Опубликовал: Валерий Павлов 25 Май 2017. Опубликовано в Новости сайтов
26 мая наступает священный для калмыков месяц Урс Сар (у тибетцев – Сага Дава). В этот благословенный месяц любая духовная практика или благое действие приносит кармическую заслугу, сила которой в сто тысяч раз больше, чем в другие месяцы года. Месяц Урс Сар (Сага Дава), на который приходятся главные события в жизни Будды Шакьямуни, называют ”месяцем стотысячекратного увеличения”. Он продлится до 24 июня.
Согласно традиции тхеравады и древнеиндийскому лунному календарю в пятнадцатый лунный день этого месяца (в текущем году он приходится на 9 июня)в разное время Будда Шакьямуни совершил три великих деяния: родился, достиг Просветления и ушелв Паринирвану. Поэтому для буддистов это тройной праздник. По-тибетски этот день именуется Сага Дава Дучен.
Недавно Глава Калмыкии Алексей Орлов подписал соответствующий указ об объявлении9 июня2017 года нерабочим днем. В честь Дня рождения, Просветления и уходав Паринирвану основателя буддизма в Центральном хуруле РК ”Золотая обитель Будды Шакьямуни” 9 июня пройдут торжественные мероприятия.
В Калмыкии стало доброй традицией соблюдать в Урс Сар пост: не употреблятьв пищу мясо, рыбу, яйца, брать на себя обеты. Обеты, можно сказать, священные заповеди буддийской этики, тесно связаны с калмыцкой культурой и традициями.В месяц Урс Сар благоприятно обходить хурулы, ступы, совершать подношения нуждающимся или Сангхе, начитывать мантры, мантру Будды любви и сострадания Арьябалы (Авалокитешвары) «Ом Мани Падме Хум», избегать совершения десяти неблагих деяний, ведущих к неблагому рождению.
Будда предоставил в распоряжение человечества большое количество подходов, при помощи которых мы можем свое кармическое наследство сделать положительным. И однимиз важных элементов духовной практики является принятие обетов. Поддержание обетов в чистоте – пресекает рождение в аду. Кроме того, практикующий получает мощные отпечатки для встречи с Учением Будды в следующей жизни.
В течение всего месяца все практикующие тибетский буддизм ставят перед собой задачу почтить жизнь Будды в особом порядке: активно занимаясь различными практиками и ритуалами, участвуя в медитационных ретритах, совершая паломничество в священные буддийские места, организуя учения лам, молитвенные собрания, подношения, раздачу милостыни и пищи нуждающимся и многое другое. Этот священный месяц нужно посвятить духовной практике и сделать упор на накоплении заслуг. Считается, что результаты благих деяний в дни, когда Будда совершил свои великие деяния, увеличиваются в сто тысяч раз. В течение всего месяца желательно воздерживаться от употребления мяса и полностью исключить употребление спиртных напитков. Если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, то, как правило, отказываются от мясав первые15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также это время считается особенно благоприятным для очистительных практик. Самым важным временем месяца является пятнадцатый лунный день – когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и ушелв Паринирвану.
У ойрат-калмыкови монголов смысл праздника Урс Сар также заключался в торжестве по случаю обновления природы, перехода с весенних пастбищ на летние, увеличения стад, обеспечения богатства и благополучия. Приуроченный к окончанию периода расплода скота инаступившему изобилию, он нередко отмечался с особой пышностью, при большом стечении народа. Так, в ставке калмыцкого хана Дондук-Даши в 1742 годуна празднование Урс Сара собралось около пяти тысяч человек.
«Урюс Сар праздновался в день полнолуния первого летнего месяца, то есть примерно в мае,— пишет исследователь Э. П. Бакаевав своей книге «Буддизм в Калмыкии» (Элиста, 1994).— Это время года — самое красивое и зеленоев калмыцкой степи. Длительность праздника была различной. Если он отмечался скромно, торжества проводились 15 и16 числа,в полном же объеме церемонии длились с 8 по15 число. Обряды первых семи дней — чисто буддийские богослужения, буддийская церковь отмечала: 8-го числа — рождение и «просветление» Будды и 15-го числа — погружение Будды Шакьямуни в нирвану. Традиционная часть праздника приходилась на 15 и16 числа. Обряды этой части также разделялись на два отдельных комплекса. Первый, исполнявшийся обычно 15 числа, включал те, которые отражали основной смысл Урюс Сара; второй (16-го) именовался Ова тяклгн — «жертвоприношение ова» и состоялиз обрядов жертвоприношений воде и земле».
Общая символика калмыцкого праздника Урс Сар — плодородие и богатствово всех трех мирах: человеческом, животном и растительном.В обрядовых действиях переплелись различные культы и верования — солярный культ (кибитки переставляли входом на восток, церемония начиналась на рассвете), культ белого цвета и молочной пищи, Белого Старца (Цаган Аав), а также элементы шаманизма. Сочетаясь с буддийскими ритуалами, они составили единый комплекс праздника.
Примечательно, что в этом году именно в канун священного праздника Урс Сар в Калмыкию прибыл один из величайших буддийских учителей современности лама Сопа Ринпоче, который даровал в Элисте учения для жителей и гостей республики. «Учения нашего высокого гостя — замечательная подготовка для всех нас к этому традиционному летнему религиозному празднику, связанному с Днем рождения, Просветления и уходав Паринирвану Будды Шакьямуни», – отметил Верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, по приглашению которого знаменитый духовный наставник и посетил степной регион.
22 мая в Элисте лама Сопа Ринпоче на пресс-конференциис региональными журналистами, отвечая на одиниз вопросов, рассказал о буддийском празднике Сага Дава (Урс Сар).
Ниже предлагаем вашему вниманию этот фрагмент видеозаписи пресс-конференции ламы Сопы Ринпоче (более полная версия встречи приведена в видеорубрике нашего сайта).
Пресс-служба центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»