Опубликовал: Валерий Павлов 17 Июль 2017. Опубликовано в Новости сайтов
В июньском номере ежемесячного республиканского журнала «Байрта» за этот год опубликовано интервью с монахом Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Саналом Мукубеновым, который завершил очередной, 15-й курс учебы в монастыре Дрепунг Гоманг (Индия), а в летние месяцы служит в родном хуруле. В интервьюСанал-гелюнг рассказывает о своем пути в буддизм, жизни в монастыреи многом другом.
«Сегодня у нас необычное интервью. А необычность его в том, что интервьюируемый нашего светского семейного издания — монах, гелюнг Санал Мукубенов. В следующем году он завершит 16-летний курс обучения в индийском монастыре Дрепунг Гоманг. Чтобы быть полезным мирянам, гелюнг Санал по своей инициативе ведет по скайпу воскресные лекции по философии буддизма, послушать которые собираются люди из самых разных точек мира, и во время своих приездов в Калмыкию продолжает общение с мирянамив рамках созданного им клуба изучения буддийской философии «Зая-Пандита».
Мы беседуем с гелюнгом Саналом в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни», и здешняя тихая, спокойная, и в то же время величественная атмосфера умиротворяет. Да ещек этому располагают местные коты, благословленные ламой Сопой Ринпоче. Они просто гуляют по хурулу и чувствуют себя здесь очень комфортно, это видно по их довольным мордочкам. Один из пушистых обитателей пришел к намво время интервью, устроился рядом и как будто тоже слушал, как гелюнг Санал рассказывал о личном пути к буддизму,о том, как он боретсяс гневом, почему слушает русский рок и многом другом.
В поисках смысла
- Расскажите, откуда вы родом?Где прошло ваше детство?
- Я принадлежу к роду Багшин Шевнр. Этот род начинает свою историю с начала19 века. Главой буддистов Калмыкии в те времена был Сойбин багш. Слышал, что император Павел даровал ему в качестве отличительных символов посох и соболью шубу. У негов подчинении находились люди, их называли «шевнр». От нихи произошел наш род. Родился я в 1983 годув Кетченерах,в семье чабана Бадмы Очировича. Он был известным коневодом в республике, большим знатоком скаковых лошадей. Его лошади участвовали в скачкахи часто побеждали. Например, было несколько побед в джангариадах.Мама Роза Ангрыковна занималась ведением домашнего хозяйства. Она являлась внучатой племянницей геше Вангьяла. По другой линии мамин дядя был последним шинмерским монахом, правда, после советских репрессий ему пришлось размонашиться и сложитьс себя обеты. Он женилсяна сестре геше Вангьяла. Моей мамыне стало, когда мне было 7 лет.Меня и однуиз сестер, когда мы были еще маленькими, помогала воспитывать наша эджа. Самую младшую сестренку, так как она была грудного возраста, взяла на воспитание наша гага.
- В какой момент своей жизни вы решили стать монахом?
- Я с детства любил читать, мой дядя привил мне любовь к чтению,и так как он любил поэзию, помню, как мы училис ним наизусть стихотворения. В старших классах я познакомилсяс творчеством Льва Толстого. Особенное впечатление на меня оказал его роман «Война и мир». После окончания
школы я пытался поступить в МГУим. Ломоносована географический факультет, но не смог набрать проходного балла. Вернулся домой и решил, что хорошо подготовлюсь и на следующий год буду пробовать поступать снова. Но за этот год я многое переосмыслил, прочитал книги Толстого «Круг чтения» и Елены Рерих «Основы буддизма» и для меня открылось какое-то новое духовное измерение. «Круг чтения» — это сборник мудрых изречений, рассказов, «чтение для души», как говорил сам Толстой. В этой книге много говорится о вещах, близких к буддизму, есть и биография Будды. И хотя Толстой был христианином, но его христианство было универсальным. Он не придерживалсякаких-то догм, а искал истину. В его понимании Бог – это закон справедливости и добра. После прочтения этих книг, размышлений я решил стать монахом.
- Как родные отнеслись к вашему решению?
- Отец отнесся с пониманием, хотя ему было тяжело это услышать, ведь я единственный сын в семье. Родственники не могли понять моего выбора, потому что в школея неплохо учился, и они надеялись, что я получу хорошее образование, достигну чего-тов жизни.Но сейчас, по прошествии многих лет, они приняли мой выбор.
- И вы вот так легко отказались от мирской жизни?
- Жизнь полна страданий. В каждой семье, пусть даже благополучной, возникают какие-то проблемы. Причины страданий в уме самого человека. Будда же предлагает в жизни другой выход. Можно обрести счастье по-настоящему, уничтожив эти причины. Эта мысль повлияла на мое мировоззрение. Есть в буддизме одна из основополагающих тем – размышление о непостоянствеи смерти.Оно отметает наши мирские корыстные устремления. Когда человек осознает, что он смертени все, что он нажил,не сможет забрать с собой, то начинает вести себя более нравственно, мирская суета теряет для него смысл. Гораздо более важным становится, что ждет его после смерти. Если об этом серьезно задумываться, то начинаешь по-другому осмысливать всю жизнь. Я тожекогда-то после школы мечтал поступить в университет, завести семью. Но все это для меня потеряло смысл после таких размышлений. Будда говорил о том, что от того, как мы думаеми действуем, зависит наше счастье в этой и в будущих жизнях. Но нельзя помочь другим, не изменив себя. Поэтому, задумавшись обо всем этом, я решил посвятить себя духовному развитию.
- Вы являетесь правнучатым племянником монаха геше Вангьяла. Но выне застали его при жизни. Как в вашей семье почиталась память о нем?Вы ощущали некую кармическую связь с ним?
- Вплоть до того времени, как пойти в монахи, я не знал, что геше Вангьял мой родственник. В советское время религиозная тема особо не афишировалась. Когда пошел подъем религиозного сознания у людей, родные начали говорить, что выходец из нашего рода Ботя Лиджиев стал известным учителем геше Вангьялом. Он жилв Америке, всем известна его книга «Лестница, украшенная драгоценностями», у него много учеников, некоторые приезжали из Америкив Шин-Мер.В нашей семье относятся к немус большим уважением. Когда я был еще послушником в калмыцком хуруле, иногда возникали сомнения в том,действительно ли этот путь ведет к счастью. Но, как-то взглянув на фотографию счастливо улыбающегося геше Вангьяла, которая опубликована в его книге «Лестница, украшенная драгоценностями», я стал более уверен в этом.
Монастырская жизнь
- Почему из всех буддийских монастырей мира вы выбрали именно Дрепунг Гоманг?
- Так исторически сложилось, что монахи из Калмыкии традиционно обучаются в Дрепунг Гоманге.
- Сложно было после Калмыкии привыкать к другой жизни? Что для вас оказалось самым трудным?
- Не скажу, что я испытывал особые сложности. И вегетарианская еда мне понравилась, и от климатая особоне страдал. Конечно, какие-то сложности были. Непросто давался тибетский язык. Наверное, самая большая сложность заключалась в том,я был далеко от дома, и у меняне было возможности помогать пожилому отцу. Мы могли только созваниваться.
- Из чего состоит ваш обычный день в Индии?
- Если есть утренний молебен, то встаем полшестого или в пять утра. В 8 утра у всего нашего курса занятие по философии. С 9 до 11 утра длятся учебные дебаты. В 11 часов у нас обед, в 12 часов снова уроки или тихий час, далее самостоятельные занятия. В 5 вечера наступает ужин. Я личноне ужинаю.В 6 вечера у нас занятия по современным наукам – нейрофизиологии, физике, математике и теории эволюции, которые впервые ввели в обязательный курс обучения студентов Гоманг монастыря (а также других крупных монастырей) совсем недавно по настоянию Его Святейшества Далай-ламы.С 7 до 11 вечера длится вечерняя сессия дебатов. И затем сон. Между семестрами учебных дебатов бывают перерывы по 15 дней.В этот период мы уделяем больше внимания заучиванию текстов наизусть. Раз в неделю,в понедельник,у нас выходной.
- Почему вы отказалисьот ужина?
- Потому что это один из второстепенных монашеских обетов – принимать еду только до полудня.Это правило дано для всех монахов, но есть исключение для тех, кто по состоянию здоровья не может соблюдать это правило. В данном случае это не является нарушением. У меня пока получается его соблюдать.
- Но, наверное, это сложно, не есть пищу после полудня?
- Нет, не так сложно. Я уже привык. Если яне успеваю до 12 поесть, то крайний срок – до 14 часов дня.
- Чем вы питаетесьв монастыре?
- В монастыре готовят пищу сами монахи. В начале моей учебы в монастыре, помню, что рацион был более скудным. Сейчас еда стала более разнообразной и калорийной.На завтрак нам дают пресную подслащенную лепешку и молочный тибетский чай с маслом. Бывает, дают и джемс маслом, если молебны заказывают какие-то спонсоры. На обеду нас опять лепешка, но побольшеи жареннаяв масле.К ней дают овощное рагу. В средуи воскресеньена обеду нас вместо лепешки рис, в овощную похлебку добавляют грибы или сыр, также дают фрукты. В Индии распространен овощ, что-то типа нашего кабачка. Из негов огромной кастрюле на 1,5 тысячи монахов варят рагу, иногда оно получается не очень вкусным. Поэтому приходится по возможности готовить что-то самим. Монахи из Калмыкии живут в своем отдельном общежитии, построенном благодаря шаджин-ламе Калмыкии Тэлу Тулку Ринпоче. Там у нас есть кухня, где мы сами можем приготовить себе еду. Еще до приходав хурул, в 2000 году,я перестал есть мясо. Если не считать маленький перерыв по болезни, не ем его по сей день.
- Вы строгий вегетарианец?
- Нет, не строгий.До какого-то момента я не ел яйца, но потом почувствовал, что это сложно для меня. Поэтому начал употреблять яйца, но только заводские, так как из домашних есть возможность вылупления птенцов, и, потребляя их, можно принести им вред.
- В монастыре вам, наверное, пришлось позабыть о своих хобби?
- Монастырская жизнь не предполагает занятия какими-то отвлеченными вещами. Свободное время появляется только в выходной день. Вообще я люблю слушать музыку, хотя некоторые учителя считают, что это не совсем правильно для монаха, так как обычно музыку слушают для развлечения, а это отвлекает от серьезных вещей. Но я лично позволяю себе такую слабость (смеется). Слушаю русский рок, например, «Наутилус», «ДДТ», «Кино», потому что вырос на этой музыке. Это серьезная музыка, прослушивание которой помогает прочувствовать и осмыслить многое. Редко смотрю кинофильмы. Самые любимые из них – «Жизнь прекрасна», «Яков-лжец» и «Терминатор 2».
- А спортом вам разрешают заниматься, чтобы поддерживать себя в форме?
- Ученики-монахи занимаются спортом обычно по утрам. Я, например, делаю пробежку, хотя у насв монастыре это не особо приветствуется. Учителя нам говорят: «Если хотите держать тело в тонусе, делайте простирания». Простирания тоже полезны, но я считаю, что бег необходим для развития дыхательной системы и сердца.Кто-то занимается йогой, кто-то делает гимнастику.
- Вы никогда не покидаете стены монастыря?
- Если мы покидаем монастырь на какое-то продолжительное время, то обычно это связано с религиозными, паломническими поездками. Например, мы ездимна ученияДалай-ламы,он живетв Дхармсале. Также если нам нужно съездить в больницув город или соседнее село. В любом случае, чтобы куда-то отлучиться на несколько дней, нужно получить разрешение у блюстителя дисциплины. А чтобы выехать в город или деревню в течение дня по каким-то хозяйственным делам, разрешения не нужно.
- Вы уже сказали, что большое влияние на ваши духовно-нравственные искания оказали произведения Льва Толстого. А чтовы читаете сейчас?
- Люблю русскую классику, но сейчасв основном читаю учебную литературу. А из художественной недавно прочитал роман Гатапова «Темуджин», Калашникова «Жестокий век», также интересно читать дневники Л. Толстого.
- Как вы и другие послушники монастыря узнаете о том, что происходит в мире: читаете газеты, смотрите телевизор, пользуетесь интернетом?
- Обычно новости я узнаюиз интернета, телевизора у нас там нет, газеты мы не читаем.
Жизнь прекрасна
- Вы приняли обеты гелюнга, которые включают в себя253 правила поведения. Насколько сложно держать свою жизнь под таким строгим контролем?
- Эти правила существуют еще со времен Будды, но в связис изменением времени, места, а также местных культурных особенностей они не трактуются буквально. Например, с чашкой для подаяния многие современные монахи сейчас не ходят, но, тем не менее, фактически мы живем благодаря помощи мирян. С другой стороны, принятие обетов не означает, что каждый монах способен их все сразу во всей полноте соблюдать, это очень сложно. Монах должен следовать неукоснительно дисциплине, развиваться в этом направлении.
- У вас были моменты, когда вам хотелось вернуться к мирской жизни?
- Всерьез таких мыслей не было.Ведя монашескую жизнь, мы много размышляем, и с годамия чувствую, что все больше укрепляюсь в своих воззрениях и в том, что я выбрал правильную дорогу.
- Как часто вы сталкиваетесьс людским негативом, злобой? Как вы поступаетев таких ситуациях?
- Да, когда выезжаешь из монастыряв большие города, редко, но приходится сталкиваться с людьми, которые показывают свое негативное отношение к нам, могут что-то сказать неприятное, прокричать вслед ругательства. Часто бывает, что нас принимают за кришнаитов или последователей какой-нибудь секты. Я стараюсьне реагироватьна это,не создавать конфликтных ситуаций. Мы ведь должны следить, прежде всего, за своими поступками. Если человек проявляет ко мне агрессию, то это его карма. Если я отвечаюна агрессию, это уже моя карма, мой поступок. Так какя монах,я стараюсь контролировать себя и не отвечать агрессией на агрессию.А такв целом люди относятся к монахамс уважением.
- Как часто вам приходится испытывать гнев? Как выс ним боретесь?
- В буддийской традиции есть много техник борьбы с эмоциями, особенно такими разрушающими, как гнев. Три года назад в Калмыкиимы издали,а год назад снова переиздали книгу «Работа с гневом»и бесплатноее распространяли.Она очень быстро разошлась, людям нравится. В ней доступным языком описаны очень древние техники работы с гневом, известные еще со времен Будды. Про себя могу сказать, что сам я с годами становлюсь спокойнее и испытываю меньше гнева. Монашеская жизнь и духовная практика сильно сказываются. Вспоминаю, каким я былдо монашества – вспыльчивым, часто злился. Сейчас такие ситуации случаются намного реже.
- Многие люди, когда в их жизни происходят неприятности, сложные ситуации, ищут ответы на вопросыв книгах по психологии или обращаются к психологам или психотерапевтам. Как вык этому относитесь?
- Если это им помогает, почему нет. Очень многие психологи, кстати, применяют буддийские техники. Психология — наука молодая, поэтому многие психологи, психотерапевты черпают идеи и опытиз многовековой традиции буддизма.
- Но много и таких, кто ищет решения проблемы, успокоения в хуруле или церкви… Правильно ли это?
- И в этом нет ничего плохого, если людям это помогает успокоиться, собраться, прийти к какому-то взвешенному решению.
- Вам осталось учиться один год. Чем планируете заниматься после?
- После обучения в монастырея надеюсь получить высшую степень геше. Для этого нужно сдать очень сложные экзамены в течение шести лет. Я считаю, что главная задача монаха – это сначала получить знания, опыт и делиться ими с людьми.У насв Калмыкии много буддистов, а знаний многим не хватает. Поэтому после завершения учебы я возвращусьв Калмыкиюи постараюсь использовать свои знания и опытна благо нашего народа.
- Вы счастливый человек?
- Знаете, я вот думаю иногда о себе прошлом и о себе нынешнем, и мне кажется, я стал намного счастливее. Жизнь монаха на самом деле полна счастья, как и любого человека, искренне следующего учению Будды».
Лариса ЭРЕНДЖЕНОВА
Снимки из фотоархивапресс-службы Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»