Опубликовал: Валерий Павлов 27 Сентябрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов
Рига, Латвия, 23 сентября – Погода в Риге стоит чудесная, и сегодня утром первые лучи солнца ласково играли в листве деревьев городских парков, пока Его Святейшество Далай-лама ехал в зал Сконто, место проведения нынешних учений. Первой официальной встречей сегодняшнего дня стала пресс-конференция.
«Я очень рад быть здесь, – сказал Его Святейшество. – Как люди, мы все одинаковы, но еслимы делаем чрезмерный упор на второстепенных различиях между нами, то сложно избежать конфликтов и насилия.Лица всех людей похожи. У каждогоиз нас два глаза, один нос и один рот. За нашими лицами прячутся одни и те же эмоции. Самое главное, что каждый из нас хочет счастья и мира,а насилиеих разрушает.
Изменения климата не ограничиваются той или иной страной, они касаются нас всех. Сама природа учит нас трудиться сообща, как одна команда. Я считаю своим долгом доносить до людей идею о том, что мы все одинаковые существа. Кроме того, поскольку все основные религиозные традиции мира несут общее послание любви и сострадания,я стараюсь способствовать межрелигиозной гармонии и взаимоуважению между вероисповеданиями. Вы, журналисты, тоже можете немало сделать на этом поприще».
Первый вопрос, который задали Его Святейшеству, коснулся горячих точек нашей планеты. Он ответил: «За окном все еще только начало 21-го столетия, и наша реальность изменилась. Однако в умах людей по-прежнему преобладает устаревшее мышление, особенно в умах некоторых политических лидеров. Они продолжают цепляться за образ мыслей прошлого века, полагая, будто проблемы можно решить с помощью грубой силы. Этот непродуктивный, изживший себя подход пора менять.
Я восхищаюсь духом Европейского Союза, страны-участницы которого поставили общее благо превыше узких национальных интересов, благодаря чему в Европе уже несколько десятилетий царит мир. Со временемв Европейский Союз должна вступить и Россия.Я мечтаю увидеть подобные государственные образования в Африке, Латинской Америке и Азии».
Затем Его Святейшество попросили поделиться воспоминаниями о геше Вангьяле, и он ответил, что во времена его молодости в Лхасе проживало около ста ученых-философов из Калмыкии, Бурятии и Тувы, среди них и геше Вангьял. Его Святейшество упомянул также, что не смог приехать в Калмыкию по приглашению бывшего президента республики на торжественное открытие храма, в котором установили статуи 17 пандитам славной Наланды.
Его Святейшество пояснил, что в последние годы начал приезжать в Латвию, поскольку российские буддисты горячо просят о проведении учений. В Россию его не пускают,а многиеиз российских учеников не могут позволить себе дорогостоящее путешествие в Индию – поэтому местом встречи стала Латвия. Он добавил, что тяжелые периоды нашей жизни дарят прекрасную возможность для взращивания терпения и терпимости.
«Если в нашей жизни все безоблачно, лекарства нам не нужны.С другой стороны, когда вот-вот готов вспыхнуть гнев, стоит спросить себя, а какаяот него польза, и вовремя остановиться. Я размышляюо буддийских воззрениях о пустоте уже более 60 лет, последние сорок лет особенно глубоко, и этот опыт на самом деле помог мне свести к минимуму мои разрушительные эмоции. Именно поэтому я повторяю, что сохранить буддизм можно лишь с опоройна обучениеи практику».
Затем Его Святейшество поднялся на сценуи поприветствовал собравшихся здесь более 3800 зрителейиз Латвии, Литвы, Эстонии, а такжеиз России.Кто-то добирался на машине,кто-тона самолете,кто-тона поезде. Буддисты из Калмыкии,695 человек, более двух суток путешествовали в семи 74-местных двухэтажных автобусах. Латвийские власти принимали билеты на учения как свидетельство тому, что люди едут в паломничество послушать учения Его Святейшества, и оказывали всяческое содействие и поддержку.
Его Святейшество занял свое место перед огромным изображением 17 учителей славной Наланды, а по обе стороны от него расселись члены сангхи. Зазвучала «Сутра сердца» на латышском языке.
«Сегодня я дарую учения главным образом для жителей России, – начал Его Святейшество. – В этой стране буддизм признается одной из традиционных религий. В Калмыкии, Бурятии и Тувене просто традиционно исповедовали буддизм, жители этих республик связаны тесными узами с Тибетоми его буддийской традицией.
В странах запада, где буддизм никогда не был родной религией, я с осторожностью дарую прямые буддийские учения. В Германиии Италии, где я только что побывал, я больше беседовал о философиии психологии.У меня был замечательный друг, христианин, брат Уэйн, с которыммы обсуждали практики развития сосредоточения и взращивания сострадания. Однако я просил его не задавать вопросов о пустоте.Я беспокоился, что объяснения о взаимозависимой природе всех вещей, которые в буддизме называют подобными иллюзии, могут повредить его вере в бога.
Что значит религия в 21-м столетии? Актуальна ли она в свете научно-технического прогресса? В наши дни люди обращаются к лекарствам для избавления от стресса,но лекарстване помогут нам избавиться он разрушительных эмоций. Для этого необходимо преобразовывать ум. Пути образованияи религии разошлись. Привитие внутренних ценностей оставлено на откуп религии, однако влияние веры сильно упало.
Теперь на первый план должна выти светская этика, светская в индийской трактовке этого слова, где оно означает равное уважение ко всем вероисповеданиям, а такжеко взглядам неверующих. Сегодня мы ищем пути по введению программ преподавания светской этики в современных образовательных учреждениях. В университете Эмори, например, подготовили и опубликовали учебную программу для школ, а в Институте социологии им. Тата недавно запустили подобную программу для студентов.
После шести лет аскетических практик и выполнения самых разных медитативных погружений, Будда обрел пробуждение, однако, как говорят, его одолевали следующие сомнения:
Но, если я начну учить других, никто меня не поймет
Поэтому останусь в тишине среди деревьев.
Тем не менее, вскоре Будда повстречал в Сарнатхе пять своих товарищей по аскетическим практикам и даровал им учения о Четырех благородных истинах. Он объяснил, как памятование о теле ведет к пониманию страданий, памятование об ощущениях рождает понимание причины страданий, памятование об уме – постижение прекращения [страданий] и памятованиео явлениях открывает перед нами путь. Объяснения Четырех благородных истин и их шестнадцати характеристик лежат в основе всех буддийских традиций».
Его Святейшество объяснил, что Будда упоминал о бессамостности личности при первом повороте колеса Дхармы. Однако только во время второго поворота колеса учения он разъяснил, что пять скандх (психо-физических совокупностей) «тоже пусты от самобытия».Вот почему в «Сутре сердца» утверждается: «Форма пуста, пустота – это форма. Пустота – не что иное, как форма, и форма – не что иное, как пустота». Таким образом, Будда учил о Двух истинах, относительной и абсолютной.При третьем повороте колеса Дхармы великий учитель даровал наставления о природе Будды.
Его Святейшество упомянул, что один из тибетских лам 19-го века разделял слова Будды на учения общей структуры буддизма и учения, предназначенные отдельным группам учеников. Сутры составили учения общей структуры, а тантры, особые наставления, предназначались избранным ученикам. Его Святейшество объяснил, что очень сложно выполнять практики тантры без твердого понимания учений общей структуры буддизма. Сочинения Камалашилы «Ступени созерцания» и Чже Цонкапы «Краткий ламрим» принадлежат к учениям общей структуры буддизма.
После того, как Шантаракшита приехал в Тибети учредил там буддийское обучение и практики,он предсказал, что в будущем возникнет спор, конец которому положит его ученик Камалашила. Пришло время, и Камалашила написал «Ступени созерцания» по просьбе царя Трисонга Децена. «Краткий ламрим» построен по образу и подобию сочинения Атиши «Светоч на путик пробуждению», которое тот составил в 11-м веке в Тибете по просьбе Джангчупа О. Структура «Светоча на путик пробуждению» стала образцом для многих буддийских произведений, таких как «Трилогия о покое» Лонгченпы и «Драгоценное украшение освобождения» Гампопы.
Его Святейшество попеременно читал оба трактата, завершив чтение раздела об определении природы страданий в «Ступенях созерцания» и наставлений для практикующих с низшими духовными способностями в «Кратком ламриме». В завершение утренней сессии Его Святейшество объявил, что во время завтрашних учений он проведет церемонию зарождения бодхичитты.