Печать

Учения Далай-ламы в Дхарамсале по трактату Чандракирти «Вступление на срединный путь»

Опубликовал: Валерий Павлов 05 Октябрь 2017. Опубликовано в Новости сайтов

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 3 октября – Звенели цикады, а горы Дхауладхара казались суровыми и неприступными в первых лучах утреннего солнца, когда утром Его Святейшество Далай-лама пешком направлялся в храм Цуглакханга. Шесть тысяч учеников уже ждали его появления. Встав перед троном, Его Святейшество поприветствовал собравшихся, и многие замахали руками в ответ.

  title=Тайские монахи пропели Мангала-сутту на языке пали, за ней зазвучала «Сутра сердца» на китайском языке в исполнении 1300 буддистов из Тайваня, членов 22 культурных организаций, действующих под эгидой тайваньского крыла Международной ассоциации тибетской буддийской Дхармы.

Его Святейшество заметил, что учения, которые начинаются сегодня, он дарует главным образом по просьбе буддистов из Тайваня. Он добавил, что сюда приехали также ученики из традиционно буддийских стран – Индии, Непала, Кореи, Японии, России и Вьетнама, а также из стран, где буддизм стал известен относительно недавно, например, из Израиля, Испании, Германии, Франции, США и Великобритании. В общей сложности на нынешние учения приехали граждане 69 стран мира. Его Святейшество объявил, что хотел бы начать с небольшого введения.

«Мы называем себя буддистами, но зачастую не задумываемся всерьез, что же такое буддизм. Если мы начнем анализировать учение, обретем убежденность в его верности, то наше понимание будет опираться на логическое обоснование.

Все живые существа инстинктивно стремятся к счастью и не желают страданий. Боль и удовольствие возникают из причин и условий, но только мы, люди, способны это осознать. Каждый день я возношу молитвы о благополучии всех живых существ, но те, кому я действительно могу чем-то помочь, это люди, которые живут сегодня на Земле. Наши интеллектуальные способности позволяют нам искать пути для искоренения человеческих страданий. Однако поскольку образование все больше сосредотачивается на материальных задачах, а мы все упорнее ищем счастье в доставляемых органами чувств удовольствиях, мы склонны забывать о нашем внутреннем мире, о важности покоя ума и нравственных ценностей.

В результате, большинство проблем, которые нас сегодня одолевают, мы создаем своими собственными руками. Из-за отсутствия сострадания развязываются войны, и мы становимся свидетелями немыслимых убийств. Мы упорствуем в торговле оружием, единственная цель которого – ранить и убивать. Посмотрите, что произошло вчера в Лас-Вегасе, где убито почти 60 человек и более 500 пострадавших. В других уголках мира люди живут в страшной нищете, им не хватает еды, и невинные дети гибнут от голода. Гнев и ненависть, разделение наших человеческих братьев и сестер на своих и чужих ограничивает мировоззрение и ведет к запугиванию, эксплуатации и убийствам, о которых нам рассказывают в новостях.

  title=Мы общественные животные, мы живем в сообществах, и само наше выживание зависит от других. Поэтому нужно относиться друг к другу с любовью и состраданием. Опираясь на данные экспериментов с участием маленьких детей, ученые пришли к выводу, что по природе своей человек склонен к состраданию. Однако мы склонны проявлять заложенное в нас природой сострадание лишь к тем, кто нам близок. Но ведь мы все взаимозависимы, и каждому пойдет на пользу, если окружающие будут миролюбивыми, будь то живущая по соседству семья или соседняя страна. Таким образом, нужно охватывать своим состраданием все человечество».

Обратившись к сочинению Чандракирти, которому посвящены нынешние учения, Его Святейшество сказал, что «400 строф о срединности» Арьядевы и «Вступление на срединный путь» Чандракирти изучают все школы тибетского буддизма. Он пояснил, что получил передачу и объяснения по «Вступлению на срединный путь» от Линга Ринпоче, который слышал их от Чони Ламы Ринпоче. Позже Его Святейшество получил передачу автокомментария Чандракирти от настоятеля монастыря школы сакья Кунга Вангчука, который провел долгие годы в тюрьме в оккупированном китайцами Тибете.

Его Святейшество также объявил, что намерен дать передачу «Восхваления взаимозависимого возникновения» Чже Цонкапы. Он поделился, что в детстве выучил этот текст наизусть за час и до сих пор ежедневно повторяет некоторые его строфы.

«Я считаю Чже Цонкапу вторым Нагарджуной, и не из преданности традиции гелуг, а благодаря чтению и изучению его трудов. Взгляните на “Сущность хорошо изложенных разъяснений” и “Сущность красноречия”. Когда санскритолог пандита Трипатхи переводил эти сочинения на хинди, я спросил, можно ли, по его мнению, сравнить Цонкапу с великими учеными-философами Наланды, и он ответил, что не только можно, но Цонкапа был бы среди них одним из лучших.

Два моих учителя были родом из Киннаура – Кхуну Лама Ринпоче и геше Ригзин Тенпа. Последний даровал мне объяснения по “Восхвалению взаимозависимого возникновения”».

Раскрыв «Вступление на срединный путь», Его Святейшество прочел санскритское название, мадхьямака-аватара, которое указывает на его подлинность. Затем идет приветствие Манджушри от лица переводчика, означающее, что сочинение принадлежит к категории высших знаний или абхидхарме.

Его Святейшество обратил внимание, что собрание слов Будды на тибетском языке, Кангьюр, насчитывает около ста томов, а коллекция Тенгьюра, их обширные толкования, состоит из 225 томов. Около 12 трактатов было переведено с китайского языка, а все остальные перевели с санскрита или пали. Среди них важнейшие труды Майтреи, относящиеся к линии преемственности обширных деяний, а также сочинения других ученых-философов, разъясняющие взгляды линии преемственности глубоких воззрений, основанной Нагарджуной.

  title=«Коренные строфы о срединности» Нагарджуны посвящены объяснениям пустоты, а «Драгоценная гирлянда» раскрывает аспект пути. Сочинение «Вступление на срединный путь» сочетает оба подхода. В нем также опровергаются философские воззрения других школ с точки зрения школы Срединного пути. «400 строф о срединности» Арьядевы – это истолкование «Коренных строф о срединности», как и комментарий Буддапалиты. Бхававивека в своем комментарии «Светоч мудрости» критикует взгляды Буддапалиты. Чандракирти разрешает сомнения, следуя принципу, по которому сначала опровергается точка зрения оппонентов, затем утверждается собственная позиция и наконец дается отпор выдвинутым возражениям. По мнению Его Святейшества, читать и сравнивать интерпретации буддийских идей различными учеными-философами необыкновенно полезно, ведь это стимулирует наш ум к размышлениям.

Его Святейшество посетовал, что с возрастом стал быстрее уставать. В половине двенадцатого он объявил перерыв на обед, пообещав продолжить объяснения завтра утром. Его Святейшество посоветовал ученикам обязательно принять участие в разъяснительной сессии, которая запланирована на вторую половину дня.

Выходя из храма, Его Святейшество часто останавливался, чтобы пожать руки и обменяться парой слов со стародавними друзьями и сторонниками из толпы. Он улыбнулся и еще раз помахал рукой перед тем, как сесть в машину, ожидавшую его внизу, после чего отправился в свою резиденцию обедать. Членам Международной ассоциации тибетской буддийской Дхармы из Тайваня накрыли обед в отгороженной части храмового двора, а всем остальным ученикам предложили блюда, приготовленные на главной кухне.

***

Тхекчен Чолинг, Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 4 октября – Утром, перед тем как покинуть свою резиденцию и отправиться в храм Цуглакханг, Его Святейшество Далай-лама встретился с членами благотворительного фонда «Tibetan Nuns Project», деятельность которого сосредоточена на помощи тибетским монахиням. Фонд празднует сегодня свою 30-ю годовщину. На встречу приехали сотрудники фонда, члены совета директоров, меценаты и почти 20 монахинь, которые прошлой зимой получили степень геше-ма, доктора буддийской философии.

  title=Его Святейшество сказал, что буддийская Дхарма процветала в таких великих центрах обучения Древней Индии, как Такшашила, Наланда и Викрамашила. Эта древнеиндийская традиция не строилась лишь на слепой вере, а опиралась на логику и обоснование, а также подарила миру бесценные знания о преобразовании ума.

«Сегодня, в 21-м столетии, после более 30 лет встреч с современными учеными, я вижу, какой интерес в них пробудили знания монастыря-университета Наланда, бережно сохраненные в Тибете. Ученых привлекает логический подход и глубочайшее понимание устройства ума и эмоций, которое демонстрируют учителя Наланды.

Опираясь на поддержку тибетского царя Трисонга Децена и адепта Падмасамбхавы, Шантаракшита учредил буддизм в Тибете. С самого начала он поощрял усердное обучение с опорой на обоснование. Монахи последовали установленному им обычаю. Однако поскольку Будда даровал монашеское посвящение своей приемной матери Махапраджапати Готами и полагал, что способности монахинь к обучению и практике не уступают способностям монахов, я посчитал важным дать монахиням возможность на равных с монахами изучать буддийскую Дхарму.

Помню, несколько лет назад я побывал в поселении Бхандара, и меня поразило, как замечательно местные школьники вели философские диспуты. Я спросил, кто их учит, и с радостью узнал, что это монахиня, получившая образование в женском монастыре Долма Линг».

  title=Его Святейшество упомянул, что монахам присваиваются степени геше различного уровня, поэтому и монахини, стремящиеся получить полный диплом геше-ма, могут поставить себе целью также тщательное изучение философии срединного пути и наставлений о совершенной мудрости. Его Святейшество очень хотел бы, чтобы монахини изучали тринадцать классических буддийских сочинений. Усердное обучение и проведение монастырских диспутов характерны не только для школы гелуг, они присущи всем тибетским буддийским традициям.

Его Святейшество повторил слова, которые нередко слетают с его уст повсюду, где он бывает: чтобы обеспечить выживание учения Будды, необходимо учиться и практиковать. Он рассмеялся и заметил, что он первый Далай-лама, который занялся улучшением образования монахинь.

«Вашими достижениями, – продолжил он, – по праву может гордиться весь тибетский народ».

  title=Учения в храме начались, как и вчера, с чтения Мангала-сутты на языке пали, а затем «Сутры сердца» на китайском языке. По правую руку от трона Его Святейшества на нынешних учениях сидит Госок Ринпоче, Нгаванг Сунграб, которого недавно повысили до поста Джангце чодже. Это случилось вскоре после его избрания Ганден Трипой. Госок Ринпоче прежде служил настоятелем монастыря Сера Ме и тантрического университета Гьюдмед.

«Сегодня мы собрались здесь, чтобы послушать наставления по Дхарме, – начал Его Святейшество, – однако, будет ли любое действие благим или отрицательным, зависит от нашей мотивации. Трактат, которому посвящены учения, относится наставлениям колесницы бодхисаттв, поэтому будет неправильно, если ученики станут слушать наставления, руководствуясь лишь своими эгоистическими целями. Подобным образом, если учитель стремится к материальной выгоде или славе, учения будут больше походить на торговую сделку.

Вы, китайские буддисты, обычно добавляете еще одну строфу, завершив чтение “Сутры сердца”:

Да устраним мы три яда (гнев, привязанность и неведение),

Да будет свет мудрости освещать нам путь.

Да одолеем мы все преграды

И вступим на путь бодхисаттв.

Все разрушительные эмоции коренятся в неведении, неверных представлениях, которые можно одолеть, взращивая мудрость, прозрение в истинную природу вещей. Чже Цонкапа говорил, что если мы желаем укротить умы других, то первым делом необходимо обуздать свой собственный ум. Нам нужно понимание всего учения Будды в целом.

В своей личной практике я стараюсь взращивать аспекты метода и мудрости пути. Поскольку я такой же человек, как все остальные, возможно, то, что оказалось полезным для меня, послужит на благо и вам.

Водою Будды не смывают скверны,

Страдания существ рукой не устраняют,

Другим не переносят прозрения свои.

Они учением существ освобождают.

  title=Вот почему Будда учил, что все без исключения живые существа должны сами трудиться ради своего освобождения. Посвятив шесть лет строжайшим аскетическим практикам, он показал нам пример».

Его Святейшество заметил, что во время первого поворота колеса Дхармы Будда учил, что страдания порождаются причинами, которые возможно устранить. Во время второго поворота в Раджгире, Будда подробно разъяснил природу этого прекращения [страданий] в свете искоренения разрушительных эмоций. Во время третьего поворота в Вайшали, великий учитель открыл нам, что природа ума – ясный свет, который иногда называют природой Будды.

Его Святейшество возобновил чтение первой главы «Вступления на срединный путь», которая открывается восхвалением сострадания и описанием достоинств первого уровня бодхисаттв. Его Святейшество завершил первую главу как раз к обеду. Учения продолжились на следующий день.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Буддизм в Калмыкии: http://khurul.ru/2017/10/ucheniya-dalaj-lamy-v-dxaramsale-po-traktatu-chandrakirti-vstuplenie-na-sredinnyj-put/