Опубликовал: Валерий Павлов 02 Сентябрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов
2 сентября тибетцы отмечают 57-й День тибетской демократии, символизирующий важные перемены в жизни тибетского народа, осуществившего по инициативе Далай-ламы переход к выборной форме правления. Кашаг, как называется кабинет министров центральной тибетской администрации, выражает в связис этим праздником «самые теплые поздравления всем тибетцам и нашим друзьям во всем мире». В своем обращении кашаг напоминает о долгом пути становления тибетской демократии.
Еще до китайской оккупации, будучи в юном возрасте, Далай-лама учредил специальный комитет с целью провести реформу политической системы Тибета. Однако после ухудшения ситуации духовный лидер был вынужден перебраться в Индию, где продолжил реализацию своего видения демократии.
В Индии была создана база тибетской администрации, построены школы, поселения, центры здравоохранения, монастыри, институты образования и культуры.Но усилияДалай-ламы были направлены еще и на то, чтобы путем актуальных административных и законодательных реформ установить демократическую систему.
2 сентября 1960 года провела свое первое заседание состоявшая из 13 членов Ассамблея народных депутатов Тибета (тогда Комитет народных депутатов Тибета), в состав которой вошли представители четырех школ тибетского буддизма и трех провинций (Кхам, Амдо и У-Цанг). Позже к ним присоединился представитель религиозной традиции бон.
В 1991 годуДалай-лама представил «Хартию тибетцев в изгнании», которая укрепила влияние Ассамблеи народных депутатов (ныне тибетский парламент) за счет увеличения числа ее членов с 12 до46 человек. Ассамблея получила также право выбирать кабинет министров, члены которого ранее назначались Далай-ламой. Развивая демократический процесс, в 2000 годуДалай-лама провел еще одну реформу, в соответствиис которой обладающий полной административной властью премьер-министр избирается на прямых выборах. В 2001 году тибетцы в 27 странах впервые приняли участие в однодневном голосовании, в результате которого был избран калон-трипа, как назывался исполнительный глава центральной тибетской администрации. Далай-лама заявил, что находится наполовину в отставке.
8 августа 2011 годана церемонии инаугурации нового калон-трипыДалай-лама объявил, что передает политические полномочия выборному лидеру. В сентябре2012 года тибетский парламент внес в «Хартию тибетцев в изгнании» поправки, касающиеся замены титула «калон-трипа» на «сикьонг». Новый титул передается на других языках как «президент центральной тибетской администрации».
Таким образом, несмотря на трудности, переживаемые в вынужденной эмиграции, «тибетское общество в течение пяти десятилетий успешно трансформировалось в полностью функционирующую демократию, что заслужило многочисленные похвалы и стало образцом для других общин», живущих в изгнании.
Кашаг констатирует далее, что китайское правительство по-прежнему отказывает тибетцам в основных свободах и его провальная политика лишь усугубляет скверное положение в сфере прав человека в Тибете.Как следствие, с 2009 года149 тибетцев совершили самосожжения. При этом они ясно выражали общие пожелания: восстановление свободы для тибетцев и возвращениеДалай-ламыв Тибет.
Вместо того, чтобы откликнуться на законные стремления тибетского народа, китайское правительство прибегает к еще большим репрессиям и, что еще хуже, криминализации самосожжений. Это прямое пренебрежение основными правами человека и нарушение принципов «Всеобщей декларации прав человека», подписанной Китаем.
Поскольку не так давно в тибетском сообществе в изгнании произошли два случая самосожжения, кашаг призывает всех тибетцев внутри и вне Тибета воздержаться от таких радикальных акций. «Мы призываем тибетцев в изгнании искать более сильные методы: оттачивать свою образовательную, профессиональную и личную компетентность для внесения существенного вклада в тибетское дело».
Кашаг указывает также, что в противоречиес нормами конституции КНР и законодательствао национально-региональной автономии тибетцы в Тибете сталкиваются с препятствиямив практике языка и религиозной веры. «Систематическое давление на религиозные учреждения и монашеские общины возвращает нас к дням культурной революции», отмечается в обращении.
С июля начался снос и выселение насельников в монастыре Ячен Гар. Масштабный снос и принудительное выселение монахов и монахиньв монастыре Ларунг Гар с июля2016 года свидетельствует о попытках китайского правительства взять под контроль тибетскую культуру и религиозную жизнь. Это акт попрания основных религиозных свобод и фундаментальных прав народа Тибета.
Еще один пример – школа для незрячих «SabriyeTenberken», созданная 19 лет тому назад в Лхасе женщиной из Германии. Китайское правительство превозносило ее достиженияи давалоей награды,но недавно приказало закрыть учебное заведение, особенно помогавшее тибетским школьникам, «под тем предлогом, что школа находится под западным влиянием». Это решение шокировало всех, кого беспокоит образование детей.
С марта в Тибетском автономном районе запущена пропагандистская кампания «Четыре акцента, четыре любви». Под лозунгом «Любить родину, подчеркивая единение» проводится борьба с сепаратистской деятельностью и распространение клеветы в отношенииДалай-ламы. «Оставаясь приверженными конструктивному взаимодействию с властями Китая, призываем их возобновить диалог с представителямиДалай-ламы», подчеркивается в обращении. Кашаг вновь заявляет о своей преданности подходу Срединного пути в достижении подлинной автономии для тибетского народа в рамках конституции КНР.
В заключение кабинет министров центральной тибетской администрации отмечает, что визит Далай-ламыв Ботсвану пришлось отменить исключительно из-за усталости, наступившей после серии поездок и публичных мероприятий. «Ему был рекомендован отдых. Мы хотели бы заверить всех, что Его Святейшество находится в добром здравии».
Валерий Никольский
На снимке: Его Святейшество Далай-лама поздравляет избранного сикьонга Лобсанга Сенге. 2 сентября2012 г.