Опубликовал: Валерий Павлов 20 Июнь 2017. Опубликовано в Новости сайтов
Сан-Диего, штат Калифорния, США. Утром 15 июня после спокойного перелета в безоблачном небе Его Святейшество Далай-лама ХIV прибыл из Рочестерав Сан-Диего.В аэропорту его встречали мэр Сан-Диего Кевин Фолконер с супругой,а также ректор университета Калифорнии, по приглашению которого и приехалДалай-лама.На следующий день духовный лидер буддистов провел пресс-конференцию и публичную лекцию в университете Калифорнии в Сан-Диего.
По прибытии 16 июняна освещенный лучами ласкового солнца стадион Калифорнийского университета в Сан-Диего Его Святейшество Далай-ламу встречал ректор университета Прадип Косла. Известная тележурналистка Энн Карри проводила его на пресс-конференцию.Она представилаДалай-ламу собравшимся и предложила ему сказать несколько вступительных слов.
«Куда бы я ни приезжал, – начал Его Святейшество, – я чувствую себя одним из многих, одним из семи миллиардов жителей Земли. Мы все физически, ментально и эмоционально одинаковы. С самого рождения мы стремимсяк счастьюи имеемна него полное право. Многие мои друзья единодушны во мнении: современная система образования неадекватна и не способна научить людей состраданию, без которого человеческое счастье невозможно. Как одиниз членов большой общечеловеческой семьи я принялна себя обязательство нести людям послание о том, что в каждомиз нас заложено семечко любви и сострадания. Однако одного только ума мало, нам не обойтись без доброго сердца.
Второе обязательство я принялна себя как буддийский монах и человек, проживший 58 летв Индии, – это продвижение межрелигиозной гармонии и взаимопонимания между различными вероисповеданиями, и Индия служит живым свидетельством тому, что они реально достижимы. В-третьих, как тибетец и человек,на которого большинство тибетцев возлагают свои надежды, я делаю все возможное для сохранения тибетской культуры мира и ненасилия.Ее неотъемлемая часть – это древние индийские знания об устройстве ума и эмоций, которые мы бережно хранили на протяжении более тысячи лет. Они остаются необыкновенно актуальными и по сей день. Кроме того, поскольку более одного миллиарда жителей Азии зависят от рек, берущих начало в ледниках Гималаев, я прикладываю все силы для защиты хрупкой природы Тибета.
Не стоит забывать, что мы, люди, общественные животные. Любовь и нежность нас объединяют, тогда как гнев разобщает, и я полагаю, что журналисты обязаны также просвещать людей, а не просто рассказывать им о происходящем».
Отвечая на вопрособ экологии, Его Святейшество сказал, что изменения климата и защита окружающей среды – это глобальная проблема и к ее решению нужно подходить дальновидно. Он напомнил своим слушателям, что США – часть большего мира.
На вопрос, как преобразовать личную боль в нечто полезное, Его Святейшество заметил, что простых рецептов, таких, как прием таблетки, например, тут нет. Тренировка ума требует долгих лет упорных усилий и обучения тому, как справляться с разрушительными эмоциями. Важность душевной теплоты невозможно переоценить как для отдельного человека, так и для сообществ и всего мира в целом.Он рассказалоб одном своем знакомом тибетском монахе, который провел несколько десятков лет в китайских застенках и говорил, что величайшей опасностью, которая ему грозила, было потерять сострадание к своим тюремщикам. Его Святейшество упомянул, что американский когнитивный психолог Аарон Бек пришел к выводу, что когда мы гневаемся, негативные качества, которые мы приписываем объекту нашего гнева, – это на 90% отражение наших собственных эмоций.
В заключение журналисты спросили, что Его Святейшество думает о нескольких китайских студентах, которые выступили против его визита в университет.
«Это в порядке вещей. Я думаю, они неверно информированы. Они просто верят тому, что им говорят. Например, сторонники жесткой линии в руководстве Китая называют меня демоном, и, наверное, я действительно демон: посмотрите, у меняи рогана голове, – рассмеялся Далай-лама. – Меня также называют сепаратистом, но ведь всем известно, что с 1974 года мы не стремимсяк независимости. Тибету необходима модернизация, нам нужно материальное развитие, и Китайская народная республика может нам в этом помочь. Однако для начала Китаю не помешает еще одна культурная революция, но на этот раз питать ее должнане ненависть,а сострадание».
На сцене стадиона Калифорнийского университета в Сан-Диего ректор Прадип Косла представил Его Святейшество 25 тысячам собравшихся, которые терпеливо ожидали появления тибетского духовного лидера под жаркими лучами солнца. Ректор сказал: «Его Святейшество вдохновляет нас на развитие сострадания и понимания себя самих и мира,в котороммы живем».За ним выступил мэр Сан-Диего Кевин Фолконер, произнесший: «Какой замечательный день, какая необыкновенная честь нам выпала послушать одного из величайших поборников мира, который будет говорить о разнообразии здесь, в Сан-Диего, ставшим вторым домом для людей из самых разных уголков мира!» Когда Его Святейшество поднялся на сцену, мэр Фолконер вручил ему ключ от родного города, и Его Святейшество поднял ключ над головой, чтобы было видно всем собравшимся.
Перед тем, как пригласить Далай-ламук микрофону, Энн Карри сказала, что он не только убежден, что научные свидетельства о базовой милосердной природе человека дарят надежду на лучшее будущее, но и несет другим послание сострадания и ненасилия.
Его Святейшество начал свою речь привычными в его устах словами: «Здравствуйте, мои старшие и младшие братья и сестры.Я не сторонник формальностей – мы рождаемсяи умираем без них. А между рождением и смертьюмы должны относиться друг к другу как братья и сестры, ведь каждый из нас хочет жить счастливо. Это цель каждого из нас, и мы все имеем на это право. У нас нет никаких гарантий на будущее, но мы живемс надеждойна счастье.В то же самое время нас одолевает море проблем, многие из которыхмы создаем своими руками. Почему? Из-за того, что привыкли идти на поводуу таких эмоций, как гнев и страх. Однако я убежден, что в наших силах научиться их обуздывать.И одноиз самых эффективных средств для борьбы с разрушительными эмоциями – взращивание душевной теплоты с опоройна идеюо единстве всех семи миллиардов жителей Земли. Вот почемуя величаю нас братьями и сестрами.
Когда мы понимаем, что мы все одинаковые, между нами не возникает преград. Поэтому я считаю своим долгом продвигать сострадание, отталкиваясь от идеио единстве всего человечества.
На протяжении веков сообщества людей складывались в самых разных местах и условиях,в различные времена. Возникли непохожие языки и письменность.В результате человечество стало подобно саду, в котором произрастает не один вид цветов, а цветы самых разных красок и оттенков. Однако, если мы делаем чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами, таких как раса, цвет кожи, национальность, вероисповедание, богаты мы или бедны, образованы или неграмотны, мы начинаем забывать, что в первую очередь мы все просто люди. Оберегая родную культуру и самобытность, важно помнить, что мы все одинаковые люди, и такие проблемы, как изменения климата касаются каждого из нас, поэтому самое главное для нас – душевная теплота.
Сострадание дарит покой ума. Оно озаряет улыбками наши лица, а искренняя улыбка сближает. Образование должно не только оттачивать интеллект, но и взращивать основополагающие ценности – душевную теплоту и сострадание.И не стоит думать, будто речь идет о религиозных материях, ведь как люди мы все стремимся к покою ума. И еслимы помним, что другие такие же люди, как мы сами, то сумеем проявить доброту даже к так называемым врагам».
Первый вопрос из зала, а их зачитывала Энн Карри, поступил от 93-летней женщины, чья внучка завтра заканчивает университет. Она спросила, что Его Святейшество может посоветовать молодежи, чтобы сделать мир лучше. Отвечая, он заметил, что в 20-м веке мы были склонны решать проблемы с помощью грубой силы. Это было большой ошибкой, и, если мы хотим, чтобы 21-й век стал эрой мира, упор нужно делать на диалоге.
«Важно использовать наши умственные способности. Поскольку мы все взаимозависимы, забота об интересах других выгодна нам самим. Нам необходим более целостный подход».
По мнению Его Святейшества, если мы отделяем себя от других,не чуждаемся грубых слов, это лишь говорит о нашей ограниченности. Нам нужны друзья, тогда мы будем счастливыми и радостными. Дружба строится на доверии,а доверие появляется только, если мы относимсяк другимс добротой.
На вопрос, кем он восхищается больше всего, Его Святейшество упомянул Махатму Ганди, Мартина Лютера Кинга, а из живущих сегодня архиепископа Десмонда Туту. Спросили, что он узналза свою жизнь, и Его Святейшество ответил, что первым учителем любви и нежности для него стала мама. После того, как он стал беженцем в 1959 году,у него появилась масса возможностей для встреч с самыми разными людьми, в том числе с учеными.В результатеон считает себя наполовину буддийским монахом, наполовину ученым. Его Святейшество также подчеркнул, что беда, постигшая Тибет, открыла перед ним новые возможности, и он узнал, что нет ничего абсолютно плохого.
В завершение Его Святейшество сказал, что чудес не бывает, и, если мы хотим изменить мир, важно прикладывать усилия и проявлять внутреннюю силу, никогда не теряя решимости и верыв успех.Он поблагодарил всех за то, что пришли на его лекцию и попросил поразмышлять над сказанным, особенно над тем, что будущее зависит от действий, предпринятых сегодня.
После обеда Его Святейшество пригласили на встречус друзьямии меценатами Калифорнийского университета в Сан-Диего, которая прошла в резиденции ректора, где его представили 130 собравшимся здесь по приглашению бывшего спикера законодательного собрания штата Калифорния Джона Переза. Его Святейшество снова начал с краткого изложения трех главных обязательств своей жизни – продвижения общечеловеческих ценностей как источника счастья, способствования межрелигиозной гармонии и сохраненияне только тибетских знаний и культуры, но и хрупкой природы Тибета. Он добавил, что тибетцы на протяжении более тысячи лет берегли древние индийские знания, особенно знания об устройстве ума и эмоций.
На вопрос, что Его Святейшество ест, он ответил, что традиционно буддийские монахи просят милостыню. Он рассказал, что тоже собирал милостыню вместе с монахамив Таиланде. Таким образом, монахи обязаны есть все, что им подают, и не имеют права высказывать свои предпочтения. На вопрос одного из нейрологов, как поощрять детей к развитию осознанности, Его Святейшество заметил, что практика однонаправленного сосредоточения, или шаматха, улучшает память, тогда как аналитическая медитация, или випашьяна, оттачивает остроту ума.
Кто-тоиз присутствующих спросил, родится ли снова Его Святейшество, если не будет Пятнадцатого Далай-ламы,на чтоон ответил словами своей любимой молитвы:
Покуда длится пространство,
Пока живые живут,
Пусть в мире и я останусь
Страданий рассеивать тьму.
И добавил: «Я буду здесь».
На следующий день, 17 июня,на стадионе Калифорнийского университета в Сан-Диего Его Святейшество в качестве почетного гостя произнес речь на церемонии вручения дипломов.