Печать

Далай-лама прочел лекцию в рамках серии мемориальных лекций, посвященных Раджендре Матуру

Опубликовал: Валерий Павлов 14 Август 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Нью-Дели, Индия, 9 августа – Его Святейшество Далай-ламу пригласили в этот день в Тин Мурти Бхаван, бывшую резиденцию премьер-министра Джавахарлала Неру, где по просьбе Гильдии редакторов Индии он прочел лекцию в рамках серии памятных лекций, посвященных Раджендре Матуру. Казначей гильдии Кальяни Шанкар официально поприветствовал 350 гостей. Затем президент Радж Ченгаппа сказал вступительное слово.

  title=Он заметил, что Индия готовится к празднованию 70-летия со дня провозглашения независимости, и все эти годы в их стране процветает свобода слова и средств массовой информации. Он добавил, что Гильдия редакторов была основана в 1977 году, и свобода средств массовой информации, отражающая права и свободы граждан, – неотъемлемая часть индийской демократии. Президент объяснил, что в 2002 году их организация учредила ежегодные лекции в память о выдающемся редакторе и журналисте Раджендре Матуре. В прошлом году лекцию о том, как важно не допускать «терпимости к нетерпимости» прочел Амартия Сен. В этом году члены Гильдии редакторов с огромной радостью приветствует Его Святейшество, которого президент назвал лучезарным маяком мира и духовности.

«Для меня поистине большая честь выступить на этой встрече, – начал Его Святейшество. – Наш мир принадлежит семи миллиардам людей, живущим сегодня на Земле. Каждая страна принадлежит ее гражданам, а не королям или королевам, не избранным руководителям, не духовным лидерам или диктаторам. Демократическая система лучше других дает людям возможность принять на себя ответственность за свое будущее.

Еще в детстве, живя в Тибете, я понял, что наша старая система управления страдает от многих недостатков – слишком много власти сосредоточено в нескольких руках. Кроме время от времени приходившего к нам издания Tibet Mirror, издававшегося в Калимпонге, у нас не было других газет. Моими источниками информации были дворцовые подметальщики.

В 1950 году после того, как я принял на себя ответственность за дела Тибета, я учредил комитет по реформам. Его деятельность не увенчалась успехом, поскольку китайцы решили, что если и проводить реформы в Тибете, то только согласно их указаниям. В 1954 году я поехал в Пекин, а в 1956 посетил Индию. Впервые я встретился с пандитой Неру в Пекине в 1954 году, а в 1956 мы узнали друг друга ближе. В 1959 году мы решили обратиться за помощью в ООН. Неру был против, однако мы все равно написали обращение. После я немного тревожился о том, что он мне скажет при встрече, и был приятно удивлен, когда Неру даже не вернулся к этому вопросу. Для меня это стало одним из первых уроков, который помог лучше понять, что такое свобода мысли».

  title=Его Святейшество объяснил, что тибетцы осуществляют самые разнообразные проекты, чтобы сберечь родную культуру и традиции. В первый же год жизни в изгнании в Массури был составлен план по введению демократического управления в тибетском сообществе. Теперь же, после демократического избрания лидера, вставшего во главе тибетской администрации, Его Святейшество полностью сложил с себя все политические полномочия и положил конец участию Далай-лам в светских делах Тибета в будущем.

«Я твердый сторонник демократии и храню верность демократическим принципам. Мы по праву можем гордиться своими достижениями на этом поприще. Наше небольшое сообщество в изгнании сегодня гораздо свободнее и демократичнее, чем наш великий сосед Китай. Рано или поздно китайцы последуют по нашим стопам. Индия – самая густонаселенная страна мира, но демократическое устройство делает ее более стабильной и миролюбивой, чем ее соседи. Благодаря многовековой традиции ахимсы, Индия также единственная страна мира, где все основные религии мира живут бок о бок в ладу и согласии.

Поскольку в конечном итоге граждане в ответе за дела своей страны, им необходима полная и объективная информация о происходящем. В свете этого средства массовой информации должны быть честными, правдивыми и непредвзятыми. Однако, как мне кажется, средства массовой информации склонны выбирать негативные события и устраивать из них сенсации, чтобы привлечь побольше читателей. Но когда людям преподносят лишь плохие новости, на них наваливается уныние и тревога о безрадостном будущем.

Поэтому я верю, что средства массовой информации обязаны рассказывать и о хороших новостях, например, о научных свидетельствах в пользу того, что по природе своей человек милосерден. Совершенно необходимо дарить людям надежду. Поскольку мы общественные животные, которые не могут не ценить любви и нежности, очень важно постараться построить более сострадательное человеческое общество.

Одним из подходов будет переоценка современной системы образования. Поскольку большинство одолевающих нас проблем – наших собственных рук дело, а многие люди, которые чинят вред другим, прекрасно образованы, имеет смысл поразмышлять, адекватно ли существующее образование. В основном оно сосредоточено на достижении материальных целей и практически не уделяет внимания развитию внутренних ценностей.

Многие люди обращаются к религии в поисках общечеловеческих ценностей, однако из семи миллиардов людей Земли один миллиард не интересуется духовными материями. Из оставшихся шести миллиардов далеко не все следуют родной вере серьезно и искренне. Все религии потенциально способны сделать людей лучше, и, хотя некоторые утверждают, будто существует лишь одна истина и одна религия, каждый индийский ребенок с детства знает, что на свете есть множество религий и множество аспектов истины. Индия служит живым свидетельством тому, что все основные религии мира могут жить вместе в мире и гармонии, если наши действия воплощают ахимсу и мотивируются каруной».

Его Святейшество объяснил, что кроме трех главных обязательств, которые он на себя принял – продвижения идеи о единстве всего человечества, способствования межрелигиозной гармонии и сохранения тибетской культуры, берущей истоки в традиции монастыря-университета Наланды, он считает своим долгом возрождать древние индийские знания об устройстве ума и эмоций в их родной стране.

  title=Его Святейшество подчеркнул, что практически все тибетские знания пришли из Индии. Вот почему тибетский учитель 14–15-го веков сказал однажды, что хотя «Тибет – страна ослепительно белых снегов, он был окутан тьмой, пока его не озарил свет из Индии».

По мнению Его Святейшества, представители средств массовой информации должны всерьез заняться распространением идеи о том, что образование, вращающееся вокруг материальных целей, может принести лишь физический комфорт, но ведь гораздо важнее обрести покой ума. Одних лишь молитв и мантр недостаточно; чтобы сделать ум спокойнее необходимо преобразовывать свои эмоции. Его Святейшество рассказал, что около 10 тысяч монахов и более тысячи монахинь изучают сегодня знания традиции Наланды. Многие из них прекрасно говорят на хинди, китайском и английском языках, а также изучают современные естественные науки.

«Современная Индия устремляется в погоню за западными идеалами, но я призываю моих индийских друзей всерьез обратиться к своим древним знаниям об уме, которые остаются необыкновенно полезными и актуальными и сегодня. Вот этим я и хотел с вами поделиться, а сейчас готов ответить на ваши вопросы».

Президент гильдии первым делом спросил совета Его Святейшества по поводу индийско-китайского противостояния на плато Доклам и разговоров о начале войны. Его Святейшество ответил, что это важный вопрос, но Индия и Китай на протяжении веков были соседями. Они должны жить бок о бок и дальше. И хотя политики могут обмениваться жесткими высказываниями, он не думает, что дело зайдет дальше этого.

Его Святейшество добавил, что важно видеть разницу между китайскими руководителями и китайским народом, и посоветовал правительству Индии улучшить условия пребывания для китайских паломников, желающих посетить Бодхгаю, Санчи, Раджгир и другие священные места. Это может способствовать укреплению доверия. По словам Его Святейшества, Китаю нужны перемены, и совершенно очевидно, что за последние 30 лет в этой стране уже многое поменялось.

На вопрос, надеется ли он вернуться домой в Тибет, Его Святейшество ответил, что также называет себя сыном Индии и не хотел бы жертвовать свободой, которая есть у него здесь. Эта свобода позволяет ему делиться своими взглядами с другими. Его Святейшество лишился родной страны, однако несет другим знания о древнем индийском наследии, и это наполняет его жизнь смыслом.

Далай-лама в очередной раз ответил на вопрос о своем преемнике, еще раз подчеркнув, что в 1969 году однозначно заявил: решение о существовании Пятнадцатого Далай-ламы будут принимать жители Тибета, Гималайского региона и Монголии. Он добавил, что, если будет необходимо, следующим Далай-ламой может стать и женщина.

Отвечая на вопросы собравшихся о женщинах и образовании, Его Святейшество заметил, что в прошлом в лидеры выбивались благодаря физической силе, поэтому повсюду доминировали мужчины. Однако с распространением образования мужчины и женщины стали более равноправными. Его Святейшество подчеркнул, что сегодня крайне важно поощрять развитие внутренних ценностей, таких как душевная теплота, и лидерство женщин может этому очень поспособствовать. Он также отметил важнейшую роль учителей, и поскольку их влияние распространяется на далекое будущее их учеников, доброта учителей даже более существенна, чем доброе отношение врачей и медсестер.

На прощание президент гильдии Ченгаппа спросил, какой совет Будды кажется Его Святейшеству наиболее значимым. Далай-лама упомянул такие слова великого учителя:

О монахи и ученые-философы,

Как золотых дел мастер проверяет золото,

Расплавляя, разрезая и перетирая его,

Так и вы тщательно исследуйте мои слова и лишь после этого принимайте их,

А не просто из уважения ко мне.

Зал разразился аплодисментами, когда генеральный секретарь Пракаш Дуби произносил слова благодарности. Его Святейшество долго еще не мог выйти из зала, поскольку множество людей хотели обменяться с ним приветствиями, пожать ему руку или дотронуться до его ног. Затем Его Святейшество вернулся на обед к себе в гостиницу.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2017/08/dalaj-lama-prochel-lekciyu-v-ramkax-serii-memorialnyx-lekcij-posvyashhennyx-radzhendre-maturu/