Опубликовал: Валерий Павлов 28 Май 2017. Опубликовано в Новости сайтов
Главным событием уходящего месяца в духовной жизни Калмыкии стало недельное пребывание в республикес учениями выдающегося буддийского наставника ламы Сопы Ринпоче, который был лично приглашен Почетным представителем Его Святейшества Далай-ламы ХIVв России, Монголии и странах СНГ, Верховным ламой Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Ниже представляем одну из лучших его лекций, прочитанную 14 лет назад во время подмосковного ретрита. Она перекликаетсяс учениямии посвящениями, которые он даровалв Элисте.
Напомним, что в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» досточтимый Сопа Ринпоче даровал учения по сочинению Атиши «Светоч на путик Пробуждению»и два посвящения – Ваджрасаттвы и Амитаюса. Очистительные практики, связанные с Ваджрасаттвой, используются во всех школах тибетского буддизма и входятв число обязательных практик, предваряющих серьезное освоение тантры. Практики, связанные с Амитаюсом, способствуют долголетию, а также благополучию, счастье и здоровью.
О практиках, очищающих карму и продлевающих жизнь, и многом другом говорится в предлагаемой ниже лекции ламы Сопы Ринпоче. Эта однаиз лекций учений этого неординарного духовного наставника в Подмосковьево время его первого визита в Россиюв мае2003 года.
***
«Почему иногда случается так, что кто-то умирает слишком рано? В таких случаях говорят: безвременно ушел. Видимо, на то была серьезная кармическая причина в прошлом.Мы подробно говорили об этомна днях. Или, наоборот: вроде быу человека была достаточно хорошая карма, чтобы он мог жить долго, но вотон совершает нечто столь недобродетельное, что вновь созданная тяжкая негативная карма перевешивает. Но какие есть способы избежать безвременной смерти? Для этого надо целенаправленно очищать плохую карму.
Конечно, прежде всего — желательно ежедневно выполнять практику Ваджрасаттвы, медитацию с визуализациейи начитыванием стослоговой мантры. Хорошо быи утром,и вечером. Можно и во время работы. Еще лучше — сделать ретрит по этой практике. Но не только это.
Очень мощная очистительная практика — ньюнг нэ. Ретрит по ней длится всего два дня, и поэтомуон легко вписывается даже в обычную городскую жизнь, когда надо каждый день ходить на работу. Можно посвятить этому выходные. Конечно, лучше делать это не в городе,а где-нибудьна природе,в месте, подобном тому, в котороммы сейчас находимся.
Далее: большой силой обладает обращение к 35 Буддам.Даже еслине выполнять простирания, а только читать их именас правильной мотивацией, это позволит очистить различные виды негативной кармы. Если всего лишь один раз произнести имя первого из Тридцатипяти — Будды Шакьямуни,— то разом очищается плохая карма, накопленная за 80 000 эонов. В Кангьюре, где собраны переведенные с санскритана тибетский канонические сутры-учения Будды, говорится, что каждый из 35 Будд очищает какой-то один вид кармы, поэтому все вместе они способны очистить самые разные виды негативных кармических отпечатков, оставленных различными видами неблагих действий.
И, конечно же, надо медитировать на пустоте. Стоит только зародиться в уме сомнению в реальности всего сущего, как сансара тут же разлетается на кусочки. Пусть даже мы ещене знаем, как именно надо медитировать в соответствиис воззрением щколы прасангика мадхьямака, но в уме нашем уже промелькнула такая мысль: ”А не вымысел ли все это? Не пусто ли оно?” И одного этого уже достаточно, чтобы очистилось изрядное количество омрачений и созданной с их помощью дурной кармы.
Как объясняет лама Цонкапа в ”Ламрим Ченмо”, те загрязненные, омраченные с безначальных времен психофизические совокупности, которые мы имеемв этойжизни,— это продукт омраченного заблуждениями ума. Это часть непрерывного потока воссоздания совокупностей, которые мы получаем всякий раз, вновь и вновь попадая в сансару. Поэтому наши тело и ум не могутне быть подвержены страданиям.
В самом начале Пути очень важно задаться вопросом: почему мы не можем иметь такие тело и ум, которые вообще не страдают,не чувствуютни холода,ни жары,не болеют?Надо подробно разобраться в этом. Давайте подумаем: было лив этом мире с момента его возникновения хоть одно существо, которое не страдало? Самый первый человек уже был подвержен страданиям. Можно возразить, что, дескать, этот вопрос относится к компетенции науки. Но наукане занимается омрачениями ума и кармой.А как иначе объяснить тот факт, что рождение — это уже страдание? Мы, обычные существа, страдаем уже в момент рождения. Значит, причина этого страдания уже была заложена ранее, когда-тов прошлом. Сознание обладает непрерывностью. И еслирождение — это страдание, значит, его причина кроется в том, что происходило раньше, до рождения, то есть в прошлых жизнях. Это не предмет буддийской философии или науки. Это просто реальность, данность.
Когда наш ум становится более чистым и ясным,мы обретаем способность видеть прошлые жизни. Исчезают преграды на пути нашего знания, и оно простирается гораздо дальше, чем у обычных людей. У ясновидения тоже есть разные типы и уровни. Преуспев в шаматхеи тантрических практиках, можно развить правильное ясновидение, то есть такое, когда мы ужене привязанык иллюзорным явлениям и способны сохранять полную концентрацию. Такому ясновидению можно доверять. Появляется способность читать мысли других людей и видеть всех окружающих в истинном свете. Это дает гораздо более обширные возможности по-настоящему помогать им и при этом меньше ошибаться.
Лама Атиша в ”Светоче на путик Пробуждению” объяснял, что ясновидение необходимо, если мы действительно хотим помочь живым существам. Дело в том, что до тех пор, пока наш ум не достигнет всеведения и не станет таким, как ум будд, мы будем делать ошибки. Даже у бодхисаттв еще присутствуют тонкие омрачения, и то знание, которым они обладают, каким бы обширным оно ни было, еще нельзя считать всеобъемлющим. В любом случае уровень их реализации столь колоссален, что это находится далеко за гранью возможностей нашего воображения; это можно сравнить разве что с бескрайним небом, и темне менее…
Но для нас, обычных существ, насущной задачей является достижение стабильности в шаматхе, что способно существенно расширить наши возможности помогать другим существам.
В разговоре о том, почему существа страдают, мы упомянулио науке. Наука пытается объяснить, почему у нас именно такое тело, подверженное именно таким болезням, исходя из наследственности. Да, у насу всех есть родители, которые дали нам это тело. И все-таки если вернуться назад, к самому первому человеку, то у когоон унаследовал свои страдания? И вообще, откуда он взялся? Интересный вопрос, правда? Особенно для западных людей…
Религия считает, что человека создал Бог. А наука считает, что он произошелот обезьяны.Довольно-таки несхожие позиции… Хорошо, а обезьяна откуда произошла? (Смеется). Наука, объясняя, кто от кого произошел, идет все дальше и дальше назад и в конце концов приходит к простым формам вроде пузырей в воде. Интересно, конечно… Не знаю, может быть, кому-тои приятно ощущать, что он произошелот пузыря. Может быть, это уменьшает его страдания. Хотя вряд ли. Науку интересует происхождение тела, и именно это она и пытается объяснить, но ведь страдает не только тело.
А если не устраивает такое объяснение — про пузыри,— то тогда есть религиозное объяснение: человека создал Бог. И таи другаяконцепции — предмет для размышлений.
Говоря о Боге, хочется спросить: неужели он тоже страдает от неведения?Если ужты создаешь чувствующих существ, то зачем создавать болезни, войны и все остальные невыносимые муки этого мира? Существа только и делают, что убивают и поедают друг друга. Или, может быть, Бог этого не видит?У него что, нет ясновидения? Он невсеведущ?Он не способен видать будущее? Но как такое возможно, если это Бог? Есть у него сознание или нет? Или Бог – это и есть сознание? Или это нечто вроде пространства, в котором рождаются существа, заведомо обреченные на мучения?Но тогда уж было бы лучше вообще никого и ничегоне создавать!И – никаких проблем! Но зачем же создавать такой мир?! И почему Бог счел необходимым сотворить все это? Вот в чем главный вопрос. Кто на него ответит?
А наука не очень интересуется вопросом о происхождении страданий как таковых. Наука исследует атомы, элементарные частицы. Но чем больше она их исследует, тем ближе подходит к положениям буддийской философии. Это хороший знак. Чем дальше продвигаются исследования в области ядерной физики, тем тоньше становится предмет исследования, и учёные уже подошли очень близко к вопросуо том, как именно существуют все явления.
Согласно тому определению, которое дал лама Цонкапа, сансара – это непрерывный циклический процесс, по-тибетскикхорва. Наши загрязнённые совокупности – часть этого процесса, этого континуума. Они воспроизводят сансару снова и снова.
Считается, что на путик освобождениюиз сансары надо пройти пять этапов: этап накопления заслуг, этап подготовки, этап видения, этап медитации и этапбольше-не-учения. Практик, который дошел до последнего этапа, прорывает замкнутый круг и большене перерождается.Для него больше не существует этого непрерывного циклического вращения. Происходит это благодаря тому, что он вырываетс корнем семена всех заблуждений. А для нас этот замкнутый круг существует, и наши загрязнённые омрачениями совокупности непрерывно продуцируют нашу будущую сансару. Но, когда мы начинаем сомневаться в реальности существования явлений, наши сомнения наносят удар по замкнутому кругу. В этом смысле огромной силой обладают учения Праджняпарамиты. Если мы просто прочитаем хотя бы фрагмент оттуда и хотя бы одну секунду помедитируем на пустоте – это уже мощнейшее оружие.
Но бодхичитта – еще сильнее. Если дажевы смогли постичь пустоту, то максимум, чего вы достигнете без бодхичитты,— это личного освобождения ради самих себя. Но при этом все тонкие омрачения останутся при вас, и просветления вам не видать.А еслив вас зародилась бодхичитта, то она, объединившись с постижением пустоты, поможет вам избавиться от самых тонких омрачений сознания и достичь полной духовной реализации, и тогдавы обретете способность вести к освобождению. Других живых существ.
Об этом говорится в первой главе «Бодхичарья-аватары» Шантидевы, где идет речь о потенциале бодхичитты. В моментее зарождениявы уже накапливаете благую заслугу, если даже вы испытали это чувство только по отношению к какому-то одному существу.
Мы говорили о различных очистительных практиках. Одна из таких практик – это, конечно, служение своему Учителю. Кроме того, если приходится преодолевать трудности на путик практике, то это тоже очищает нашу карму и омрачения. И, конечно же, подношение мандалы…
Наверное, самая простая практика – это сорадование благим делам, которые совершают другие. Например, сейчас мы начинаем строить огромную статую Будды Майтрейи. Она будет помогать существам достичь освобождения. Все, кто сейчас занят этим проектом, умрут, а статуя будет стоять и помогать людям развить бодхичитту. Люди будут приезжать, чтобы увидеть ее, и в их умах будет зарождаться бодхичитта, то есть семена просветления будут посажены в потоких сознания,и потом, уезжая домой, люди увезут эти семена с собой,и таким образом они постепенно распространятся во все стороны, по всему миру. Статуя очень большая: размер одного только ее сердечного храма раз в семь больше, чем этот зал, где мы сейчас сидим. И туда будут помещены тексты Праджняпарамиты и других сутр, написанные золотом. Вот только проблема с бумагой:хотелось бы, чтобы она подольше сохранялась и не портилась.Там будут также реликвии, оставшиеся от Будды Шакьямуни и других великих мастеров. Вокруг будут алтари различных божеств: Ченрези, Тары, Будды Медицины и других.На специальных стендах будет помещено жизнеописание Будды Шакьямуни и истории его предыдущих воплощений. Туристы и паломники будут приезжать и читатьо том, как он жертвовал жизнью на протяжении тысяч эонов, прежде чем стал буддой. Прочитав это, они, возможно, почувствуют, что с этого момента надо что-то изменить в жизни,и задумаютсяо том,на что они эту жизнь тратят. Можно будет выполнять поклоны перед статуей и делать подношения. Вокруг статуи – три круга, по которым можно будет совершать обхождение святыни. Может быть, мы даже сделаем маленький поезд для детей, ездящий по кругу… Совершать обхождение смогут не только люди: там будут и лошади,и слоны,и другие животные, на которых люди будут совершать «объезд» вокруг статуи, так что они тоже получат возможность таким образом очистить карму.
По-моему, всё это похоже на сказку, которую рассказывают детям перед сном, чтобы они побыстрее уснули… (Смеется).
А что касается сорадования, то это действительно легкая практика. Можно накапливать заслуги, ничего не делая. Например, люди, никак не участвовавшиев строительстве этой статуи, могут, увидев ее, просто искренне подумать: «Какие молодцы эти ребята, которые всё это соорудили! Представляю себе, какую заслугу они накопили! Как яза них рад!» И, подумав так, эти люди тут же пополнят свой багаж заслуг на точнотакую же величину, что и те, кто строил статую. А если духовный уровень того, кто сорадуется, выше, чем у того, кто строил, то его заслуга будет вдвое больше. Сорадование – один из компонентовсемичленной практики.
Вот видите, как здорово я работаю рекламным агентом! Рекламирую проект, расхваливаю его со всех сторон, рассказываю о тех благах, которые он может принести. Так что можете не волноваться: просто сорадуйтесь – и безвременная кончина отменяется! (Смеется).
Да, когда я говорило практиках, очищающих карму и продлевающих жизнь, я многое забыл. Есть прекрасная практика: выкупать животных, которых должны убить – в магазинах, ресторанах, лабораториях,—и выпускать их на свободу. Ещё: представьте, что кто-то решил покончить с собой. Всякие бывают причины: предал любимый человек или рухнул бизнес и остались одни долги. Постарайтесь сделать так, чтобы человек этот передумал сводить счёты с жизнью. Поговорите с ним, преисполнившись искренним состраданием, объясните ему, насколько драгоценна его жизнь и насколько трудно будет потом, уже в другом теле, неизвестно каком, достичь не то что просветления, а хотя бычего-то гораздо более скромного.
Разумеется, уход за больными – естественная и очень ценная практика.
Когда погибла принцесса Диана, я подумал, что, возможно, если бы она выполняла практики продления жизни – и те, о которыхя говорил,и другие,— то вполне можно было бы избежать этой нелепой и странной автокатастрофы и онамогла бы жить и думатьо принесении пользы другим…
Когда мы говоримо том, как предотвратить раннюю смерть и как продлить жизнь, мы должны понимать, зачем нам долгая жизнь. Вовсе не для того, чтобы заработать ешё больше плохой кармы, сверх того, что мы уже имеем на данный момент, и, дожив до старостии умерев «вовремя», после смерти отправиться прямиком в низшие миры, а чтобы принести пользу другим. Если мы этогоне делаем, то зачем тогда мы каждый день оберегаем свою жизнь, заботимся о ее продлении, тратим деньги на еду, одежду, жильё, лекарства? Зачем мы ходимв детский сад, потом в школу, потом в институт, потом ищем работу? Чтобы копить деньги? На что?На машины, дома? Какой смысл в том, что мы живеми дышим, если у нас нет ни малейшего проблеска духовной реализации?
Если есть – тогда другое дело. Если вы ощутилив себе сострадание к другими ваша жизнь ориентирована на то, чтобы приносить пользу живым существам, тогда ваши деньги и всё прочее можно использовать ради совсем других целей. Даже каждый вдох и выдох, совершаемый бодхисатвой, приносит бесчисленным существам освобождение от страданий.
Надо сказать себе: смерть может прийти в любой момент. Поэтому я должен уже сейчас быть уверен, что, покинув этот мир, я не отправлюсьв низшие миры. Я должен освободиться из сансары, потому что вся она по своей природе состоит из страданий.И главное:я должен освободить оттуда всех остальных. Если я буду заботиться лишь о себе, то тем самым я открою дверь в мир дальнейших страданий. Забота о себе это источник всех страданий. Забота о других – врата, ведущие к счастью, источник счастья. Если просто сравнить цифры: я – один, а всех остальных – бесчисленное множество. Кто важнее? Конечно, они. Их счастье важнее, чем моё.
Надо спросить себя: ради кого я живу?Ради себя или других? Источник всех бед – моё Я. Поэтомус ним надо навсегда расстаться. А заботао других, наоборот, должна стать для нас делом первостепенной важности. Заботясь о себе,я только создаю препятствия на своём собственном пути, и уж, само собой, приношу страдания окружающим.
Если даже не соотносить одного себя с бесчисленным множеством остальных, а просто сравнить нас один на один: я и одно живое существо. Кто важнее?Чьи нужды следует удовлетворить в первую очередь? Мы только что говорили: если я живу для себя, то никакой реализации я никогдане достигну.А еслия живухотя бы ради какого-то одного существа, то я смогу достичь просветления. Я выработаюв себе все те качества, которыми обладают бодхисаттвы, и тогда уже смогу освободить всех существ. Поэтому сейчас это единственное существо невероятно ценно! Если яне будуо нем заботиться, если я не поставлю заботу об этом существе превыше всех моих интересов, дел и потребностей,я ничего никогда не достигну.Даже Будда, Дхарма с Сангха заключены в одном этом живом существе. Оно еще более драгоценно, чем все бесчисленные Будды, Дхармы и Сангхи, вместе взятые. Всё, что в моих силах, я должен сделать для этого существа – будь то человек или животное,—и это будет наивысшим счастьем в моей жизни. Это будет самой огромной радостью, которую я только могу испытать. И каждое живое существо столь же драгоценно. Каждое живое существо не хочет страдать и хочет быть счастливым. И поэтому заботиться больше не о ком, кроме как об этом существе. Это лучшее, что я могу сделать в этой жизни».
Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»