литературно-переводческим отделом Центрального хурула Чагдыр Санджиев, окончивший несколько лет назад Институт высших тибетологических исследований в городе Варанаси (Индия).

Напомним, что новом сезоне геше Джампа продолжает цикл лекций по труду Пабонки Ринпоче «Освобождение на вашей ладони» (Разъяснение этапов пути просветления), начатый им в прошлом году.

На встречу с учителем 15 апреля пришло около 40 слушателей – больше, чем на первых двух лекциях. Отметим, что многие из них посещают лекции геше Джампы регулярно, начиная с прошлого года.

Во второй лекции учитель продолжил тему «Как слушать и как преподавать Дхарму – учение Будды». Но перед этим геше Джампа сделал пространное вступление. Он рассказал о ламриме («этапы пути») – текстуальной форме руководства к ступеням Пути к полному Пробуждению в соответствии с учением Будды. В истории тибетского буддизма было много различных версий ламрим, представленных различными учителями школ ньингма, кагью и гелуг.

Однако все версии ламрим представляют собой развитие фундаментального текста Бодхипатхапрадипа (Светоч на Пути к Пробуждению), написанного в XI столетии выдающимся буддийским учителем Атишей.

Когда Атиша, создатель ламрима, прибыл в Тибет из Индии, к нему обратились с просьбой о полном и общедоступном изложении учения, чтобы устранить ошибочные воззрения, в особенности возникавшие из очевидных противоречий в сутрах и в комментариях к ним. Исходя из этой просьбы, он стал преподавать учение в том виде, который стал известен тибетцам, как ламрим. Передача учения Атишей позднее стала известна в Тибете как традиция кадам.

Чже Цонкапа, основатель школы гелуг, в рамках которой передаётся основанное Атишей учение кадам, создал свой шедевр по ламрим: «Большое руководство к этапам Пути Пробуждения» (ламрим-ченмо), который содержит примерно 1000 страниц и базируется на первоисточниках. Существует также сокращённый вариант текста Цонкапы по ламрим из 200 страниц и краткий вариант (ламрим-дудон), который ежедневно декламируется последователями гелуг и состоит из 10 страниц.

Исходный пункт ламрима состоит в классификации практикующих буддистов с выделением трёх типов в зависимости от особенностей их религиозной мотивации. В данной классификации игнорируются личности, чьи мотивы вращаются вокруг устраивания благополучия этой жизни. Минимальное требование для духовной практики устанавливается на уровне стремления индивида к обретению благоприятного перерождения.

  title=Высшие личности устремлены к Пробуждению ради избавления от страданий всех существ.

Его Святейшество Далай-лама использует для учений один из текстов ламы Чже Цонкапы под названием “Три основы пути к просветлению, или освобождению”. С исторической точки зрения он был написан благодаря прямому (в видении) общению ламы Чже Цонкапы с божеством Манджушри. Манджушри передал ему это учение, а лама Цонкапа затем передал его своим последователям: “Лам-цо нам сум”, “Три основы пути”. Текст это небольшой, но в нем содержится сущность всех учений Будды. Кроме того, это простой и практичный текст — универсальное учение, понять которое может каждый.

Геше Джампа вкратце рассказал о трех основах пути — отречении, бодхичитте и мудрости шуньяты; эти три качества называют главными, сущностными путями к освобождению, и над ними надо постоянно размышлять. Чтобы оживить лекцию, геше Джампа задавал вопросы слушателям, на которые по-разному реагировал, то обстоятельно разъясняя, то используя шутки, приводя различные примеры. В частности, геше Джампа сказал: «Постоянных вещей очень много. Сколько в мире есть непостоянных явлений, столько и постоянных явлений. Сколько сейчас здесь людей присутствует, столько и пустот ваших здесь. Его Святейшество Далай-лама говорит: «Ежедневно памятуйте о бодхичитте и пустоте». Во время диспутов мы активно мыслим. Если привыкните дискутировать, то будете размышлять всегда об этом».

После сделанного живого вступления, настроившего слушателей на восприятие очередной лекции по книге Пабонки Ринпоче «Освобождение на вашей ладони. Разъяснение этапов пути просветления», геше Джампа объявил: «Сегодня мы поговорим о действиях проповедующего Дхарму». Приведем некоторые рекомендации, прозвучавшие на лекции.

Перед учением следует умыться, надеть чистую одежду и иметь опрятный вид. Сядьте на высокий учительский трон. Вам следует сохранять дружелюбие. Во время учения используйте примеры, цитаты из Собрания слов Будды и логические доводы, чтобы слушателям был понятен передаваемый смысл.

Пабонка Ринпоче отмечает: «Дружелюбие» означает, что вы улыбаетесь своим ученикам во время учения. Однако Лондо Лама Ринпоче, когда давал учение, бранил своих учеников и даже грозил им палкой. Если вы не следите за порядком изложения разделов, ваше учение будет перепутанным, как воронье гнездо. Если вы пропускаете сложные темы и учите лишь простому, оно будет похоже на жидкую кашу, которой кормят стариков. Учители сами толком не понимают глубинного смысла того, чему учат, и вынуждены озвучивать собственные домыслы, подобны слепцам, полагающимся лишь на свою трость. Это неправильно.

Перед тем как давать учение, следует установить правильную мотивацию, пока идешь от своей комнаты до места проведения учения. Затем надо представить, что на троне, один над другим, восседают все учители коренной линии преемственности того учения, которое собираешься давать. Перед троном следует сделать три простирания, визуализируя при этом, что все учители последовательно растворяются один в другом и соединяются в твоем коренном гуру. Когда восходишь на трон, нужно представить, что твой коренной гуру растворяется в тебе».

Старайтесь всегда помнить о непостоянстве и отбросьте всякое самодовольство, иначе от сидения на высоком троне может развиться гордость: вот каким важным человеком я стал!

  title=Первые ростки понимания ламрима могут возникнуть у вас уже во время этого учения. По крайней мере, стоит на это надеяться. Их возникновение зависит от ваших накоплений (благих заслуг и изначальной мудрости), от очищения омрачений, от молитв устремления и прочих благих факторов. Все эти подготовительные действия должны основываться на сознательном намерении, и потому, осуществляя их, вы не должны торопиться и блуждать взглядом по сторонам, пока ваш язык автоматически повторяет слова молитв. Необходимо с полной серьезностью отнестись к накоплению заслуг, очищению и молитвам, поскольку они очень важны для развития у сидящих перед вами учеников понимания медитативных тем уже в процессе слушания учения.

Еще одна вещь, о которой необходимо упомянуть,— это традиция обзорного повторения части ламрима, пройденной в этот день. Очень хорошо, если учитель делает такой обзор ежедневно или хотя бы в первый и пару последующих дней, как позволяет время, а потом эта обязанность может быть возложена на главного ученика. Если даже и это невозможно, вы должны в любом случае упомянуть, что такой обычай существует.

Люди, взявшие на себя ответственность за сохранение Учения, должны хранить такие традиции в своем сердце.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

   width=    width=    width=    width=    width=
   width=    width=    width=    width=    width=


Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2017/04/v-subbotu-22-aprelya-sostoitsya-ocherednaya-lekciya-geshe-dzhampy/