Печать

Санал Мукубенов: Я выбрал правильную дорогу

Опубликовал: Валерий Павлов 17 Июль 2017. Опубликовано в Новости сайтов

В июньском номере ежемесячного республиканского журнала «Байрта» за этот год опубликовано интервью с монахом Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Саналом Мукубеновым, который завершил очередной, 15-й курс учебы в монастыре Дрепунг Гоманг (Индия), а в летние месяцы служит в родном хуруле. В интервью Санал-гелюнг рассказывает о своем пути в буддизм, жизни в монастыре и многом другом.

 class=«Сегодня у нас необычное интервью. А необычность его в том, что интервьюируемый нашего светского семейного издания — монах, гелюнг Санал Мукубенов. В следующем году он завершит 16-летний курс обучения в индийском монастыре Дрепунг Гоманг. Чтобы быть полезным мирянам, гелюнг Санал по своей инициативе ведет по скайпу воскресные лекции по философии буддизма, послушать которые собираются люди из самых разных точек мира, и во время своих приездов в Калмыкию продолжает общение с мирянами в рамках созданного им клуба изучения буддийской философии «Зая-Пандита».

Мы беседуем с гелюнгом Саналом в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни», и здешняя тихая, спокойная, и в то же время величественная атмосфера умиротворяет. Да еще к этому располагают местные коты, благословленные ламой Сопой Ринпоче. Они просто гуляют по хурулу и чувствуют себя здесь очень комфортно, это видно по их довольным мордочкам. Один из пушистых обитателей пришел к нам во время интервью, устроился рядом и как будто тоже слушал, как гелюнг Санал рассказывал о личном пути к буддизму, о том, как он борется с гневом, почему слушает русский рок и многом другом.

В поисках смысла

 class=- Расскажите, откуда вы родом? Где прошло ваше детство?

- Я принадлежу к роду Багшин Шевнр. Этот род начинает свою историю с начала 19 века. Главой буддистов Калмыкии в те времена был Сойбин багш. Слышал, что император Павел даровал ему в качестве отличительных символов посох и соболью шубу. У него в подчинении находились люди, их называли «шевнр». От них и произошел наш род. Родился я в 1983 году в Кетченерах, в семье чабана Бадмы Очировича. Он был известным коневодом в республике, большим знатоком скаковых лошадей. Его лошади участвовали в скачках и часто побеждали. Например, было несколько побед в джангариадах. Мама Роза Ангрыковна занималась ведением домашнего хозяйства. Она являлась внучатой племянницей геше Вангьяла. По другой линии мамин дядя был последним шинмерским монахом, правда, после советских репрессий ему пришлось размонашиться и сложить с себя обеты. Он женился на сестре геше Вангьяла. Моей мамы не стало, когда мне было 7 лет. Меня и одну из сестер, когда мы были еще маленькими, помогала воспитывать наша эджа. Самую младшую сестренку, так как она была грудного возраста, взяла на воспитание наша гага.

- В какой момент своей жизни вы решили стать монахом?

- Я с детства любил читать, мой дядя привил мне любовь к чтению, и так как он любил поэзию, помню, как мы учили с ним наизусть стихотворения. В старших классах я познакомился с творчеством Льва Толстого. Особенное впечатление на меня оказал его роман «Война и мир». После окончания

школы я пытался поступить в МГУ им. Ломоносова на географический факультет, но не смог набрать проходного балла. Вернулся домой и решил, что хорошо подготовлюсь и на следующий год буду пробовать поступать снова. Но за этот год я многое переосмыслил, прочитал книги Толстого «Круг чтения» и Елены Рерих «Основы буддизма» и для меня открылось какое-то новое духовное измерение. «Круг чтения» — это сборник мудрых изречений, рассказов, «чтение для души», как говорил сам Толстой. В этой книге много говорится о вещах, близких к буддизму, есть и биография Будды. И хотя Толстой был христианином, но его христианство было универсальным. Он не придерживался каких-то догм, а искал истину. В его понимании Бог – это закон справедливости и добра. После прочтения этих книг, размышлений я решил стать монахом.

- Как родные отнеслись к вашему решению?

 class=- Отец отнесся с пониманием, хотя ему было тяжело это услышать, ведь я единственный сын в семье. Родственники не могли понять моего выбора, потому что в школе я неплохо учился, и они надеялись, что я получу хорошее образование, достигну чего-то в жизни. Но сейчас, по прошествии многих лет, они приняли мой выбор.

- И вы вот так легко отказались от мирской жизни?

- Жизнь полна страданий. В каждой семье, пусть даже благополучной, возникают какие-то проблемы. Причины страданий в уме самого человека. Будда же предлагает в жизни другой выход. Можно обрести счастье по-настоящему, уничтожив эти причины. Эта мысль повлияла на мое мировоззрение. Есть в буддизме одна из основополагающих тем – размышление о непостоянстве и смерти. Оно отметает наши мирские корыстные устремления. Когда человек осознает, что он смертен и все, что он нажил, не сможет забрать с собой, то начинает вести себя более нравственно, мирская суета теряет для него смысл. Гораздо более важным становится, что ждет его после смерти. Если об этом серьезно задумываться, то начинаешь по-другому осмысливать всю жизнь. Я тоже когда-то после школы мечтал поступить в университет, завести семью. Но все это для меня потеряло смысл после таких размышлений. Будда говорил о том, что от того, как мы думаем и действуем, зависит наше счастье в этой и в будущих жизнях. Но нельзя помочь другим, не изменив себя. Поэтому, задумавшись обо всем этом, я решил посвятить себя духовному развитию.

- Вы являетесь правнучатым племянником монаха геше Вангьяла. Но вы не застали его при жизни. Как в вашей семье почиталась память о нем? Вы ощущали некую кармическую связь с ним?

- Вплоть до того времени, как пойти в монахи, я не знал, что геше Вангьял мой родственник. В советское время религиозная тема особо не афишировалась. Когда пошел подъем религиозного сознания у людей, родные начали говорить, что выходец из нашего рода Ботя Лиджиев стал известным учителем геше Вангьялом. Он жил в Америке, всем известна его книга «Лестница, украшенная драгоценностями», у него много учеников, некоторые приезжали из Америки в Шин-Мер. В нашей семье относятся к нему с большим уважением. Когда я был еще послушником в калмыцком хуруле, иногда возникали сомнения в том, действительно ли этот путь ведет к счастью. Но, как-то взглянув на фотографию счастливо улыбающегося геше Вангьяла, которая опубликована в его книге «Лестница, украшенная драгоценностями», я стал более уверен в этом.

Монастырская жизнь

- Почему из всех буддийских монастырей мира вы выбрали именно Дрепунг Гоманг?

- Так исторически сложилось, что монахи из Калмыкии традиционно обучаются в Дрепунг Гоманге.

- Сложно было после Калмыкии привыкать к другой жизни? Что для вас оказалось самым трудным?

- Не скажу, что я испытывал особые сложности. И вегетарианская еда мне понравилась, и от климата я особо не страдал. Конечно, какие-то сложности были. Непросто давался тибетский язык. Наверное, самая большая сложность заключалась в том, я был далеко от дома, и у меня не было возможности помогать пожилому отцу. Мы могли только созваниваться.

- Из чего состоит ваш обычный день в Индии?

- Если есть утренний молебен, то встаем полшестого или в пять утра. В 8 утра у всего нашего курса занятие по философии. С 9 до 11 утра длятся учебные дебаты. В 11 часов у нас обед, в 12 часов снова уроки или тихий час, далее самостоятельные занятия. В 5 вечера наступает ужин. Я лично не ужинаю. В 6 вечера у нас занятия по современным наукам – нейрофизиологии, физике, математике и теории эволюции, которые впервые ввели в обязательный курс обучения студентов Гоманг монастыря (а также других крупных монастырей) совсем недавно по настоянию Его Святейшества Далай-ламы. С 7 до 11 вечера длится вечерняя сессия дебатов. И затем сон. Между семестрами учебных дебатов бывают перерывы по 15 дней. В этот период мы уделяем больше внимания заучиванию текстов наизусть. Раз в неделю, в понедельник, у нас выходной.

- Почему вы отказались от ужина?

- Потому что это один из второстепенных монашеских обетов – принимать еду только до полудня. Это правило дано для всех монахов, но есть исключение для тех, кто по состоянию здоровья не может соблюдать это правило. В данном случае это не является нарушением. У меня пока получается его соблюдать.

  title=- Но, наверное, это сложно, не есть пищу после полудня?

- Нет, не так сложно. Я уже привык. Если я не успеваю до 12 поесть, то крайний срок – до 14 часов дня.

- Чем вы питаетесь в монастыре?

- В монастыре готовят пищу сами монахи. В начале моей учебы в монастыре, помню, что рацион был более скудным. Сейчас еда стала более разнообразной и калорийной. На завтрак нам дают пресную подслащенную лепешку и молочный тибетский чай с маслом. Бывает, дают и джем с маслом, если молебны заказывают какие-то спонсоры. На обед у нас опять лепешка, но побольше и жаренная в масле. К ней дают овощное рагу. В среду и воскресенье на обед у нас вместо лепешки рис, в овощную похлебку добавляют грибы или сыр, также дают фрукты. В Индии распространен овощ, что-то типа нашего кабачка. Из него в огромной кастрюле на 1,5 тысячи монахов варят рагу, иногда оно получается не очень вкусным. Поэтому приходится по возможности готовить что-то самим. Монахи из Калмыкии живут в своем отдельном общежитии, построенном благодаря шаджин-ламе Калмыкии Тэлу Тулку Ринпоче. Там у нас есть кухня, где мы сами можем приготовить себе еду. Еще до прихода в хурул, в 2000 году, я перестал есть мясо. Если не считать маленький перерыв по болезни, не ем его по сей день.

- Вы строгий вегетарианец?

- Нет, не строгий. До какого-то момента я не ел яйца, но потом почувствовал, что это сложно для меня. Поэтому начал употреблять яйца, но только заводские, так как из домашних есть возможность вылупления птенцов, и, потребляя их, можно принести им вред.

- В монастыре вам, наверное, пришлось позабыть о своих хобби?

- Монастырская жизнь не предполагает занятия какими-то отвлеченными вещами. Свободное время появляется только в выходной день. Вообще я люблю слушать музыку, хотя некоторые учителя считают, что это не совсем правильно для монаха, так как обычно музыку слушают для развлечения, а это отвлекает от серьезных вещей. Но я лично позволяю себе такую слабость (смеется). Слушаю русский рок, например, «Наутилус», «ДДТ», «Кино», потому что вырос на этой музыке. Это серьезная музыка, прослушивание которой помогает прочувствовать и осмыслить многое. Редко смотрю кинофильмы. Самые любимые из них – «Жизнь прекрасна», «Яков-лжец» и «Терминатор 2».

- А спортом вам разрешают заниматься, чтобы поддерживать себя в форме?

- Ученики-монахи занимаются спортом обычно по утрам. Я, например, делаю пробежку, хотя у нас в монастыре это не особо приветствуется. Учителя нам говорят: «Если хотите держать тело в тонусе, делайте простирания». Простирания тоже полезны, но я считаю, что бег необходим для развития дыхательной системы и сердца. Кто-то занимается йогой, кто-то делает гимнастику.

- Вы никогда не покидаете стены монастыря?

- Если мы покидаем монастырь на какое-то продолжительное время, то обычно это связано с религиозными, паломническими поездками. Например, мы ездим на учения Далай-ламы, он живет в Дхармсале. Также если нам нужно съездить в больницу в город или соседнее село. В любом случае, чтобы куда-то отлучиться на несколько дней, нужно получить разрешение у блюстителя дисциплины. А чтобы выехать в город или деревню в течение дня по каким-то хозяйственным делам, разрешения не нужно.

- Вы уже сказали, что большое влияние на ваши духовно-нравственные искания оказали произведения Льва Толстого. А что вы читаете сейчас?

- Люблю русскую классику, но сейчас в основном читаю учебную литературу. А из художественной недавно прочитал роман Гатапова «Темуджин», Калашникова «Жестокий век», также интересно читать дневники Л. Толстого.

- Как вы и другие послушники монастыря узнаете о том, что происходит в мире: читаете газеты, смотрите телевизор, пользуетесь интернетом?

- Обычно новости я узнаю из интернета, телевизора у нас там нет, газеты мы не читаем.

Жизнь прекрасна

- Вы приняли обеты гелюнга, которые включают в себя 253 правила поведения. Насколько сложно держать свою жизнь под таким строгим контролем?

- Эти правила существуют еще со времен Будды, но в связи с изменением времени, места, а также местных культурных особенностей они не трактуются буквально. Например, с чашкой для подаяния многие современные монахи сейчас не ходят, но, тем не менее, фактически мы живем благодаря помощи мирян. С другой стороны, принятие обетов не означает, что каждый монах способен их все сразу во всей полноте соблюдать, это очень сложно. Монах должен следовать неукоснительно дисциплине, развиваться в этом направлении.

- У вас были моменты, когда вам хотелось вернуться к мирской жизни?

- Всерьез таких мыслей не было. Ведя монашескую жизнь, мы много размышляем, и с годами я чувствую, что все больше укрепляюсь в своих воззрениях и в том, что я выбрал правильную дорогу.

- Как часто вы сталкиваетесь с людским негативом, злобой? Как вы поступаете в таких ситуациях?

- Да, когда выезжаешь из монастыря в большие города, редко, но приходится сталкиваться с людьми, которые показывают свое негативное отношение к нам, могут что-то сказать неприятное, прокричать вслед ругательства. Часто бывает, что нас принимают за кришнаитов или последователей какой-нибудь секты. Я стараюсь не реагировать на это, не создавать конфликтных ситуаций. Мы ведь должны следить, прежде всего, за своими поступками. Если человек проявляет ко мне агрессию, то это его карма. Если я отвечаю на агрессию, это уже моя карма, мой поступок. Так как я монах, я стараюсь контролировать себя и не отвечать агрессией на агрессию. А так в целом люди относятся к монахам с уважением.

  title=- Как часто вам приходится испытывать гнев? Как вы с ним боретесь?

- В буддийской традиции есть много техник борьбы с эмоциями, особенно такими разрушающими, как гнев. Три года назад в Калмыкии мы издали, а год назад снова переиздали книгу «Работа с гневом» и бесплатно ее распространяли. Она очень быстро разошлась, людям нравится. В ней доступным языком описаны очень древние техники работы с гневом, известные еще со времен Будды. Про себя могу сказать, что сам я с годами становлюсь спокойнее и испытываю меньше гнева. Монашеская жизнь и духовная практика сильно сказываются. Вспоминаю, каким я был до монашества – вспыльчивым, часто злился. Сейчас такие ситуации случаются намного реже.

- Многие люди, когда в их жизни происходят неприятности, сложные ситуации, ищут ответы на вопросы в книгах по психологии или обращаются к психологам или психотерапевтам. Как вы к этому относитесь?

- Если это им помогает, почему нет. Очень многие психологи, кстати, применяют буддийские техники. Психология — наука молодая, поэтому многие психологи, психотерапевты черпают идеи и опыт из многовековой традиции буддизма.

- Но много и таких, кто ищет решения проблемы, успокоения в хуруле или церкви… Правильно ли это?

- И в этом нет ничего плохого, если людям это помогает успокоиться, собраться, прийти к какому-то взвешенному решению.

- Вам осталось учиться один год. Чем планируете заниматься после?

- После обучения в монастыре я надеюсь получить высшую степень геше. Для этого нужно сдать очень сложные экзамены в течение шести лет. Я считаю, что главная задача монаха – это сначала получить знания, опыт и делиться ими с людьми. У нас в Калмыкии много буддистов, а знаний многим не хватает. Поэтому после завершения учебы я возвращусь в Калмыкию и постараюсь использовать свои знания и опыт на благо нашего народа.

- Вы счастливый человек?

- Знаете, я вот думаю иногда о себе прошлом и о себе нынешнем, и мне кажется, я стал намного счастливее. Жизнь монаха на самом деле полна счастья, как и любого человека, искренне следующего учению Будды».

Лариса ЭРЕНДЖЕНОВА

Снимки из фотоархива пресс-службы Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2017/07/sanal-mukubenov-ya-vybral-pravilnuyu-dorogu/