Опубликовал: Валерий Павлов 29 Сентябрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов
Духовный лидер буддистов Далай-ламаXIV провелв Риге третьи ежегодные учения для буддистов стран Балтии и Россиии ответилна вопросы российских деятелей культуры, в том числе рок-музыканта Бориса Гребенщикова и драматургаи режиссера, экс-руководителя театра ”Практика” Ивана Вырыпаева.
Лидер ”Аквариума” спросил, как снизить подогреваемый СМИ накал гнева в Россиии мирев целом. ”Чтобы ответить на ваш вопрос, что делать, конечно, требуется изучать ситуацию в стране.Но в целом современная жизнь такова, что во всем мире слишком много конкуренции, проявлений эгоцентризма. Людям недостает заботы друг о друге.И это связано в том числе с системой образования, которая ориентирована на материальные ценности. А должны быть уроки духовных, нравственных ценностей, доброты”,— цитирует ответ Далай-ламы РИА ”Новости”.
По его словам, ”за секунду уклад жизни не изменить: нужен системный план, начиная с детского сада, включая школы и вузы”. ”Уроки нравственных ценностей должны вводиться повсеместно. Причем с опорой не на религии, а на здравый смысл, общечеловеческие ценности и данные научных исследований”,— отметил духовный лидер буддистов.
Он уже привлек к научно-методической работе по подготовке таких учебных курсов отдельные университеты в Индиии СШАи призывает присоединиться к разработкам научные центры России и других стран. Далай-лама обратил внимание на то, что среди слушателей в Риге, задававших ему вопросы, были и российские преподаватели. ”Уже подготовлены книги для преподавания светской этики. И мы проведем семинар, на которыйс удовольствием приглашаем профессуру, например Московского университета. Эта работа проводится в интересах всех стран, всего мира”,— подчеркнул Далай-лама.
Он призвал всех приложить усилия к появлению нового предмета. ”Если нам удастся создать такую систему образования, с уроками нравственных ценностей, то через 20–30 лет ситуация с гневомв мире поменяется к лучшему”,— уверен буддийский лидер.
Вырыпаев задал вопросы о смысле жизни и о государственном контроле культуры
Отвечая на вопрос Ивана Вырыпаева о смысле жизни, Далай-лама сказал, что смысл жизни в счастье, непременными условиями которого являются сострадание и покой ума.
”Если отбросить различные религиозные концепции смысла жизни и опиратьсяна науку, то вывод таков: мы находимся здесь и сейчаси хотим счастья и радости, никому не хочется неприятностей. Кроме того, мы — коллективные животные, и в насот природы уже заложены любовь и сострадание”,— сказал Далай-лама.
По его словам, ”материнская любовь, прикосновение матери к ребенку — ключевой фактор для правильного развития мозга”. Чтобы избежать неприятностей, сохранить здоровье и обрести счастье, согласно буддийскому учению, необходим покой ума. ”Ни один врач не скажет вам: ”Нервничайте и злитесь!” Он скажет: ”Расслабьтесь и успокойтесь!” Медики знают, что покой полезен для здоровья, а страхи гнев буквально пожирают иммунную систему”,— отметил Далай-лама.
Ключевой практикой для обретения покоя ума он назвал сострадание. Оно, по словам духовного лидера, дает человеку и уверенностьв себе. ”Кроме того, когда другие чувствуют нашу заботу, они начинают нам доверять, а доверие — основа дружбы”,— советует буддийский лидер.
Иван Вырыпаев спросил также, нужен ли государственный контроль культуры. ”Мне кажется, правительство не должно контролировать развитие культуры”,— ответил Далай-лама.
В вопросе экономических теорий буддийский лидер назвал себя социалистом и даже марксистом, особенно в аспекте равного распределения благ. ”А вот Ленин, его тоталитарный контроль над мышлением, интеллигенцией, культурой — это извратило изначальный марксизм… Но постепенно это изменится”,— считает Далай-лама.
В качестве положительного примера воплощения социалистических идей на практикеон привел Швецию: по его словам, это ”демократическая страна, но с более социально ориентированной экономической моделью”, чем другие.
”Нужно, чтобы правительства всех стран сегодня уделяли больше внимания нравственному аспекту в образованиии равноправию, справедливости в распределении материальных благ. Необходимо сократить разрыв между богатыми и бедными”,— призвал духовный лидер.
Далай-лама считает, что мир становится лучше
Во время диалога с деятелями культуры и слушателями его учений духовный лидер буддистов высказал мнение, что люди пресытились войнами, насилием, страданием и мирстановится лучше.
”Я считаю, что мир становится лучше. Из-за страданий, мировых войн люди стали более зрелыми, они уже пресыщены насилием. Люди сегодня стремятся к миру, противостоят насилию”,— сказал Далай-лама.
По его мнению, во второй половине прошлого века образ мысли в обществе значительно поменялся: ”Если в первой половине XX века граждане различных государств с гордостью участвовали в объявлявшихся войнах, поддерживали их, то во второй его половине, например, события во Вьетнаме, конфликт в Ираке вызывали уже массовые протесты, демонстрации американского народа. А в Европе, испытавшей множество страданий от Первойи Второй мировых войн, люди смогли, опираясь на здравый смысл, основать Евросоюз. При прежнем менталитете он не смог бы появиться”.
На вопрос о вероятности Третьей мировой войны Далай-лама ответил, что, хотя ”отдельные политические лидеры и высказываютсяв таком ключе”, он ”лично так не думает”. ”Ведь если по-настоящему применить ядерное оружие, можно уничтожить не только врага, но и себя”,—пояснил он.
Духовный учитель рассказал о пользе альтруизма для решения актуальных проблем современного мира и каждого человека. ”Ложь, лицемерие, обман, насилие, воровство, убийство, войны — все это происходит в мире, потому что люди пренебрегают счастьем других существ. Все беды современности берут начало в эгоцентризме.Если мыне обменяем свою радость на страдание других, то не тольконе достигнем пробуждения, но и в этой жизни будем несчастны”,— учит Далай-лама.
Чем больше в сердце человека альтруизма, тем больше у него друзей, тех, кто любит его, и тем больше счастья. Эгоизм же отделяет человека от других, делает его одиноким, считает лидер буддистов. ”Если научитесь ценить других, пренебрегать собственным комфортом и счастьем, то тогда и обретете счастье. Любовь к другим, сострадание, забота о других —вот то, что ведет к счастью, как краткосрочному, так и долгосрочному”,—сказал он.
Причем под состраданием в буддизме понимается желание, чтобы все страдающие живые существа избавились от мучений,а подлюбовью — чтобы все они обрели счастье.
Чтобы развить альтруизм, Далай-лама посоветовал читать ”Путь бодхисаттвы”
Для развития альтруизма Далай-лама рекомендовал читать труд известного буддийского философа VIII века Шантидевы под названием ”Путь бодхисаттвы”. В нем описываются, в частности, практики терпения и мысленной ”замены себя на других”.
”Шантидева говорит, что всякая радость и счастье берут начало в желании приносить счастье другим, а любая боль и страдание —в желании счастья лишь для себя. Это учение поможет справиться с завистью, гневом и другими негативными эмоциями. Очень важно ставить других превыше себя”,— подчеркнул он. При этомДалай-лама отметил, что к развитию терпения и альтруизма ведут все религиозные традиции.
”И все учение Будды можно свести к следующему:не совершай неблагого, совершай благое, полностью усмири свой ум. Неблагое —все то, что наносит вред другим живым существам. А благое — то, что приносит другим пользу. Все действия должны быть мотивированы стремлением приносить пользу, служить другим существам. Нужно думать о пользе альтруизма и вредеэгоцентризма”,— призвал Далай-лама.
На трехдневные учения в большом рижском зале ”Сконто” съехались около четырех тысяч человек из десятков стран мира. Помимо Гребенщикова и Вырыпаева,во встрече приняли участие режиссер-документалист, президент фестиваля ”Артдокфест” Виталий Манский, латвийский режиссер, худрук Нового Рижского театра Алвис Херманис и другие деятели культуры.
Организаторами рижских учений Далай-ламы выступили общество ”Сохраним Тибет” (Рига), фонд ”Сохраним Тибет” (Москва) и Центр тибетской культуры и информации (Москва).
Далай-ламав августе принял участие в первойв истории дискуссии с российскими экспертами, изучающими природу сознания, высказав ряд предложений в области мировой политики, в том числе по поводу диалога с исламскими экстремистами и противостояния Москвы и НАТО. Одним из предложений стала идея о переездештаб-квартиры НАТО в Москву.